МААМ-картинки

Проект в подготовительной группе «Что такое снег?»

Петрухина Ирина
Проект в подготовительной группе «Что такое снег?»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект в подготовительной группе «Что такое снег

Проект в подготовительной группе «Что такое снег

Оглавление.

1. Введение

1.1. Актуальность

1.2. Цель исследования

1.3. Объект исследования

1.4. Задачи исследования

1.5. Методы исследования.

2. Основная часть.

2.1. Что такое снег?

Публикация «Проект в подготовительной группе „Что такое снег?“» размещена в разделах

2.2. Внешний вид снег, его свойства и значение.

2.3. Виды снега

2.4. Опыт № 1. Изучение чистоты снега.

2.5. Опыт № 2. О чем может рассказать снежный сугроб?

2.6. Опыт № 3. Нагреваем снег

2.7. Снежинки.

3. Заключение.

4. Перспективы работы.

5. Список литературы.

6. Приложение.

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами.

Блестя на солнце, снег лежит

А. С. Пушкин

1. Введение.

1.1. Актуальность проблемы:

Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Почему наступает зима, одно из самых прекрасных и загадочных времён года? Откуда берется снег? Эти вопросы стали волновать и нас. Лёд, холод, мороз, пурга, но самым главным явлением зимы является снег, потому что с него и начинается это время года. В круговороте влаги на планете Земля, от которого, зависит существование всего живого, снег играет решающую роль. Без него безвозвратно нарушилось бы существующее устойчивое состояние ледников и большая часть суши превратилась бы в безводную и безжизненную пустыню.

Давайте посмотрим вокруг. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Снег - наиболее яркий признак зимы.

«Нигде влияние снежного покрова так не велико, как в России, так как нигде нет равнины настолько обширной, отдаленной от морей и покрытой снегом зимой»,– писал около 100 лет назад в своей замечательной книге «Климаты земного шара»А. И. Воейков.

Огромное значение имеет снег для нашей Родины. Зимой в нашей стране снег одевает белым покрывалом огромные пространства. На 75% площади нашей страны снег лежит более 4 месяцев, а на севере — до 8—9 месяцев.

Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. В. И. Вернадский обратил внимание на то, что снежный покров – не просто теплая покрышка озимых, это живительная покрышка, которая весной дает талые воды, насыщенные, а иногда и перенасыщенные кислородом. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снегпрячутся многие птицы : тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи. Снег – это развлечение для малышей и взрослых.

Наша исследовательская работа посвящена изучению снега. Мы решили узнать больше о снеге и его свойствах.

Объект исследования: снег.

Цель исследования: выяснить, что такое снег, изучить его свойства.

Гипотеза: снег играет важную роль в жизни природы и человека.

Задачи исследования:

Изучить внешний вид и свойства снега.

Изучить чистоту снега.

Выяснить, какую пользу приносит снег окружающей среде.

Методы исследования:

Изучение литературы по данной теме.

Метод наблюдения.

Проведение опытов.

Беседа.

2. Основная часть.

2.1. Что такое снег?

Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Тайна рождения снега была разгадана совсем не так давно. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем. Снег – это не просто замерзшая вода. Это миллионы ледяных кристаллов, которые хранят ту форму, что получилась при замерзании. Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Следуя за воздушными течениями, они перемещаются в воздухе во всех направлениях. Постепенно, эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберется сотня или даже больше. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться к земле. Наука «Снеговедение», призванная наряду с другими науками о Земле сохранять и улучшать природу, изучает свойства снежного покрова, причины, вызывающих жестокие бураны и грозные горные лавины, средства укрощения этих опасных явлений, многочисленных формы использования.

2.2. Внешний вид снега, его свойства и значение.

Снег — непрозрачный, рыхлый, сыпучий, плавает в воде, под действием тепла превращается в воду. В снегу приятно барахтаться. Когда лыжник на большой скорости падает в снег, ему не больно. Потому, что снег – это множество снежинок, между которыми находится воздух, почти как огромная перина.

Снег – белый. Кто ж поспорит с тем, что снег белый! Конечно, белый. обычно. Но в арктических и горных регионах ему случается быть розовым, красным, голубым и даже чёрным из-за подкрашивания организмами, бактериями и грибками, живущими между кристаллами, а также пылью, содержащиеся в воздухе и поглощаемой снежинками, когда те опускаются на земную поверхность. Один такой случай был описан Чарльзом Дарвином. Во время одной своей экспедиции он заметил, что копыта мулов покрывались красными пятнами, после того как они прошлись по выпавшему снегу. Покраснение снега было вызвано присутствием пыльцы красного цвета, которая находится в воздухе, когда начал падать снег.

