копаева надежда
Проект в подготовительной группе «Почему так улицу назвали»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сернурский детский сад «Ромашка»
Проект
«Почему так улицу назвали?»
Автор: Копаева Н. И. ,
воспитатель первой
квалификационной категории,
МДОУ «Сернурский детский сад «Ромашка»
Актуальность
Публикация «Проект в подготовительной группе „Почему так улицу назвали“» размещена в разделах
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и ваши мысль должно приходить к детям». Данную заповедь Антон Сем. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с родителями.
Великий российский учёный Михаил Вас. Ломоносов в своем научном труде писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
В настоящий момент данной теме уделяется большое внимание, особенно для воспитанников дошкольных учреждений как подрастающего поколения нашего великого государства. Это обуславливает актуальность заявленной темы, так как именно в дошкольном детстве происходит заложение основ патриотизма: любви к семье, языку, культуре, к родному дому, к родной природе, стране. С тем, что заложено в ребёнке в дошкольном возрасте, он пойдёт в школу.
У каждого человека есть своя малая Родина – посёлок, село, город, деревня. Всё, что нас окружает, имеет своё название, своё имя: посёлок, в котором мы живём, знакомая улица, река, протекающая рядом, даже лес.
С любви к семье, дому, к берёзке, растущей во дворе, и начинается любовь к малой родине, родному краю, стране. Дом – это место, где человек чувствует себя защищённым. Дом стоит на улице. У улицы есть название. Каждое название хранит удивительную историю – историю возникновения улиц. С чем оно связано? В честь кого их так назвали? Кто были эти люди? Ребёнок об этом и не подумает, если взрослые ему не помогут. Поэтому решили провести «мини-исследование» истории улиц нашего поселка, названных в честь героев ВОВ, людей, прославивших наш Сернурский край.
Вид проекта : познавательно –исследовательский
Срок реализации проекта : краткосрочный, 5.11.2020г. -27.11.2020г.
Участники проекта : дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатель, родители.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителям.
Цель: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников путем ознакомления с героями, знаменитыми людьми родного края, в честь которых названы улицы в посёлке Сернур.
Задачи:
• формировать у детей знания и представления о жителях, прославивших наш край, об улицах, названных в их честь;
• совершенствовать умение находить соответствующую информацию (о человеке или месте, в честь кого названа улица, портрет человека, фотографии улицы, делиться информацией со сверстниками;
• развивать познавательный интерес к истории своего посёлка и судьбам героев родного края;
• воспитывать любовь к малой Родине, к своему посёлку;
• поощрять сотрудничество членов семьи и их творчество при оформлении проекта.
Гипотеза: Если с детских лет ребёнок будет интересоваться и знать историю своего села, будет передавать эту информацию другим, привьёт интерес к истории своего родного края, любовь к нему. В названиях улиц отразилась история родного края и всей страны.
Новизна: Особенность проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с воспитателем и родителями дети познают, осваивают новое, трудятся, активно отдыхают. Родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Содержание работы строится с учё том следующих педагогических принципов: гуманизации, наглядности, интеграции, последовательности.
Формы реализации проекта :
• познавательные беседы,
• рассматривание фотографий, презентаций, видеосюжетов
• сюжетно-ролевые игры,
• дидактические игры,
• подвижные игры,
• чтение художественной литературы,
• продуктивная деятельность (рисование, конструирование,
• консультации для родителей,
• рекомендации для родителей.
Материально-техническое оснащение: телевизор, ноутбук,флешка, видеофильмы о войне для дошкольников, презентации «Музей в п. Сернур», «Памятники В. О. войны», «Мой Сернур», видеоролик «Сернур с высоты птичьего полёта», магнитная доска, цветная бумага, клей, цветные карандаш, восковые мелки, строительный набор деревянный, «Лего» крупный и мелкий.
