Анна Кудряшова
Экологический проект в младшей группе «Маленькая птичка — желтая синичка»
Экологический проект в младшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 г. Красноармейска Саратовской области»
ПРОЕКТ
«Маленькая птичка -желтая синичка»»
(Экологический проект, для воспитанников младшей группы)
Разработала: Воспитатель
высшей кв. категории
Кудряшова А. Е
Красноармейск 2021г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Публикация «Экологический проект в младшей группе „Маленькая птичка — желтая синичка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Синица, синичка
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вид проекта : краткосрочный, познавательно - творческий, групповой.
Срок реализации: с 5.11.2021 г-19.11 2021гг
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель
Ожидаемый результат: дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.
Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление о зимующих и перелетных птицах. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам. Любят и бережно относятся к природе.
Повышение экологического сознания у всех участников проекта.
Проблема: у воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; путают зимующих и перелётных птиц, имеют малое представление о помощи зимой птицам.
Цель: ознакомление родителей и детей с всероссийским праздником «Синичкин день», формирование экологической культуры,привлечение внимания детей и родителей к проблеме охраны окружающей среды и бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
3. Научить распознавать синиц по характерным признакам.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
Развивающие:
1. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
Этапы
Подготовительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин;
–подборка видеоматериалов и музыкального сопровождения (звуки птиц);
– изготовление дидактических игр.
- создание развивающую среду в группе : подобрать материалы для бесед, пословицы и поговорки по теме, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта.
Основной этап
– проведениебеседы с детьми;
– организация проведения подвижной игры, пальчиковой гимнастики, физминутки, дидактической игры;
– Нод «Синички» – аппликация из бумаги;
– чтение рассказа «Весёлая синичка».
Заключительный этап
– итоговое мероприятие «Птички-Невелички»;
- акция «Покорми птицу зимой - поможет тебе весной»
– подведение итогов;
– создание презентации проекта и фотоотчёта в родительский уголок.
Пояснительная записка
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.
По дороге,по прямой, шла зима с морозами,
Шла зима с морозами, снег стелила розовый.
И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.
Сегодня мы их поприветствуем. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Актуальность
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний
- экологически правильного отношения к природным объектам.
Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность по сохранению природной среды.
Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Необходимо их убедить в значении подобной операции для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя. Помощь родителей также необходима для поощрения наиболее успешных воспитанников при проведении конкурсов.
Только получив опыт практической личностно-значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания. Если подобная работа будет сопровождать ребёнка от дошкольного образования, пройдёт через школьный возраст и профессиональное образование, мы получим экологически грамотного человека. Наряду с высокими профессиональными компетентностями он будет обладать экологической культурой, которая предполагает не только наличие знаний об экологических проблемах, но и готовности принимать активное практическое участие в разрешении этих проблем. Средством для достижения такого результата является практическая природоохранная деятельность.
Уже с младшего возраста мы, как должны воспитывать интерес у детей к нашим меньшим собратьям - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Какие птицы остаются с нами зимовать. У малышей слишком маленький жизненный опыт и кто, если не мы научит их правильному и бережному отношению к птицам.
Цель проекта :Привлечь внимание детей и родителей к проблеме охраны окружающей среды и бережного отношения к природе.
Цель: ознакомление родителей и детей с всероссийским праздником «Синичкин день», формирование экологической культуры,привлечение внимания детей и родителей к проблеме охраны окружающей среды и бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
3. Научить распознавать синиц по характерным признакам.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
Развивающие:
1. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
Предполагаемые итоги реализации проекта : дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.
Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление о зимующих и перелетных птицах. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам. Любят и бережно относятся к природе.
Повысилось экологическое сознание у всех участников проекта.
Продолжительность проекта : 2 недели (с 05.11.2021-19.11.2021гг).
Разработка проекта.
- Планирование работы над проектом
- Подобрать иллюстративный материал по теме проекта;
- Разработать цикл занятий по данной теме;
- Подобрать методическую и художественную литературу по теме проекта;
- Коллективная реализация проекта.
Виды деятельности по реализации проекта :
НОД по речевому развитию, музыке, продуктивные виды деятельности (изодеятельность, лепка, аппликация, конструирование, чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры драматизации.
Итоги проекта :
- Аппликация: «Синички на кормушке».
- Совместная деятельность родителей и детей, изготовление кормушки своими руками и поделок по теме проекта.
-Акция на территории парка «Покорми птичку зимой-поможет тебе весной»
-Рисование ладошкой «Синичка»
- Музыкальный праздник «Птички-невелички»
Планирование работы над проектом
по разным видам деятельности.
Виды деятельности. Содержание деятельности.
«Познавательное развитие» ФЦКМ – «Кормушка для зимующих птиц»
- Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о зимующих птицах
-Целевая прогулка наблюдение за птицами на участке
- Отгадывание загадок.