Снег имеет белый цвет по той же причине, по какой кажется белым толчёное стекло и вообще всякие измельчённые прозрачные вещества. Растолките лед в ступке или наскребите его ножом — и у вас получится порошок белого цвета. Цвет этот обусловлен тем, что лучи света, проникая в мелкие кусочки прозрачного льда, не проходят сквозь них, а отражаются внутрь на границах льдинок и воздуха. Поверхность же, беспорядочно рассеивающая во все стороны, падающие на неё лучи, воспринимается глазом как белая.

Значит, причина белого цвета снега — его раздробленность. Если промежуток между снежинками заполнить водой, снег утрачивает белый цвет и становится прозрачным. Такой опыт нетрудно проделать: если вы насыплете снега в банку и нальете туда воды, снег на ваших глазах из белого сделается бесцветным, прозрачным.

Одно из очень важных для человека свойств снега – это то, что он скользкий. Санный путь и быстр, и легок, и удобен. Чтобы скользить по снегу –передвигаться на санях, надо затратить в 10 раз меньше энергии, чем для передвижения на колесах. Снег скользкий потому, что при давлении и трении полозьев саней или лыж поверхностные частички снежного покрова тают, появляющаяся при этом пленка воды служит как бы смазкой. Поэтому «скользкость» зависит от температуры снега и от скорости перемещения.

Ещё одно свойство снега - скрипучесть. Снег скрипит только в мороз –чем крепче мороз, тем громче скрип. Скрип снега – не что иное, как шум от раздавливаемых мельчайших кристалликов снега. В отдельности каждый из них так мал, что, ломаясь, издает звук, недоступный человеческому уху. При сдавливании снег издаёт звук, напоминающий скрип (хруст). Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков. Основной причиной скрипа (хруста) снега считается именно ломание кристалликов.

В снегу между отдельными снежинками имеются большие промежутки,которые заполнены воздухом. Воздух между снежинками плохо проводит холод и тепло и не дает теплу уйти от земли. Вот почему снежное «одеяло» может защищать корни растений от морозов.

Наблюдение № 1.

Раскопаем снег лопаткой. Мы видим маленькие ростки травы. В снегузимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик. Что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу. Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но сохраняет тепло.

Вывод: снег сохраняет тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных. Это же свойство снега используют эскимосы строя из него себе жилище — иглу. В сильные морозы звери спасаются в снегу от морозов (собаки, волки). Даже птицы (тетерева, куропатки) закапываются в снег от холодов. На севере, на Чукотке, охотники, застигнутые метелью, когда до дома далеко, ложатся в снег с собаками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из снега живыми. Вода в реке закрыта снежно-ледовым покрывалом, надежно защищает воду от замерзания, а растения, рыбу и других животных от гибели.

Свойства снега оказывают большое влияние на жизнь животных и растений зимой. Некоторые свойства снегаживотные организмы приспособились использовать: цвет, непрозрачность, рыхлость. Для этого некоторым из них приходится на зиму изменяться или вести иной, чем летом, образ жизни. Зная, как изменяются живые организмы зимой, мы можем предположить их зимний образ жизни.

«Снега надует — хлеба прибудет, вода разольётся — сена наберётся»,—говорят в народе. Так оно и есть. Снег прикроет луга и поля. Под мягким снежным одеялом не страшен мороз озимым хлебам в поле и многолетним травам на лугу. А весной снег, растаяв, увлажнит почву, и растения будут хорошо расти. Уродится много хлеба, и вырастет на покосах высокая сочная трава. Чтобы снега на полях задерживалось больше, колхозники ещё с осени расставляют по лугам и полям рядами щиты, которые хорошо задерживают снег. Около них ветер наметает большие снежные сугробы.

Снег – это зимние развлечения для людей.

Наблюдение №2.

Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках - зимние развлечения людей. На Руси катались на ледянках. Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках и катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.

Вывод: снег имеет огромное значение в жизни человека.

Снег оказывает влияние на Землю. В планетном масштабе он подобен громадному зеркалу, отражающему в космос почти 90 процентов лучистой энергии Солнца. Такой высокой отражательной способностью не обладает больше ни одно естественное тело. Свободная же от снега суша отражает только 10. 20 процентов. Отсюда понятно, что количество тепла, получаемого Землей от Солнца, сильно колеблется в зависимости от того, как изменяются площади снегов.

2.3. Виды снега.

