Ольга Губарева
Проект «В мире чувств и эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В мире чувств и эмоций»
Актуальность проекта :
Дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.
Однако приоритет, как родителями, так и практическими работниками, отдается интеллектуальному развитию. Но как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. По мнению К. Изарда именно «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
Публикация «Проект „В мире чувств и эмоций“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект.
Отсюда формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков в развитии эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из важнейших, приоритетных задач воспитания.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми. А ведь общение, в значительной степени обогащает чувственную сферу человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Осознание человеком своих истинных чувств (а также их выражение) считается непременным условием эффективности психотерапевтического процесса, при котором обретается человеком целостность и душевное здоровье.
Сам факт того, что для выявления истинных чувств необходима специальная работа, указывает на то, что они часто бывают от человека скрыты; а это есть не что иное, как разрыв контакта с собственной индивидуальностью.
Осознание ребенком своей индивидуальности предполагает ее выражение. Выражение собственной индивидуальности есть выражение эмоциональных реакций и состояний. В процессе развития ребенка происходят изменения и в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно может не развиваться, ее необходимо развивать, а для этого нужно создавать определенные условия. Какие они - благоприятные или нет, в большинстве случаях зависят от нас, окружающих взрослых. Ребенок обучается владению своим эмоциональным состоянием в ходе онтогенетического развития, а в роли носителя средств выражения индивидуальности выступает взрослый. Будет ли это обучение успешным или менее зависит от степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать определенные средства для выражения своих эмоциональных состояний.
Недооценка индивидуальных проявлений в сфере эмоций и чувств может обернуться серьезными просчетами в воспитании, в приобщении его к миру человеческих ценностей культуры в целом. Тогда правомерно встанет вопрос о проведении своевременной коррекционной работы с нарушениями в развитии эмоциональной сферы у детей.
Цель проекта :
Повышение уровня осознания дошкольником своих эмоциональных состояний, обеспечение всестороннего и гармоничного развития его личности, создание эмоционального комфорта
Для достижения данной цели поставила следующие
Задачи:
• Помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения.
• Развивать у детей в процессе общения, их социальные способности и навыки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
• Воспитывать у своих воспитанников способности контролировать свои чувства, но не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а научить не бояться их, проявлять даже негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.
• Расширить представления детей об эмоциональных состояниях : радостное, веселое, грустное, счастливое, плаксивое, боязливое, удивлённое.
• Сплотить детей в совместной деятельности.
• Научить детей снимать эмоциональное напряжение, формировать адекватные способы выражения гнева, раздражения.
• Развить рефлексию детей: умение осознавать свои эмоции и чужие эмоции, чувства.
Участники проекта :
Дети, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта :
Кратковременный январь – февраль 2021г.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Дети научатся понимать друг друга, осознают собственную ценность и ценность других людей.
• Начнут проявлять уверенность и инициативу в отношениях со сверстниками и взрослыми.
• Дети научатся видеть друг в друге сходные черты и различия, понимать эмоциональные проявления.
• Научатся пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния людей.
• Будут делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.
• Воспитанники научатся анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них, находить конструктивные решения конфликтов.
Для педагогов:
• Приобретение педагогами нового опыта работы по социально-эмоциональному развитию детей, повышение профессионального мастерства
• Пополнится развивающая среда в группе.
• Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Для родителей:
• Понимание родителями важности психоэмоционального состояния детей.
• Научатся видеть в педагоге единомышленника, помощника, появится желание к сотрудничеству.
• Появится желание участвовать в совместных проектах.
Формы организации проекта :
-фотоматериалы
-конспекты ООД
-консультации для родителей:
«Выражаем эмоции цветом»»
«Как помочь агрессивному ребенку?»
«Мир эмоций»
- обыгрывание настольного театра по сказкам 1.«Красная шапочка» Ш. Перро. 2. «Три поросенка»
- игры для детей, направленные на снятие эмоционального напряжения
- дидактических игр «Придумай лицо», «Разные настроения».
-подвижные игры «Солнышко и дождик» (атрибуты, «Кошка и мышки», «Гуси и волк» (маски).
Этапы реализации проекта :
Структура проекта
Этапы проекта Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями.