Ожидаемый результат проекта :
• формирование познавательного интереса к знаниям о родном крае;
• пополнение предметно-развивающей среды в уголке регионального компонента, способствующей формированию интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории улиц посёлка :альбом «Мой посёлок», «Я помню, я горжусь», «Знаменитые люди нашего края»;
• осознание родителями важности патриотического воспитания детей, выработка активной жизненной позиции;
• дети владеют информацией, почему так улицы называются.
Продукты проекта :
• выставка детских творческих работ;
• папка о героях-земляках: Яналов Андрей Михайлович, Шабалин Борис Сергеевич, Мария Натунич, Вершинин Андрей Михайлович, Онучин Михаил Васильевич, Онучин Виктор Александрович (милиционер).
• папка о первом марийском киноактёре ЙыванКырле и марийском драматурге-просветителеА. Ф. Конакове.
• презентация проекта.
• оформление папки «Почему так улицу назвали?»
Реализация проекта предполагала три этапа:
1. Подготовительный
2. Практический
3. Заключительный
1. Подготовительный этап
Работа педагога
На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические и подвижные игры, физкультминутки.
Подбор материала: книги, стихи о родном крае, фотографии п. Сернур, изготовление альбома о героях-земляках, подготовка презентаций.
Работа с детьми.
1. Вся работа началась с беседы и занятия на тему «Мой посёлок».
2. Для выявления знаний о названиях улиц, детьми провела опрос:
1) На какой улице ты живёшь?
Название улицы, на которой живут, знают все дети.
2) Какие ещё улицы знаете в посёлке?
Ответили 6 детей.
3) Почему она имеет такое название?
Дети не знают.
4) Если улица носит имя человека – кем он был?
Дети не знают.
Нужно решить проблемный вопрос: почему именем этого человека назвали улицу? Кто даёт название улицам?
3. Совместная постановка цели, желание узнать, собрать информацию о людях, чьими именами названы улицы п. Сернур: ул. Онучина,ул. Марии Натунич, ул. Шабалина, ул. Яналова, ул. Вершинина, ул. ЙыванаКырля, ул. Конакова. Из каких источников дети могут узнать информацию, кто им может помощь?
Работа с родителями
1. Ознакомление с целями, задачами проекта. Обсуждение вопросов, связанных с проведением проекта.
Родителям предложила помочь ребёнку собрать информацию о герое, чьим именем названа улица. На индивидуальных консультациях рассмотрели примерный объём рассказа, чтобы ребёнок смог выступить перед сверстниками в группе. Рассказы дополняются фотографиями о герое, об улице.
2. Практический этап
Реализация мероприятий с детьми.
Намеченные задачи проекта решаются во всех видах детской деятельности.
-Беседа «Правила поведения на улице».
Итог беседы: строительство детьми макета улицы из разнообразных конструкторов («Лего», деревянный строительный набор). Придумать название выстроенной улице. Кто даёт название улицам? Узнали, что вопрос о том, как назвать улицу решает городской или сельский совет, решение выносят депутаты.
-Беседа «Кто такой герой?».
Ваня К. рассказывал о своём прадеде, участнике Великой Отечественной войны, показывал фотографии с наградами.
В рамках беседы просмотр видеофильма о войне для дошкольников.
Чтение рассказа Л. Л. Кассиля «Твои Защитники».
Просмотр презентации по телевизору: «Памятники Великой Отечественной войны».
-Беседа «Знаменитые люди нашего края».
Цель: Дать информацию о первом марийском киноактёре Йыване Кырле, о драматурге-просветителе А. Ф. Конакове. Воспитывать чувства гордости, уважения к истории нашего народа.
-Чтобы поддержать интерес к проекту, закрепить знания о своём посёлке, рассматривали с детьми альбом «Герои марийской земли». Рассматривая альбом «Мой Сернур», узнавали знакомые места, радостно реагировалина это. Слушали стихотворение ЙыванаКырли «День рождения».
-Сюжетно-ролевая игра «Военные разведчики». Цель: Воспитание уважения к военным профессиям, желание служить в армии.
-Дидактические игры: «Расскажи про свой посёлок». Цель: обогатить знания детей об объектах социальной и культурной сферы, находящихся в посёлке.
