Раиса Камышева
Проект в младшей группе «Дом пуговки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в младшей группе
Проект в младшей группе на тему "Дом пуговки"
Актуальность
Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей.
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.
Публикация «Проект в младшей группе „Дом пуговки“» размещена в разделах
С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока ещё невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: взимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
«Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие» Л. А. Жаданов.
«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание» Э. М. Ремарк
Филобутонистика (от англ. Ьийоп - пуговица) коллекционирование и изучение форменных и простых пуговиц, их внешнего вида, надписей, символики изображений, материала, места и времени изготовления. Составление художественных произведений из пуговиц.
Немного из истории пуговицы.
Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей.
Предшественником пуговиц были шнурки.
Пуговицы были известны уже в древнее время, но их значение, однако, возросло только в эпоху готики. Узкие части средневековой одежды нельзя было одеть и раздеть без застегивания.
Пуговицы не всегда являются деталью одежды, служащей практическим целям, а часто одновременно выполняют роль декоративного элемента. Иногда они только пришиваются к жилету и пальто, но не застегиваются. Далее одежду дополняют манжеты, воротник и перчатки.
Людей, которые коллекционируют пуговицы, называют филобуто-нистами. Это увлечение считается абсолютно самостоятельным направлением в коллекционировании.
Цель проекта: формировать у детей представления о предметах окружающего мира и привлечь родителей и детей к продуктивному творчеству из пуговиц.
Задачи:
Для детей
1) Научить самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы;
2) Сформировать представления о разнообразии размеров, цвета, форм пуговиц и материалов, из которых они сделаны;
3) Стимулировать поисково-познавательную деятельность;
4) Формировать интерес к коллекционированию;
Для педагогов:
1) решать воспитательные, развивающие и обучающие задачи в разных образовательных областях;
2) повышать уровень педагогической компетентности;
3) создать условия для детской самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности;
Для родителей:
1) Вовлечь в совместную с детьми деятельность;
2) Повысить компетентность в вопросах развития познавательной сферы ребенка;
3) Создать условия для эффективного сотрудничества с педагогами;
Вид проекта: исследовательский.
Сроки реализации: январь – май
Возрастные группы дети 3-4 лет.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители воспитанников.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществится:
• в ходе режимных моментов;
• в процессе организации родителями и педагогами различных видов детской деятельности.
• в ходе самостоятельной деятельности детей.
Этапы реализации проекта:
1)подготовительный;
2)основной;
3)заключительный.
Планируемые результаты.
После завершения проекта дошкольники смогут:
- знать историю возникновение пуговицы;
- проявлять интерес к предметам окружающего мира, установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием;
- использовать пуговицу как материал для поделок, знать меры безопасности в работе с пуговицей;
- уметь классифицировать пуговицы по различным признакам (визуально, с помощью опытной деятельности);
- осуществлять поиск информации
(самостоятельно и совместно с взрослыми) из разных источников;
- продолжать формировать умение работать с разно-фактурными материалами;
- закрепить умение пользоваться разными видами застёжек
I этап – подготовительный.
-Довести до участников проекта важность данной проблемы.
-Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
-Подобрать материалы для коллекции, атрибуты для игровой деятельности.
-Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
-Составить перспективный план мероприятий.
Основной этап:
- образовательная, трудовая, продуктивная деятельность;
- изготовление дидактических игр;
- сбор материалов для коллекции пуговиц;
- исследование и систематизация пуговиц для коллекции;
- экспериментирование с пуговицами;
-выполнение творческих работ с использованием пуговиц;
- аппликация «Пуговицы».
-сочинение сказок о пуговке
Формы и методы работы с детьми.
Игровая деятельность.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
«Истории о пуговицах» - чтение авторских произведений о пуговицах
«Путешествие на машине времени» - сбор материала, о том, какая была пуговица в разные периоды истории
«Мир ткани и фурнитуры» - рассматривание разных видов материи и пуговиц
«Что из чего?» - проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов, из которых изготовлена пуговица
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Дидактические игры:
«Пуговичная мозаика»
Цель: выкладывание мозаики по образцу и по самостоятельному замыслу;
«Подбери колеса»
Цель: развитие умения подставлять недостающие детали, в соответствии с формой, цветом.
