Лащ Татьяна Николаевна
Проект «В мире разных материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«В мире разных материалов»
Автор проекта : Лащ Т. Н.
Тип проекта : краткосрочный.
Время реализации проекта : 1 неделя
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Гипотеза: Я считаю, что с помощью игровых занятий, разъяснительных бесед, наблюдений, детского экспериментирования, художественной деятельности и рекомендаций родителям можно корректировать представление детей о взаимосвязи природы и человека, сделать их более отчетливыми для осознанного ориентирования в окружающем предметно-природном мире.
Темочки:
Актуальность проекта : присваивая материальное содержание вещи, ребёнок активно переводит её из плоскости «вещь для себя» в плоскость «вещь для меня»; легко осваивает материал предметов в его изменении, что даёт толчок для появления прогностического взгляда на рукотворный мир. Следовательно, для повышения интереса к окружающему миру, развитию любознательности у дошкольников необходим комплексный подход. Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, модулирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). В связи с этим проектно-исследовательская деятельность будет учитывать актуальное развитие дошкольника, побуждать детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.
Цель проекта : развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира, направленная на формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов (дерева и металла, из которых сделаны окружающие нас предметы.
Задачи проекта :
Формировать представления о:
Предметах рукотворного мира, качества и свойства, материалы, из которых они сделаны (дерево, металл).
Ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира;
Узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (металл, дерево, знать их отличительные признаки ;
Пользоваться предметами по назначению и бережно к ним относиться;
Развивать:
Познавательный интерес детей.
Познавательно-поисковую активность ребенка, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
Детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Речевые умения: обмениваться информацией (диалогическая речь, рассказать о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах (монологическая, связная речь, формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь).
Воспитывать:
Бережное отношение к окружающим предметам.
Эстетическое восприятие, умение любоваться красотой окружающих предметов, сделанных из разных материалов.
Умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы.
Предполагаемые результаты:
- усвоение детьми знаний, представлений и умений о предметах рукотворного мира, его качествах и свойствах
- развитие у детей самостоятельности, самосознания, активности;
- активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный
Основной
Заключительный
1-ый этап. Подготовительный.
-Разработка проекта.
-Заинтересовать детей изучением данной темы.
-Подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу, иллюстрации.
-Подобрать атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
2-ой этап. Практический.
Планирование работы с родителями:
Рекомендации для родителей по формированию познавательного интереса к предметному миру.
Консультация «Эксперименты в детском саду».
Консультация «Познавательные интересы дошкольников».
Выставка: «Материалы из дерева металла».
Планирование работы с детьми:
Образовательная область «Ребенок и общество»
ООД: «Как появляется одежда», «Ознакомление с пластмассой», «История возникновения тарелки», «Удивительные свойства бумаги», «Откуда к нам пришла бумага», «Ткань и ее свойства», «Материалы и их свойства».
Познавательная практическая деятельность:
Экскурсия по группе «Из каких материалов сделаны предметы в нашей группе». Наблюдение на прогулке «Что из чего, «Изучаем свойства: прочное, твердое, цвет, блеск»; «Свойства дерева», «Свойства металла».
Опыты – эксперименты: «Мягкий – твердый» (дерево – металл, «Тяжелый легкий», «Тонет не тонет»,«Магнетизм».
Рассматривание: иллюстрации по теме «Профессии», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Инструменты»; илюстраций из разных материалов в энциклопедии «Хочу все знать» под редакцией Т. Н. Нуждиной.
Художественная деятельность:
Изобразительная деятельность:
Рисование - «Волшебное дерево».
Аппликация: «Избушка ледяная и лубяная».
Лепка: «Столовый сервиз», «Горшочки для цветов» (из глины).
Чтение художественной литературы: английская народная сказка «Три поросенка», Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (глава про профессии, народные сказки: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Зимовье зверей», отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок.
Музыкальная деятельность – игра на музыкальных инструментах «Громко – тихо»; танцы с деревянными ложками, с буденцами, колокольчиками; слушание П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».
Игровая деятельность:
Строительные игры: «Улица моего поселка», «Юные архитекторы». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек».
Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Что из чего сделано?», пальчиковый театр «Заюшкина избушка».
Дидактические игры: «Что из чего», «Что кому», «Что лишнее», «Сложи матрешку», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Составь картинку», «Что у нас из металла», «Мир предметов».
Игры на развитие речи: «Какой предмет», «Что делает предмет», «Закончи предложение», «Чем был, чем стал», «Волшебные звуки», «Угадай по описанию».
Общение:
Беседы «Для чего нам нужны разные материалы», «Из каких материалов сделаны разные предметы», «Предметы и разные материалы», «Профессия кузнеца»; «Профессия плотник»; «Из какого материала твоя игрушка»; игра – импровизация «Магазин игрушек».
3-ий этап. Заключительный.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу о том, что ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности. Необходимо предоставлять детям возможность самим получать знания об окружающем мире, исследовать предметы.
Подобранные игры, беседы, продуктивная деятельность помогли детям легче усвоить, запомнить и понять большой объем новой информации по изучаемой теме.
Эмоциональные переживания детей, яркие впечатления, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали лучшей познавательной активности и сформировали чувства бережливости к окружающим их предметам.
С помощью художественного слова, изобразительных средств у детей закрепились знания по изучаемой теме.
При помощи нестандартных видов продуктивной деятельности дети легко усвоили предложенный материал.
Заключительным этапом работы над проектом стало издание стенгазеты «Как мы изучаем материалы и их свойства», выставка коллекции: «Материалы из дерева металла».