- Словесная игра «Угадай по описанию», «Назови ласково»
- Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Четвертый лишний»
-Дидактические игры: «Загадки и отгадки», «Один-много», «Кто как голос подаёт», «Счёт птиц»
- Сюжетно-творческая игра «Мастерская»
«Речевое развитие» -Беседа по проблемным ситуациям: «Почему птиц стало меньше?», «Синичка-гостья нашего участка!», «Почему синички и воробьи селятся рядом с человеком», «Чем питаются птицы зимой?»
- Заучивание заклички «Синиченька-невеличенька».
«Художественное эстетическое развитие». - Чтение С. Маршак: «Где обедал воробей», Е. Чарушин: «Воробей», В. Бианки: «Синичкин календарь», «Холодно, в лесу голодно»
-Чтение стихотворений: С. Михалков «Птичья столовая», А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Барто «Скачет шустрая синичка»
Коллективная аппликация : «Птицы на кормушке»
-Прослушивание аудиозаписи голосов птиц: синица, воробей, ворона, снегирь
-Разучивание песенки: «Маленькая птичка»
-Разучивание танца «Летали птички»
-Музыкально-ритмическое упражнение «Птички летают-птички клюют»
- Слушание песен и просмотр презентаций про птиц
-Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики»
«Физическая культура»
Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Перелёт птиц», «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка», «Стайки».
Пальчиковая гимнастика: «Птички и ветер»
Работа с родителями. - Знакомство родителей с целью и задачами проекта «Синичкин день» и привлечение их к участию в проекте.
- Наблюдение дома и на прогулке за птицами
- Составление вместе с ребенком рассказа на тему «Как мы делали кормушку»
-Совместное изготовление кормушек.
-Заготовка корма для птиц.
- Совместные творческие поделки по теме проекта
Результаты проекта :
В ходе реализации проекта дети и родители участвовали во всех мероприятиях, рассматривали и читали книги и энциклопедии.
В процессе реализации проекта дети узнали много нового о «Синичкином дне» и зимующих птицах: об особенностях внешнего вида, повадках птиц и приспособленности их к среде обитания. Обогатился словарный запас детей, они стали более наблюдательными и внимательными по отношению к птицам. Результаты диагностики по проекту : «Синичка – маленькая птичка», подтверждают, что поставленные цель и задачи проекта реализованы.
Работа над данным проектом оказалась актуальна, т. к. понравилась и детям и родителям. Родители воспитанников, с интересом, заботой и ответственностью подошли к вопросам воспитания, развития детей. Благодаря сотрудничеству и совместному творчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели.
Итогом нашей работы стало:
- Коллективная аппликация: «Синички на кормушке».
- Совместная деятельность родителей и детей, изготовление кормушки своими руками.
- мероприятие «Птички-Невелички»
- природоохранная акция на территории парка «Помоги птичке зимой -она поможет тебе весной»
Приложения
1. Рассказ «Весёлая синичка»
Жила в лесу птичка-невеличка, по прозванию синичка.
Она очень любила петь, а все обитатели леса с радостью
слушали ее пение.
Белочка часто просила синичку спеть, а сама садилась
на пенек и мечтала, глядя на проплывающие по небу облака.
Ежик часто брал в руки скрипку, и синичка устраивала
концерты под его аккомпанемент.
Тут уж все лесные звери пускались в пляс, и веселее всех
отплясывал маленький бурый медвежонок.
Больше всего любил пение синички зайка, и после таких
концертов он всегда дарил ей большие букеты лесных цветов.
Однажды, когда уже наступила осень, синичке пришло письмо.
«Прилетайте скорее в город, дорогая синичка! — говорилось в нем. — Здесь все с нетерпением ожидают ваших гастролей!»
Собралась синичка и прилетела в город. Села она на скамейку и протенькала свою песенку для мальчика Пети.
— О, милая синичка! Ваше пение так прекрасно! Оставайтесь у нас насовсем! — воскликнул мальчик.
И с тех пор синички стали жить в городе.
2. Пальчиковая гимнастика «Синички».
Две синички прилетели, (Машем руками, изображая крылья)
На ладошки дружно сели, (Показываем ладошки).
Стали семечки клевать
И тихонько напевать. (Стучим пальчиками по ладошкам).
Мы погладим нежно птичек, (Гладим ручки со всех сторон.)
И отпустим невеличек. (Встряхиваем руками).
4. Подвижная игра «Птицелов»
Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» — водящий,
которому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу,
голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:
Во лесу, во лесочке,
На заснеженном дубочке
Птицы сидели,
Тихо песни пели.
Вот птицелов идет —
В плен нас возьмет.
Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать.
Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов»
угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».