Свойства снега очень сильно зависят температуры, давления и общей погоды. Познакомимся с основными видами снега и теми развлечениями-играми, которые больше всего подходят к такой погоде.

Пухляк.

На что похож недавно выпавший, нетронутый мягкий снег? На порошок, окутывающий пейзаж мягким и гладким одеялом. Пухляк часто спрессовывается в толстые слои, которые превращаются в настоящие подушки для всяческих падений. Этим и предлагаем заняться, когда на улице такой вид снега. Взрослые и дети с одинаковым энтузиазмом освоят науку падения в сугробы. Можно устроить соревнование: чей след от падения будет глубже, четче или оригинальней. Также пухляк идеально подходит для начала освоения зимних видов спорта: первый раз вставать на лыжи или сноуборд лучше именно в такую погоду. Чтобы неловкие движения и последующие падения не привели к травме и не испортили настроение.

Наст.

Так называется корка твердого снега, накрывающая мягкие пласты. Солнце плавит верхний слой пухляка, а затем холодный ветер замораживает его обратно. Такой снег идеально подходит для рисования. Создавать изобразительные шедевры можно ступнями – оставляя отпечатки в снегу. А можно вынести баллончики с краской или брызгалки с разведенной гуашью и создавать живописные полотна.

Мокрый снег.

Если температура поднимается чуть выше нуля, снег начинает таять и наполняется водой. Отдельные снежные кристаллы слепляться в комки. Значит, самое подходящее время для скульптурных упражнений, например, лепим снеговика. Разогреемся классической игрой в снежки. А продолжим строительством снежной крепости, горки и просто снежных скульптур.

2.4. Опыт № 1. Изучение чистоты снега.

Цель: проверить насколько чист выпавший снег.

Мы заинтересовались насколько чист вновь выпавший снег, и можно ли, не опасаясь отравления, лизать сосульки. Это было интересно, так как мы были не прочь этот снег есть. Естественно, несмотря на категорические запреты взрослых. А может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист и не чуть не хуже мороженного.

Набрав свежего снега в металлическую миску, мы растопили снег и стали его исследовать. Первое, что бросилось в глаза, - вода, получавшаяся из снега, выглядела далеко не чистой.

Ребята часто сосут сосульки и едят снег — это приятно, но вредно, так как находящийся в атмосфере воздух содержит вредные вещества. Смешиваясь с паром (водой) в воздухе, они растворяются в капельках воды и при её замерзании остаются в снежинках и переходят с водой в сосульку. Кроме того, дети, разгоряченные игрой, могут переохладить водой сосульки или снега горло и простудиться.

2.5. Опыт № 2. О чем может рассказать снежный сугроб?

Мы взяли лопату и разрезал сугроб пополам. И увидел, что он весь полосатый: слой серый, потом белый, белый да серый, а кое – где веточки лежат, сухие листья. Серый слой говорит о том, что старый снег успел загрязнится, а новый долго не выпадал. Ветки с сухими листьями – говорят о сильном ветре. А ледяная корочка поперек сугроба говорит об оттепели.

2.6. Опыт № 3. Опыт «Определение тяжести»

Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.

Что тяжелее: снег или лёд?

Первая группа– опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

Вывод:

Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.

Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.

Третья группа - лёд не тонет, он ещё тяжелее.

– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?

Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

2.7. Снежинки.

Снег – это миллионы ледяных кристаллов, которые хранят ту форму, что получилась при замерзании. А снежинки – это наборы кристаллов, свободно сцепленных между собой. Мы очень любим разглядывать снежинки – они так красивы, что вызывают восхищение. Как же образуются снежинки? Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительной красы звездочкой. Некоторые из кристалликов льда имеют игольчатую форму, другие — плоскую, однако в любом случае у каждого из них оказывается 6 граней. Любопытно, что устройство снежинок совершенно одинаково. Однако в то же время нельзя найти две снежинки с абсолютно одинаковым узором. Снежинки бывают очень красивы. Когда снег идет густо говорят, что начинается снегопад. Снежинки бесшумно опускаются на ветки деревьев, кустов, землю, покрывая все вокруг белым покрывалом. Снежинки не просто замерзшие капельки воды — они образуются в воздухе, когда к очень маленькому кусочку льда примерзнет много других, и они смерзаются в снежинку. Снежинки растут быстро и неравномерно; на углах кристаллов образуются рожки, которые затем начинают ветвиться, придавая снежинке форму звездочки. Размеры снежинок малы, но при падении кристаллы могут слипаться в снежные хлопья размером до 1 см. В отдельных случаях возникают и более крупные хлопья. Так, 4 декабря 1892 г в Саксонии падали хлопья снега, достигавшие в поперечнике 12 см. При ветре хрупкие снежинки обламываются, крошатся и на землю падают мелкие обломки кристаллов.

