Анна Капитонова
Исследовательский проект «Игра — зеркало души». Использование природных материалов в строительно-конструктивных играх
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта. Игра-зеркало души
Тема проекта. Использование природных материалов для развития строительно-конструктивных игр дошкольников.
Автор проекта. Васильева Анна Германовна
Место реализации проекта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»
города Чебоксары Чувашской Республики
Публикация «Исследовательский проект „Игра — зеркало души“, Использование природных материалов в строительно-конструктивных играх» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Поделки из природного материала
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Проблема, на решение которой направлен проект Существует проблема, что в своей работе воспитатели не уделяют достаточного внимания строительно-конструктивным играм с природными материалами.
Цель проекта Развитие творческих способностей дошкольников через организацию строительно-конструктивных игр с природным материалом.
Задачи проекта 1. Научить детей приемам строительного конструирования из природного материала.
2. Расширять представления о сооружениях и постройках окружающего, научить видеть их конструктивные особенности, воспроизводить их в игровых постройках;
3. Побуждать детей к использованию в игре приобретенных при обучении умений и навыков конструирования из природного материала.
4. Научить работать организованно, соблюдая порядок при использовании природного материала.
5. Развивать у детей стремление действовать вместе со взрослым, вместе радоваться процессу игры с природным материалом.
6. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу развитию творческих способностей дошкольников в ходе строительно-конструктивных игр с природным материалом.
Участники проекта 1. Педагоги МБДОУ;
2. Воспитанники подготовительной группы;
3. Родители воспитанников
Сроки реализации проекта Долгосрочный - с 01.10.2019 по 31.05.2020 г.
Ожидаемые результаты
1. У воспитанников сформируются сенсорные способности.
2. Активизируется познавательная деятельность дошкольников.
3. Способствование формирования умения учиться, в раскрытии смысла деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.
4. Расширять у детей представления об окружающей действительности.
5. У родителей появится интерес к образовательному процессу, желание участвовать в жизни группы.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
К. Д. Ушинский писал: «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить но своему желанию. лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом/. для детей лучшая игрушка куча песка».
Родители сами делают выбор, чем играет их ребенок. Можно усадить ребенка перед телевизором, а можно купить лопатку и ведерко и отправить на свежий воздух. С этой целью я разработала проект «Использование природных материалов в строительно-конструктивных играх» в подготовительной группе, который реализуется мной. Проект возник не случайно. Данные анкетирования родителей показали, что они плохо представляют значимость природных материалов для детей, считая, что детей достаточно и других видов игрушек. Некоторые родители ответили, что дети мало времени проводят на свежем воздухе,из за недостаточного времени. Проведенное анкетирование показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к играм с природными материалами. Опрос детей подготовительной группе показал, что только 40 % из них имеет отчетливое представление о многообразии природных материалов. Создавшаяся ситуация заставила меня по — новому взглянуть на организацию игр с природным материалом.
Благодаря своим разнообразным возможностям природные факторы во взаимодействии и объединении с готовыми игрушками способствуют возникновению всех видов игр: сенсорно-дидактических, манипуляционных, строительных, сюжетно-ролевых, подвижных.
Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности, развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательской деятельности.
Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. формируются лучшие нравственные качества, такие как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, уверенность в собственных силах, развивается речь, потому что в этих играх особенную роль играет рука. Рука как осязательный орган дополняет комплекс отпущений и делает представление о материалах и их свойства полнее. Во время игры с природным материалом, развиваются художественные способности, эстетические вкусы, фантазия, творческое воображение. Современный рынок товаров для развития детей стал огромным: сегодня можно найти практически всё, что угодно. При этом всё больше встречается возмущённых заметок по поводу неудовлетворительного качества изделий, материалов. Переориентация на «игрушки» естественного происхождения может стать ключом к более здоровому развитию детей во всех смыслах.
Исходя из этих данных и результатов был разработан мной данный проект.
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Анализ внешней ситуации:
Современная система дошкольного образования считает наиважнейшим создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
В дошкольном возрасте закладывается базовая основа культуры личности, формируется целостная картина мира, в реальной деятельности приобретаются достоверные знания об окружающем. Ведущая цель воспитания – всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе.
В Чувашской Республике оказывается содействие в подготовке педагогических кадров, разработке образовательных программ и обеспечении учебно-методическими материалами дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, находящихся за пределами Чувашской Республики и реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования на чувашском языке или осуществляющих преподавание и изучение чувашского языка в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обучение в МБДОУ «Детский сад № 2» осуществляется на двух государственных языках: русском и чувашском. Вопросы языковой политики в области образования в Чувашской Республике регулируются Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» и Законом Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике». Микрорайон в котором располагается МБДОУ «Детский сад №2, один из самых крупных в городе Чебоксары и очень быстро развивается. Микрорайон растет: строятся новые дома, открываются детские центры раннего развития.