«Собери целое из частей». Цель: Сложить из разрезанных частей целую картину (на военную тему, здания посёлка).
-Словесная игра «Кто больше назовёт улиц». Цель: вовлечение детей в активную познавательную деятельность, активизировать речь детей.
-Просмотр видеоролика «Сернур с высоты птичьего полёта».
-Подвижные игры на прогулке: «Саперы», «Кто быстрее?», «Самолёты», «Полоса препятствий». Цель: воспитание смелости, ловкости, желания быть похожими на героев.
-В рамках непосредственной образовательной деятельности рисовали на тему «Улица моя». Чтение детьми наизусть стихотворения В. Орлова «Здравствуй, Родина моя».
-НОД: Конструирование из бумаги «Дома»
-Конструирование: оригами «Самолёт». Ознакомление детей с подвигом лётчика Вершинина А. М.
- Виртуальная экскурсия в музей. Просмотр презентации «Музей в п. Сернур»(экспонаты музея).
-Просмотр краеведческих материалов о п. Сернур «Что было-что стало» (интернет-ресурс).
-НОД «Почему так улицу назвали?». Детская презентация проекта в группе для сверстников.
Дети, подготовившие презентацию, получают опыт выступления у доски перед другими детьми. Остальные учатся слушать и слышать товарища, учатся благодарить за познавательный рассказ.
Работа с родителями:
-Сбор информационного материала вместе с детьми. Предоставление информационных и фотоматериалов к проекту. Учить детей добывать информацию из разных источников. Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль.
-Посещение музейно-выставочного комплекса им. А. Ф. Конакова с детьми.
-Экскурсия к памятнику, мемориальной доске с ребёнком.
-Целевая прогулка по улицам посёлка для закрепления знания о местоположении улицы, её названия.
3. Заключительный этап
-Выставка детских творческих работ.
-Оформление папки «Почему так улицу назвали?» работами детей.
Итоговая беседа по теме проекта с детьми. Дети делились своими впечатлениями и новыми знаниями. Одни дети получили опыт выступления у доски, другие слушать и слышать товарища, выражать благодарность заинтересный рассказ.
Повторный опрос детей по теме проекта.
Результаты повторного опроса показали, что многие дети (14 детей) рассказывают, почему улица носит такое название. Они могут рассказать о подвиге человека, в честь кого названа улица.
Работа с педагогами:
Презентация проекта воспитателям ДОУ.
Заключение
Папка «Почему так улицу назвали?» заняла достойное место в книжном уголке. Дети с увлечением рассматривают фотографии, читают информацию о герое, рассказывают. Те, кто готовили материал о героях, знаменитых людях, гордятся своей работой.
Результаты проведенного проекта дали возможность решить все основные поставленные задачи, а именно: формировать у детей интерес к истории героев нашего края, воспитать уважение и гордость к защитникам Родины, людям, прославившим наш край. Дети получили знания о героях-земляках: Яналове А. М., Вершинине А. Н., Шабалине Б. С., Марии Натунич, Онучине М. В, милиционере В. А. Онучине, чьим именем названа улица в п. Сернур. Узнали первом марийском поэте, киноактёре, сыгравшем роль в первом советском звуковом кинофильме «Путёвка в жизнь»ЙыванеКырле, о марийском драматурге-просветителе А. Ф. Конаковеи, наконец, получили ответ на поставленный вопрос «Почему так улицу назвали?»
Результаты исследования показали, что названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь была связана с районом. В их названиях отражается не только история людей, но и всей страны. Имена героев должны жить вечно, чтобы каждый мог сказать спасибо за мирное небо над головой.
Список литературы:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М:ЦГЛ, 2005г.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. — 112 с.
3. Интернет-ресурсы: sernurlib.ru>kraevedenie/234…w.histrf.ru
4. Козлова С. А. Воспитание патриотических чувств. ст. в книге «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников. /под ред. А. М. Виноградовой - М. Просвещение, 1989.
5. Серебрякова Г. В. Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с родным краем. - Интернет – ресурс.