Наталья Гагарина
Проект в младшей группе «Природа — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в младшей группе "Природа-наш дом"
Природа не храм, а мастерская,
и человек в ней работник.
И. Тургенев
Актуальность:
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми.
Публикация «Проект в младшей группе „Природа — наш дом“» размещена в разделах
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательность. Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк, речку, ездить на экскурсии. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте.
Основная цель проекта :
заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, формировать элементарные экологические знания и представления.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта, формирование представления у дошкольников о разнообразии окружающего мира, формирование навыков правильного поведения в природе.
Воспитание экологической культуры у дошкольников, через понимание того, что в природе все взаимосвязано – собственные действия и состояние окружающей среды.
Задачи:
Воспитание любви и уважения к природе, восприятие ее красоты и многообразие;
Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;
Идентификация себя, как представителя живой природы;
Формированию у детей желание сохранить окружающую среду, осознание ими влияние человека на природу;
Вовлечение детей в разнообразные виды творческой деятельности и осознание ее необходимости;
Воспитание чувства сопереживания ко всему живому, которое в дальнейшем трансформируется в сочувствие, а затем – в содействие.
Тип проекта : информационный, познавательно-творческий
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность: долгосрочный.
Проблема:
Низкий уровень развития экологической культуры у детей дошкольного возраста, недостаточно сформированы сенсорные умения и навыки работы с природными и бросовыми материалами.
Ожидаемые результаты.
Заботливое отношение детей к природе, развитое чувство сопереживания природе, ощущение себя, как часть природы;
«Умный физический труд» ребенка на преобразование и сохранение природы, в процессе которого ребенок убеждается, что природа не терпит невежества;
Развитие творческого общения детей с природой при изготовлении поделок из природного и бросового материала;
Раскрытие детьми новых тайн природы, развитие у детей культуры ощущения и восприятия.
Форма проведения: Игровая деятельность, ситуационные беседы «Семейные традиции в уборке сада весной и осенью», «Походы в природу», «Сбор урожая», чтение художественной литературы, заучивание стихотворений к календарным праздникам, потешек, обсуждение пословиц, просмотр мультфильмов «», «Гуси- лебеди», «Пузырь,Соломинка и Лапать», инсценировка сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Бычок – смоляной бочок» ,рассказы из опыта детей на тему «Природа-наш дом», оформление фотогазет, журналов и природного уголка.
Материалы и оборудование: атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, наборы сюжетных и демонстрационных картинок, книги для выставки, настольно-печатные игры, конспекты НОД, телевизор, DVD, компьютер.
План реализации проекта.
I Подготовительный этап:
1. Разработка проекта;
2. Подбор соответствующей литературы и информации по данной теме.
3. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
4. Создание необходимых условий для реализации проекта.
II Основной этап:
1. Внедрение в воспитательно –образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о природе и ее происхождении.
2. Привлечение родителей к продуктивной и творческой деятельности.
3. Рассматривание фотографий своей семьи: «Прогулка по лесу», «Отдых летом», «Как работаем в огороде», беседы о природе «Птицы наши друзья»,
«О насекомых», «Фрукты и овощи», «Дикие и домашние животные». Рассказы детей о домашних животных из личного опыта.
4. Подборка стихов о природе.
5. Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр о природе.
6. Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
7. Выставка рисунков, фотогазет, поделок.
8. Консультации для родителей:
1.«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
БЕСЕДЫ НА ТЕМЫ: «Поговорим о домашних животных». «Кто где живет?». «Чей малыш?», «Как я помогаю в саду?», Ситуационная беседа по вопросам «Как себя вести себя в природе», «Берегите землю!»
; «Животные родного края», «Растительный мир Мордовии»; «Птицы –наши друзья», «Чему нас учит солнце», «Чудо -радуга», «Небесная вода», «Воздух», «О зоопарке», «Что тебе нравится в природе?», «Цветы – краса земли», «Что растет в лесу, огороде?», «Бабушкины рецепты (лекарственные растения)», «Комнатные растения», «Кто же такие зеленые друзья?», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Таинственный мир насекомых», «Такие разные семена», «Почему ягоды так назвали»», «Какие бывают корнеплоды», «Полезные фрукты», «Витамины в лесу и на грядке», «Животные -наши друзья» и т. д.