Анализ внутренней ситуации:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской Республики. Основная общеобразовательная программа разрабатывается учреждением в соответствии с ФГОС ДО (федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 и примерной общеобразовательной программой 2014. Образовательный процесс в организации осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой организации на учебный год, годовым календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием организованной образовательной деятельности, рабочими программами педагогов по 5 образовательным областям:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательноеразвитие;
3. Речевоеразвитие;
4. Художественно-эстетическоеразвитие;
5. Физическое развитие.
Детский сад: базовая площадка кафедры дошкольного образования БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования Чувашской Республики
• базовая площадка Чебоксарского профессионального колледжа имени Н. В. Николького Министерства образования Чувашской Республики
В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию развивающей предметной среды. Созданная комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в дошкольном учреждении соответствует нормативно-правовому статусу, реализуемым программам, эстетическим и гигиеническим требованиям. Все помещения и участки соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству правилам и нормативам работы СанПин 2.4.1. 3049-13, нормам и правилам антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности.
В учреждении оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны, спальную и раздевальную комнаты.
Функционируют следующие помещения:
• 11 групповых помещений
• музыкальный зал
• спортивный зал
• кабинет-заведующей
• кабинет педагога-психолога
• кабинет старшего воспитателя
• кабинет учителя-логопеда
• кабинет завхоза
• библиотека (в кабинете старшего воспитателя)
• медицинский кабинет
• пищеблок
• прачечная
На территории учреждения оборудована спортивная площадка, имеются современные игровые оборудования. Библиотечный фонд насчитывает 4892 экземпляра, находится в методическом кабинете.
На территории для каждой возрастной группы имеются прогулочные участки с теневыми навесами, игровыми постройками, спортивная площадка. Предметная среда в группах соответствует педагогическим, эстетическим требованиям, постоянно пополняется и является динамичной. В распоряжении детей центры: познавательно – речевой, двигательный, игровой, конструирования и математики, театрализовано – музыкальный и другие. Учтены региональный компонент, гендерный уклон, возрастные особенности детей. Групповые помещения оснащены и оборудованы необходимой
мебелью, игровыми зонами для сюжетно-ролевых игр - «Парикмахерская», «Магазин», «Больница» и другие.
Расположение мебели, игрового материала и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Предметно-развивающая среда в ДОУ отвечает художественно-эстетическим требованиям.
В методическом кабинете собрана библиотека, с набором методической, и детской литературы, а также дидактических игр, пособий и материалов для различных видов детской деятельности. Идёт постепенное расширение и обновление библиотечного и методического фонда.
В Учреждении имеется 2 компьютера, 3 многофункциональных устройств, 1 принтер лазерный, 2 музыкальных центра, 1 ноутбук, 1 мультимедийный проектор, 2 цифровых фотоаппарата.
Физкультурный зал оснащён спортивным комплексом, скамейками, дугами и приспособлениями для ползания, ковриками для гимнастики, скакалками, мячами и другим необходимым оборудованием.
В Учреждении созданы условия для развития музыкальных способностей детей. Имеется просторный, эстетически оформленный музыкальный зал, оборудованный музыкальным центром, магнитофоном, детскими музыкальными инструментами.
Территория Учреждения хорошо озеленена, имеется огород, цветочные клумбы.
Внутренняя среда
Сильные стороны Слабые стороны
- Полная укомплектованность штата ДОУ (22 единицы).
- по состоянию на ноябрь 2016 года все педагоги ДОУ имеют специальное дошкольное образование. - Наблюдается не системное использование природного материала в организации игровой деятельности
Внешняя среда
Возможности Угрозы
- Возможность повышения квалификации педагогических кадров за счет увеличения объема внебюджетного финансирования.
- Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране, влекущая за собой сокращение бюджетного финансирования сферы образования.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Целью проекта является развитие творческих способностей дошкольников через организацию строительно-конструктивных игр с природным материалом.
Задачи проекта :
1. Научить детей приемам строительного конструирования из природного материала.
2. Расширять представления о сооружениях и постройках окружающего, научить видеть их конструктивные особенности, воспроизводить их в игровых постройках;
3. Побуждать детей к использованию в игре приобретенных при обучении умений и навыков конструирования из природного материала.
4. Научить работать организованно, соблюдая порядок при использовании природного материала.
5. Развивать у детей стремление действовать вместе со взрослым, вместе радоваться процессу игры с природным материалом.
6. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу развитию творческих способностей дошкольников в ходе строительно-конструктивных игр с природным материалом.
Для строительных игр в детском саду широко используются не только строительные, но и природные материалы : снег, вода, песок, камешки, ветки, шишки, тростник. Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставят игрушки. Малышам для игр даются обычно маленькие формочки и маленькие салочки, игрушки с подставкой, которую можно воткнуть в песок. Место на участке, где хранится песок, огораживается, чтобы он не рассыпался; ящики-песочницы на ночь и на то время, когда дети не играют закрываются сетками, чтобы песок не загрязнялся и вместе с тем проветривался.