Мир вокруг нас необыкновенно удивителен. Давайте вместе находить волшебство в привычных для нас вещах, давайте учиться видеть красоту и чувствовать её в своей душе. Поймайте на ладонь снежинку, рассмотрите её. Какой великий волшебник смог создать столь совершенную форму? Маленькое чудо – на вашей ладошке. Раз – и нет его. Ладошка тёплая – вот снежинка и растаяла… Посмотрите вокруг: как красиво. Однажды было сказано, что в каждой капле дождя отражается весь мир. В каждой снежинке предстают перед нами красота и гармония природы.

3. Заключение.

В процессе работы над проектом мы узнали, что снег - чудеснейшая особенность нашей планеты. Он образуется на всех континентах в огромных количествах. Ежегодно снегом покрывается до 130 миллионов квадратных километров -четвертая часть всей поверхности Земли вместе с океанами. Снег образуется не наземной поверхности, он - детище высоких слоев атмосферы. Облака состоят из мелких снежинок и переохлажденных капель воды, и поэтому даже дожди, жидкие осадки могут иметь своим прямым предшественником атмосферный снег.

Снег не просто нечто эфемерное, непостоянное, сезонное. Не просто красивый спутник зимнего пейзажа. И даже прошлогодний снег отнюдь не бесполезен. Снег –это и высокие, устойчивые урожаи, это основа зимних дорог и даже аэродромов, это строительный материал для зимовий и различных хранилищ на севере, источник воды на юге. Со снежными запасами связаны водность рек и изменения климата целых районов. Трудно себе представить леса и равнины, величавые горы, да и всю нашу жизнь без снега, без его очарования. Он, пушистый, искрящийся, кипенный, дарит нам радость, учит прекрасному с самого детства.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Снег имеет огромное значение в жизни живой природы и человека.

4. Перспективы работы.

В дальнейшем мы планируем:

1. Наблюдать за снегом, зарисовывать и фотографировать разные по форме снежинки.

2. Проверить народные приметы, связанные со снегом.

3. Будем продолжать проводить опыты по выявлению чистоты снега, постараемся установить причины его загрязнения.

5. Список литературы.

1. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М. : ООО «Издательство АСТ»,2001.-557 с. : В. А. Маркин.

2. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн-Пресс», 2001.- 657 с. : А. Ю Бирюкова.

3. С. А. Веретенникова, А. А. Клыков «Четыре времени года», М., Просвещение,1996 г.

4. А. Брагин Серия «Всё обо всём» - М. 6 ЗАО «Планета детства», ООО «Издательство Астрель», АСТ, 2001 г.

5. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Как на горке — снег, снег, и под горкой-снег, снег»Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Как на горке — снег, снег, и под горкой-снег, снег» Плужникова Ирена Антановна Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Как на горке – снег, снег, и под горкой- снег, снег» Цель:.

Конспект НОД с ИКТ «Что такое космос» в подготовительной к школе группеКонспект НОД с ИКТ «Что такое космос» в подготовительной к школе группе .

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Конспект занятия по рисованию «Снег, снег кружится» в младшей группеКонспект занятия по рисованию «Снег, снег кружится» в младшей группе Тема: «Снег, снег кружится» Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Задачи: познакомить со стихотворением.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег» Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей в.

Проект во второй младшей группе «Снег, лед, вода»Проект во второй младшей группе «Снег, лед, вода» Проект для детей второй младшей группы «Снег, лед, вода" Воспитатели: Казакова Е. Н, Коваленко С. В. Тип проекта: творческий детско-взрослый,.

Родительское собрание в подготовительной группе «Что такое игра?» I.Уважаемые родители! Приглашаем вас стать участниками специальной образовательно-игровой программы для родителей, чьи дети идут «первый.

Сценарий досуга в подготовительной группе «Бывает же такое!» Цели: воспитание взаимовыручки, вежливости, милосердия; развитие речи, внимания, памяти, восприятия. Оборудование: костюмы для детей-героев.

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группеЗанятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группе Цель: формирование положительного отношения к себе и близким. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о себе (чувства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в подготовительной группе «Что такое снег?»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 14:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в подготовительной группе «Что такое снег?»» (включая файлы) размещена пользователем Петрухина Ирина (УИ 2124603) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД