Мария Климова
Проект «Метеослужба в детском саду» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 61 «Рябинка»
Проект
Разработка:
Климова Мария Николаевна
воспитатель подготовительной группы
г. Белово. 2019-2020 гг.
Содержание
Актуальность…. 4
Вид проекта….5
Публикация «Проект „Метеослужба в детском саду“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Цели и задачи…. 5
Участники проекта….6
Предполагаемые результаты….6
Этапы проекта….6
Предварительная работа…6
Сотрудничество с семьёй…. 7
Продукты проекта…. 7
План реализации проекта…. 7
Вывод…. 10
Список литературы…11
Исследовательский проект «Метеослужба в детском саду».
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Эмерсон
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»
К. Е. Тимирязев
Актуальность:
Мир познаний не имеет границ. Каждый день дарит возможность новых открытий, удивительных исследований, полезных знаний и умений. Шагая в «ногу со временем», стремясь покорить космос и неизведанные глубины, мы должны знать: одно остаётся в мире неизменным – единение с природой.
Природа и окружающий нас мир своим разнообразием и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Восприятие природы у ребенка острее, чем у взрослого, потому что он соприкасается с природой впервые. Поддерживая и развивая познавательный интерес, мы взрослые можем воспитывать многие положительные качества личности ребенка.
Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия. К сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой.
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.
Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды, и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.
Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Такие станции на земле располагают вдалеке от дорог и зданий. Полученные из разнообразных источников данные систематизируются, и каждому природному явлению присваивается определенный код. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Дальнейшей обработкой уже полученных от метеоролога данных, а также составлением прогнозов занимается синоптик.
Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детской исследовательской деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Прогнозирование – это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Цель проекта : создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека, усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.
Задачи:
• организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой.
• познакомить с профессией метеоролога.
• познакомить детей с метеоплощадкой и приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером, барометром, ветряным рукавом, солнечными часами, компасом, снегомером;
• формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
• учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
• воспитывать основы экологической культуры.
• привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой и лепбука.
Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. Как узнать прогноз погоды?
Участники проекта :
• Воспитатели.
• Дети подготовительной группы.
• Родители.
Предполагаемые результаты:
1. развито умение детей наблюдать за погодой, работать с приборами, составлять прогноз погоды;
2. имеют представление о работе метеоролога;
3. развит интерес детей к объектам и явлениям природы;
4. сформировано гуманно – ценностное отношение к природе.
Этапы проекта :
Подготовительный
• постановка цели и задач;
• определение сроков проведения проекта;
• составление плана работы над проектом.
Основной
• изготовление приборов – помощников;
• изучением природных объектов
• работа на метеостанции,
• заполнение дневника наблюдений;
Заключительный
• подготовка отчета с презентацией.
Предварительная работа:
• подбор иллюстративного материала по теме;
• подбор литературы по теме;
• создание предметно - развивающей среды;
• подбор дидактических игр по теме;
• беседы, чтения художественной литературы;
• наблюдение в природе на прогулке.
Сотрудничество с семьё й:
• Анкетирование родителей по теме.
• Консультация «Исследовательская деятельность дошкольников в природе».
• Совместное изготовление родителей изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой и лепбука.
• Совместная экскурсия на гидрометеорологическую станцию города Белово.
Продукты проекта :
Карта экологической тропинки, Метеоплощадка детского сада, при, метеоприборы, фотографии природных объектов, дидактические экологические игры, деревья и растения на участке детского сада.
План реализации проекта :
Виды деятельности Сроки Цель Форма регистрации
результата
1 2 3 4
1. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Метеорологические приборы на метеостанции». 2-я неделя сентября. Познакомить детей с приборами, с помощью которых составляют прогнозы погоды Конспект образовательной деятельности.
2. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема:«Кузенькины барометры».
4-я неделя сентября. Познакомить детей с «живыми барометрами». Конспект образовательной деятельности.
3. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: Тема: «Очень нужная профессия - метеоролог».
2- я неделя октября Познакомить детей с профессией метеоролога, с понятием «прогноз погоды»;
Конспект образовательной деятельности
4. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Ветер и его настроение». 2 –я неделя
ноября Познакомить детей природой ветра и его видами; Продолжать учить определять направление и силу ветра Конспект образовательной деятельности
5. Опыты - эксперименты с водой и воздухом В течение всего проекта
Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной Описание опытов.
6. Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро» 4-я неделя
декабря Расширять знания детей о профессиях, связанных с исследованием погоды. Конспект сюжетно ролевой игры.
7. Дидактические игры: «Прогноз погоды», "Времена года", "Живая, неживая природа", "Сложи картинку". В течение всего проекта Формировать представления о погодных изменениях в природе. Описание игр. Фотографии, карточки, иллюстрации.
8. Домашнее задание для детей и родителей –совместное изготовление метеорологических приборов.
2-я неделя сентября Содействие сотрудничеству детей и взрослых Методичка по изготовлению метеорологических приборов в домашних условиях.
9. Беседы с детьми:
Тема: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»;
Тема: «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки»;
Тема: «Правила поведения на метеоплощадке во время экскурсии» В течение всего проекта Закрепление знаний об окружающем мире; Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста; Воспитание интереса и бережного отношения к природе Конспект беседы.
10. Пословицы, поговорки и загадки о природе В течение всего проекта Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к природе. Художественное слово
11. Чтение художественной литературы В течение всего проекта Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы. Художественная литература
12. Народные приметы
В течение всего проекта Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты. Художественное слово
13. Создание родителями лепбука «Домашняя метеостанция» 2-я неделя января Расширение возможности сотрудничества со своими детьми, подготовить материал для обучения своих детей.
Оценка результатов.
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшаются практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Вывод
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дадут толчок для развития личности ребенка в дальнейшем. учить бережному отношению, учить ценить ее красоту и помогать ей.
Список использованной литературы
1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с. 76.
2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с. 19-21
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с. 54-57
5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.
6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
8. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
9. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М. : Айрис- пресс, 2008. -208 с.
10. Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М. :ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.
11. Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май/2008 – 61 с.
12. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //Управление дошкольным образовательным учреждение