«Чудо-пуговица»
Цель: развивать умение видеть в пуговице часть целого
«Цветик-семицветик»
Цель: развивать умение составлять из пуговиц картинку по заданной схеме
«Метание пуговиц»
Цель: развивать умение выдувать пуговицу через соломинку из игрового поля
«Наводим порядок»
Цель: с помощью пуговиц заполнить недостающие детали в картинке
«Геометрические фигуры»
Цель: С помощью пуговиц составлять геометрические фигуры
«Собери фрукты»
Цель: развивать умение заменять предметы заместителями
Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».
Продуктивная деятельность.
Рисование:
«Нарисуем пуговицу»
«Печатаем узор» (пуговица-штамп)
Лепка
Составление из пуговиц узоров на пластилине.
«Бабочка»
«Гусеница»
Конструирование
Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина.
«Гусеница»
«Домик»
«Пирамидка»
Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
Экспериментально-поисковая деятельность:
Рассматривание пуговиц под лупой.
Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
«Тонет-плавает», «Ломается - не ломается», «Лёгкая – тяжёлая»
Речевая деятельность:
Составление описательных рассказов о пуговицах.
«Подбери и расскажи
Чтение стихов о пуговице, загадки про пуговицы;
Заключительный этап:
Оформление альбома о пуговицах
Выставка творческих работ
НОД по безопасности в быту в младшей группе
Вывод:
В ходе работы над проектом достигнуты результаты: повышена познавательная активности детей. Дети заинтересовались предметам окружающего мира.
Научились устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Познакомились с историей пуговиц, многообразием их форм и материалами из которых изготавливают пуговицы. Научились самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы. Сформировался интерес к коллекционированию.
Была подобрана серия дидактических игр с пуговицами, в
которые дети с удовольствием играли. Дети пополнили наш музей рисунками,
аппликациями и поделками. Организовали выставку творческих работ родителей и детей. Был сделан уголок творчества. С родителями провели мастер класс. Уровень развития навыков самообслуживания у детей повысился.
Литература
Алешина Н. С. ознакомление дошкольников с окружающим и социально действительностью. Конспект занятий МУЦ перспектива, 2008 -248с
Веракса Н. Е. Галимов О. Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. методическое пособие М МОЗАИКА – СИТНЕС 2012 – 79с
Музей в детском саду / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. – М., 2011
Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду». – М., 2008.
Серия дидактических игр
с пуговицами
для детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Одна - много»
Цель: Способствовать развитию концентрации внимания; развивать элементарные
навык счёта.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выложить одну большую и много маленьких пуговиц
. Варианты:
1. Одна маленькая много больших
2. Одна круглой формы пуговица, много квадратной формы
3. Много пуговиц с двумя дырочками, одну с много дырочками
Дидактическая игра «Узор из пуговиц»
Цель: способствовать развитию мыслительной деятельности; развивать воображение.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выложить узор из пуговиц.
Варианты:
1. Дети выкладывают узор по своему желанию
2. Выкладывают узор только из маленьких (больших, пуговиц
Дидактическая игра «Только круглые»
Цель: способствовать развитию мыслительной деятельности; закрепить знание
геометрических фигур: круг, квадрат.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выложить пуговицы только круглой формы.
Варианты:
1. выложить только пуговицы квадратной формы
2. Выложить, пуговицы чередуя квадратную и круглую формы
Серия элементов экспериментальной деятельности в рамках проекта «Дом пкговицы»
Элемент экспериментальной деятельности №1
«Тонет-плавает»
Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые,
тканевые, железные. Таз с водой.
Цель: показать детям свойства материалов и их способность держаться на воде.
Элемент экспериментальной деятельности №2
«Ломается - не ломается»
Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые,
тканевые, железные.
Цель: показать детям твёрдые и мягкие свойства пуговиц сделанных из дерева,
пластмассы, ткани, железа.
Элемент экспериментальной деятельности №3
«Лёгкая - тяжёлая»
Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые,
тканевые, железные.
Цель: показать детям зависимость веса от материалов, из которых изготовлены
пуговицы.
Беседа: «Ах, эта пуговица!»
Цель: познакомить детей с классификацией пуговиц.
Задачи:
- Показать детям пуговицы различных размеров, цветов, формы, фактуры, вызвать
интерес к исследованию пуговиц.
- Развивать коммуникативные навыки, мышление, воображение
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи другим
Материалы: иллюстрации с изображением пуговиц, кукла мальчика, мешочек с
пуговицами, коробки с разложенными по видам пуговицами.
Ход занятия:
- Дети, а к нам сегодня на занятие придет гость. Интересно вам узнать, кто же это
пришел к нам в гости сегодня?
- Да. Интересно.