Дидактические игры: : «Овощи, фрукты, ягоды», «Сложи солнышко», «Сложи цветочек», «Что лечит растение?», «Что лишнее?», «Кто, где живет?», «Полезно-вредно», «Разложи картинки по порядку», «Я знаю», «Кто летает, а кто ползает?», «Хорошо - плохо», «Подбери картинки», «Найди растение по описанию», «Собери радугу», «Чего не бывает», «Что где растет?», «Что для чего?», «Какое варенье?», «Что есть у растения», «Назови плод», «Вершки или корешки», «Угадай на ощупь», «Собери букет», «Найди пару», «Какого растения не стало», «Наши помощники - растения», «Мы варим варенье» и т. д.
Цель: Продолжать развивать речь, как средство общения, умение устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками беседы. Формировать у детей представления о природе, закреплять знания о животных, насекомых, птиц и растений.
Беседы: «Правила безопасного поведения», «Это вредная еда», «Микробы и мыло», «Если ты остался в лесу или на речке один».
Ситуация: «Что делать, если ты потерялся».
Дидактические игры: «Как избежать неприятностей на улице», «Полезна и вредная еда», «Съедобное – не съедобное».
Цель: закрепление навыков безопасного поведения дома, на улице, умения применять полученные знания в жизни. Воспитывать осторожность при выполнении упражнений, безопасность в подвижных играх.
2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
НОД «Развитие речи» - «Здравствуй,лес», «Овощной магазин», «Замечательные цветы», «Зима в лесу».
Сказки «Волк и семеро козлят» ,"Три медведя», «Сказка о глупом мышонке» Стихи: А. Бродский «Скачут побегайчики – солнечные зайчики», М Полянская «Одуванчики», О. Высотская «Одуванчик», О. Бедарева «Я по травке на лугу…», А. Барто «С утра на лужайку», О. Киселева «Цветы», Р. Рождественский «Береги природу».
Заучивание пословиц и поговорок о животных, птицах, цветах, насекомых
Потешки: «Божья коровка», «Ворона», «Солнышко», «Дождик», «Одуванчик».
Загадки: о птицах, животных, цветах, насекомых, деревьях, явлениях природы.
Пословицы и поговорки: о птицах, животных, цветах, насекомых.
Цель: формировать умение внимательно слушать сказки, стихотворения; развивать интерес к чтению, умению рассказывать выученные стихи, пересказывать содержание сказок и рассказов.
Цель: воспитание любви и уважения к природе через устное народное творчество, поэтическое слово, музыку.
Составление рассказов на тему: «Мой котенок», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься на прогулке».
Обсуждение мультфильмов «Топтыжка», «Чьи в лесу шишки»
Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, бережное отношение к природе, способствовать формированию привычки к чистоте.
Памятки для родителей «Охрана растений и животных», «Берегите природу».
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Рассматривание альбомов: «Животные России», «Лекарственные растения», «Садовые цветы», «Овощи и фрукты», «Птицы», «Насекомые».
Беседы: «Полевые цветы», «Путешествие в весенний лес», «Загадки Лесной феи».
Экспериментальная деятельность – «Какая она вода?», «Прятки с водой», «Легкий и тяжелый (свойства мокрого и сухого песка)»,«Рисование пальчиками на песке», «Рассматривание лупой насекомых», «Песок какой ты?», конструирование из мокрого песка различных формочек «Чудные ягоды», «Веселый зоопарк», «Когда поспеет ягода», «Почему у бабочек крылья ярко окрашены?».