Дети сооружают из песка горки, туннели, русла рек, строят
плотины, водопады, крепости. Такими играми дети более охотно занимаются в естественных условиях: на пляже, на берегу реки, озера. Здесь есть возможность использовать большое пространство. И грая со снегом, младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки.
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
Участники Роль в реализации проекта
Заведующий ДОУ Организационно-методическое обеспечение
Старший воспитатель ДОУ Организационно-методическое обеспечение
Педагоги ДОУ Реализуют проект
Воспитанники ДОУ Участники проекта
Родители ДОУ Принимают участие в реализации проекта, взаимодействуют с воспитателем
7. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Наблюдение проводилось в течение 5 дней. Выявлялся уровень конструктивных умений при выполнении задания по конструированию из природного материала. Всего было проведено 3 занятия, использование умения оценивалось в 2 балла, в том случае, если ребёнок использовал умение частично, он получал 1 балл, те дети, которые показали отсутствие конструктивного умения, получали 0 баллов.
Таблица 2
№ ОЦЕНКА В БАЛЛАХ
Умение абстрагировать Умение синтезировать Умение анализировать Умение видоизменять
1 0 0 0 0
2 2 2 2 2
3 0 0 0 0
4 0 0 0 0
5 1 1 1 1
6 2 2 2 2
7 1 1 1 1
8 1 1 1 1
9 2 2 2 2
10 1 1 1 1
11 1 1 1 1
12 0 0 0 0
13 0 0 0 0
14 0 0 0 0
15 1 0 0 0
Как видно, из таблицы 2 в у большинства детей конструктивные умения не сформированы, либо сформированы крайне слабо. У 7 детей конструктивные умения сформированы слабо, либо не сформированы. 5 детей используют конструктивные умения частично, не во всех работах, либо не все необходимые умения. Только 3 ребёнка имеют необходимые умения и эффективно используют их. Исходя из этих данных был разработан мой проект.
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников
реализация тематического плана через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, по изготовлению изделий из природных материалов.
Проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
8. ПЛАН-РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАП НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ ОТВЕСТВЕННЫЕ
Подготовительный -изучение методической литературы;
-составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
-подборка иллюстративного материала по теме проекта,
(фотографии)
Работа с детьми:
-проведение диагностики, способствующей выявлению уровня знаний о конструктивных умениях (Приложение1 – Диагностическая карта);
-беседы с детьми о природе, её многообразии.
Работа с родителями:
-беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;
Ноябрь МБДОУ «Детский сад № 2» Воспитатель
Основной -беседы с детьми о природе, её многообразии.
-проведение образовательной деятельности (конструирование из природного материала)
-проведение родительского собрания на тему «Как знакомить детей с природным материалом,игры с природным материалом» (Приложение 3 – Конспект родительского собрания) Ноябрь-апрель Групповое помещение МБДОУ «Детский сад №2» Воспитатель
Заключительный -Повторная диагностика с целью выявить повышение уровня знаний о природных материалах; -изготовление цифрового фотоальбома «Зимняя сказка»;
-подведение итогов конкурса среди семей
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети научаться приемам строительного конструирования из природного материала.
У них расширяться представления о сооружениях и постройках окружающего, научаться видеть их конструктивные особенности, воспроизводить их в игровых постройках. Воспитанники хорошо используют уют в игре приобретенные при обучении умения и навыки конструирования из природного материала.
Научаться работать организованно, соблюдая порядок при использовании природного материала. У детей разовьётся стремление действовать вместе со взрослым, вместе радоваться процессу игры с природным материалом. У родителей повысится педагогическая компетентность по вопросу развитию творческих способностей дошкольников в ходе строительно-конструктивных игр с природным материалом.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
У воспитанников сформируются сенсорные способности. Активизируется познавательная деятельность дошкольников. Способствование формирования умения учиться, в раскрытии смысла деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Расширять у детей представления об окружающей действительности. У родителей появится интерес к образовательному процессу, желание участвовать в жизни группы. Таким образом строительные игры при правильном руководстве ими являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения. Данный проект реализуется.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144с.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
3. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 2012.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 8-е изд., перераб. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 416с.
5. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М. : Сфера, 2006.
6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. / – М. :Мозаика-Синтез,2015.
7. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом. - М., 2012.
8. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» : М. 2012г.
9. Журнал "Дошкольное воспитание", № 7, 2013 статья «Конструирование из природного материала» Парамонова Л. Н.
10. Сайт для родителей «Детский мир» https://kottikgav.ru/?p=593
11. Сайт «Дошкольник, методические рекомендации по работе с природным материалом» https://doshkolnik.ru/prirodnie-podelki/14610-metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-s-prirodnym-materialom.html