(Воспитатель приносит куклу из раздевалки)
- Познакомьтесь дети, это мальчик и зовут его Никита. Давайте поздороваемся с ним.
Дети здороваются.
- А вам наверно интересно узнать, как Никита попал к нам в гости?
Ответы детей
- Никита гулял на улице и потерял пуговку со своей рубашки. И по секрету мне сказал
что боится идти домой, потому что мама его будет ругать за оторванную пуговицу.
Ребята, может поможем Никите найти пуговку? Вдруг она завалялась где-то у нас в
группе.
Ответы детей
- Тогда давайте посмотрим на рубашечку Никиты и определим, какая же у него
должна быть пуговица. Ведь она должна быть точь - в-точь такая же, как и
оставшиеся на рубашке.
- Какого цвета пуговицы у Никиты на рубашке?
Ответы детей
- А из чего они сделаны?
Ответы детей
- А размер пуговиц какой? Большой и маленький?
Ответы детей.
- Вот тут у меня есть волшебный мешочек, давайте посмотрим, что же в нем лежит,
вдруг он нам сможет помочь.
Воспитатель открывает мешочек и высыпает на тарелку пуговицы.
- Ой, посмотрите дети, как много пуговиц дал нам волшебный мешочек, как же нам
узнать какая из них наша? Давайте сначала выберем пуговицы подходящие по цвету,
затем пуговицы подходящие по размеру. Ой! Посмотрите, вот же наша пуговица
лежит. Теперь мы пуговку положим в карман Никите, и пусть он ее отнесет своей
маме, что бы она, что сделала с пуговицей?
Ответы детей
- Правильно. Пришила на место. Давайте попрощаемся с Никитой.
Дети прощаются с Никитой, воспитатель уносит куклу.
Непосредственная организация деятельности по безопасности в быту
Цель: Социальная адаптация детей в различных жизненных ситуациях
Программные задачи:
Обучающие:
- Учить детей безопасному обращению с предметами окружающего мира: мелкими предметами, в умении решать проблемную ситуацию через игру.
- Упражнять в различении количества предметов не только зрительно, но и по звуку (на слух, не пересчитывая их.
- Закреплять понятия один – много, основные цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный; форму: круг, квадрат, треугольник.
Развивающие:
- Развивать память, слуховое восприятие, умение концентрировать внимание на протяжении всего занятия.
- Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать мышление, речь.
Воспитательные:
- Воспитывать доброе отношение, сочувствие к другим.
Материал для занятия: заяц Степашка, кукольная кровать, картинки-половинки (разрезные картинки,
две одинаковые коробочки, пуговицы, схемы правил поведения.
Ожидаемый результат: Дети научатся безопасному обращению с мелкими предметами.
Предварительная работа: беседы; рассматривание иллюстраций с правилами поведения в детском саду, в группе и на участке, на улице; чтение и беседа по произведениям «История одной маленькой девочки и маленькой бусинки», «Острая палочка и беда», беседы об опасных предметах на кухне, ванной, зале; знакомство с правилами дорожного движения (идти по улице, держась за руку, в автобусе не кричать и т. д.) .
Интеграция областей: социализация, познание, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка, безопасность.
Содержание занятия:
Дети заходят в группу, здороваются, встают полукругом.
1. Перед детьми кукольная кровать, на кровати лежит Степашка.
Наш Степашка занемог
Встать с постели он не смог,
У него ужасный вид,
У него живот болит.
Что случилось? В чем беда?
Догадайся детвора. (ответы детей)
Обобщаю ответы детей: можно заболеть, съев холодное мороженное, снег, сосульку, не мыл руки, съел грязное яблоко и т. д.
2. Дидактическое упражнение: «Картинки-половинки».
Задание: Если вы правильно соберёте картинки, то узнаете, что же случилось со Степашкой.
(дети подходят к столам, на столе разложены разрезные картинки на каждого ребёнка, при складывании четвертинок получаются изображения пуговиц разной формы и цвета) .
-Что у вас получилось? (пуговица)
- Какой формы? Цвета?
- Послушайте, что же случилось со Степашкой? (рассказывает) :
Зайка с пуговкой играл:
Веселился и скакал.
В рот случайно положил
Незаметно проглотил.
И теперь ужасный вид –
У него живот болит.
- Ребята, как вы думаете, правильно сделал Степашка, что положил пуговицу в рот? (нет)
- А что он должен был сделать? Правильно, он должен был положить пуговицы в коробку, шкатулку, отдать маме, бабушке, воспитателю и т. д.
Встаньте в круг, и мы покажем Степашке, что он должен был сделать.