Проблемная ситуация: «Кто такие зеленые друзья», «Как узнать березу», «Какие изменения произошли в природе?», «Игрушка потерялась в песке, надо ее найти», «Что мешает расти цветам», Цикл «Уроки экологии» - «Берегите добрый лес – он источник всех чудес», «Экологический светофор», «Экологическая тропинка», «Комнатные растения».
Тематические прогулки, наблюдения: «Не обижайте муравья», «Что можно делать с песком», «Спит ли Солнце». «Солнышко на траве», «Насекомые на участке», «Цветники и цветочные клумбы», «Ветер», «Солнышко», «Деревья и кусты», «Птицы нашего сада».
Цель: формировать представления о живой и неживой природе, умение экспериментировать с веществами; ознакомить с доступными явлениями природы.
Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность, учить отвечать на вопросы.
4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
НОД Рисование - «Яблоки», «Белоснежная зима», «Нарисуем котику усы», «Красивый цветок», «Рыбки»
НОД Лепка - «Листопад», «Огурец и помидор», «К нам снеговик пришел»
НОД Аппликация «Коврик для котенка», «Носит одуванчик желтый сарафанчик», «Дождь», «цветочная клумба» (коллективная аппликация).
Конструирование: «Звери (лего)», «Заборчик вокруг клумбы».
Музыка: Развивающая образовательная ситуация «Солнышко», «Мишка», «Жук», «Птицы прилетели».
Музыкально – ритмические движения: «Танец с цветочками».
Хороводные игры: «Овощной танец», «Веселый хоровод Весны - красны», «Вейся, венок» и др.
Прослушивание музыкальных произведений:
«Луч солнца золотого» из м/ф «По следам Бременских музыкантов»
«Выглянуло солнышко, блещет на лугу» в исполнении детского хора
«Дождя не боимся — Песня из к/ф «Незнайка с нашего двора»
«Вместе весело шагать» в исполнении Большого детского хора
«Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!»
«Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда», «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот», «В траве сидел кузнечик»,
Барбарики «Божья коровка», из сказки «Золушка» «Добрый жук» и т. д.
Выставка детских рисунков.
Цель: развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым; воспитывать любовь и уважение к природе, желание беречь её .
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Парами на прогулку», «Найди свой домик», «Поезд», «Наседка и цыплята», «Такси», «Тишина», «Пройди – не задень», «Пройди – не упади» ,«Птички в гнездышках», «Найди свое место».
Малоподвижная игра по безопасности «Мама и малыш по дороге домой».
Физкультминутки: «Я иду, и ты идешь», «Ладушки у бабушки», «Посуду моет наш Антошка», «Я человек и ты человек».
Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног со словами игры; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве; развитие умения бегать по площадке, не наталкиваясь на других участников игры, начинать движение по сигналу.
Работа с родителями Анкетирование «Экологическое образование в семье»
Консультация: «В союзе с природой», «Зеленый мир на окне», «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (чем занять ребенка летом)», «Ребенок на даче», «О летнем отдыхе детей», «Маленькими шагами в прекрасный мир».
Папка – передвижка «Люби и охраняй окружающую природу».
Методические рекомендации: «Детям о природе», «Во саду ли в огороде».
Памятка «Как вести себя в природе?»
Буклеты «Правила поведения в природе», «Умеем ли мы беречь природу?»
Советы «Элементарные опыты для малышей»
Экологический десант «Сделаем наш участок краше!»
Фотовыставка: «Как мы ухаживаем за растениями!», «Ягодка – малинка вкусная и сладкая, всем детям приятная», «Учимся радоваться природе и солнышку».
Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе.
Тематическая папка «Экологическое воспитание дошкольников» (беседы, игры, стихи, загадки, пословицы, сказки и задания).
Наглядная информация для детей: «Комнатные растения (паспорт группы)», «Муляжи овощей, фруктов, ягод», «Картины лесов», «Хочу все знать».
III Заключительный этап:
1. Родительское собрание «Природа - наш дом!»
2. Фотоальбом «В мире природы»
3. Анкетирование. «Дружите ли вы с природой?»