Упражнение на соотнесение речи с движением:
Если пуговку найдешь, - наклониться
Ты ее в карман кладешь - имитация движений
И несешь скорее маме, - бег на месте
Чтобы пуговку убрали - накрыть одну ладошку другой.
- Какое правило мы с вам знаем? (нельзя брать в рот, засовывать в нос, уши мелкие предметы: пуговицы, бусины, мелкие детали игрушек).
Показ схемы - правила.
Обобщение: Пуговицы нельзя брать в рот, засовывать в уши, нос. С пуговицами надо обращаться осторожно.
3. Дидактическое упражнение: «Собери пуговицы».
(воспитатель зовёт детей к закрытому тканью обручу, обруч на полу.)
У нас рассыпались пуговицы. Посмотрите, чем они отличаются? (размером – большие и маленькие, разного цвета).
(показываю 2 коробки одинакового цвета и размера) .
- Давайте соберем их в коробочки.
- Даша, выбери самую большую пуговицу и положи ее в эту коробку.
- Остальные ребята выберите все маленькие пуговицы и положите по одной в другую коробку. Все ли пуговицы одинакового цвета?
- Сколько пуговиц в этой коробке (показывает?
- Сколько в этой? (одна - много)
- Замечательно.
4. Дидактическое упражнение: «Определи на слух количество предметов».
А теперь я закрою коробочки, а вы должны узнать, в какой коробочке много пуговиц, а в какой одна. А как мы это с вами это узнаем? (ответы детей: потрясём коробочку и послушаем, ну, давайте послушаем (слушают). Как вы узнали, что в этой коробке одна пуговица, а в этой много? (по звучанию, она пуговица звучит глухо, грустит, а много пуговиц звучат звонко, весело).
5. Вы мне сказали, что пуговицы у нас разной формы: треугольные, квадратные, круглые. А что бывает круглой формы? (называют, подвожу к солнышку). Сейчас мы с вами выложим для Степашки, нас с вами, всех гостей СОЛНЫШКО из пуговиц, чтоб он Степашка скорее выздоровел и всем было радостно и тепло. (работа детей: из больших пуговиц мы выложим круг, из маленьких лучики.)
Вот как наше солнышко пригрело, и Степашка повеселел.
Зайка больше не болеет,
У него довольный вид
И животик не болит!
Анализ от имени Степашки:
- Молодцы, Степашке понравилось, как вы играли. Теперь он знает, что мелкие предметы надо убирать на место.
Загадки о пуговице
1. Одеваться соберёшься -
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети
Застегну я всё на свете. Что это?
2. Мышка из норки выглядывает.
3. Маленький, горбатенький в переулке завяз.
4. Я весёлая такая,
Деловая, озорная,
Вместо глазок дырочки
Пришей, без растопырочек!
Стихи о пуговице
К. Брель
Пуговка раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь, я права.
Не хочешь одеться? Но надо, дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.
В. Бредихин
Надевают Петеньке
За одну минуточку,
Брюки и штиблетики,
Шапочку и курточку.
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Всё, одели Петеньку!
Т. Ефимова
Пуговицы вредные
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой
Будто издеваются:
Прыгают, как белочки,
С ниток обрываются!
Злые слёзки катятся,
Лоб сурово хмурится:
«Не идти же в платьице
Мне зимой на улицу!»
Пословицы и поговорки о пуговицах
1. Умная умница — что светлая пуговица.
2. Пуговицы не Литы, петли не виты, ничего не сделано.
3. На чужой рот пуговицу не нашить.
4. С солдата пуговку не сорвёшь.
5. Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
6. Застёгнут на все пуговицы.
7. Прост, как пуговица.
8. Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе -медная пуговица (таджикская пословица).
Приметы о пуговицах
1. Народная мудрость гласит, если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание - оно обязательно исполнится.
2. Если дорогу бам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.
3. Например, если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той, надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Застегиваясь верно, вы как бы совершаете определенный ритуал, призванный усилить ваши внимательность и собранность.
4. Потерялась пуговица - значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.
5. Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».
6. Оторвалась пуговица или сломалась - будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше - ничего важного не предпринимайте.
Проза о пуговицах.
Арнольд Лобел «Пуговица»,
Людмила Улицкая «Сто пуговиц»,
Галина Артемьева «Пуговица»,
Вениамин Бук «Железная пуговица»,
Елена Шалаева «Потерянная пуговица»,
Олег Косарев «Потерянная пуговица и братья-светлячки