1 этап – подготовительный - Изучение информации по теме проекта (познавательная литература, презентации, тематические альбомы, изучение опыта работы коллег из других регионов, видеоролики, и др.)
- Определение цели и задач проекта.
- Разработка конспектов занимательной деятельности, игр.
- Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта.
2 этап – организационно-практический Организация различных видов детской деятельности, по теме проекта (выставка детских творческих работ, занимательная деятельность, игры-драматизации, творческие игры, народные игры, релаксация, прослушивание музыкальных произведений, музыкальные игры, социально-коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры и т. д.).
Для педагогов ДОУ: Выступление на педсовете
Для родителей ДОУ: беседы, консультации, рекомендации.
3 этап – итоговый - Создание тематического альбома «Коллекция впечатлений.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды: «Экран настроения», «Уголок эмоционального комфорта»
Игровые упражнения по развитию мимики
• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).
• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).
• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).
• “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
• “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).
• “Обиделись” (опускают уголки губ).
• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).
Игровые упражнения по развитию пантомимики
• “Расцвели, как цветы”.
•“Завяли, как травка”.
•“Полетим, как птицы”.
•“Идет медведь по лесу”.
• “Крадется волк за зайцем”.
• “Плывут уточки”.
•“Идут пингвины”.
•“Жук перевернулся на спину”.
•“Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”).
•“Мчатся олени”
"Тренируем эмоции"
Нахмуриться как:
- осенняя туча,
- рассерженный человек,
- злая волшебница.
улыбнуться, как:
- кот на солнце,
- само солнце,
- как Буратино,
- как хитрая лиса,
- как радостный ребенок,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту,
- как человек, которого ударили.
испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка,
- котенок, на которого лает собака.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак,
- ребенок, который много потрудился, но помог маме,
- как уставший воин после победы.
Игры на развитие эмоциональной
сферы ребенка
Упражнение на релаксацию.
Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
- Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
Арт-терапевтическое упражнение
Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.
«Чудесный край»
- А сейчас давайте вместе. Нарисуем край чудесный.
Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.
«Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребё нок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит - грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие - сомнение, нерешительность ( например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).
• «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.
Зеркало
Игроки в парах садятся напротив друг друга. Один только лицом изображает какое-то чувство, другой повторяет мимику партнера и называет вслух отгадываемое чувство. Потом меняются ролями. Другой вариант — один партнер просит другого изобразить лицом эмоцию и затем сам предлагает свой вариант.
Из семени в дерево
Ведущий (садовник) предлагает превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову, закрыть ее руками). «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их (гладит по голове и телу, ухаживает. С теплым весенним солнышком «семечко» начинает медленно расти (все поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся кверху, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки, и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя, улыбается другим цветам (улыбнуться соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками. Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются голова и руки, цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернулся на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживет.
Строители
Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т. д. :
тяжелое ведро с сеном; легкую кисточку; кирпич; огромную тяжелую доску; гвоздик; молоток.
Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лиц «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых материалов.
Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости
• •«Это я, узнай меня»
Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
Содержание: Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Взрослый помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.
Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.
• Игра «Радостная песенка»
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства
- У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!
- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.
• •«Постарайся отгадать»
Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.
Содержание: Все дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий, он поворачивается к остальным спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинке, гладят его и говорят:
Раз, два, три, четыре, пять, постарайся отгадать.
Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут.
Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.
• «Подари ласковушку»
Развитие тактильной чувствительности, доброго отношения к сверстнику.
Содержание: Дети и взрослый сидят в кругу. Взрослый рассказывает истории про ласковушки. Это приятные, добрые прикосновения. Затем взрослый показывает, как можно подарить ласковушку соседу, и предлагает детям подарить приятные прикосновения, кому они захотят.
• Танцуем вместе
Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.
- Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.
Звучит песня «Танец маленьких утят»
Во время припева нужно найти себе пару и, сцепившись руками, кружиться.
• «Слепой танцор»
Цель: Расслабление, мышечное раскрепощение детей, осознание ими своего тела и формирование свободы движений. Установление контакта со сверстниками.
Содержание: В игре могут участвовать как пары детей, так и пара взрослый – ребенок. Игроки берутся за руки. Одному из них завязывают глаза. Участник, у которого глаза открыты, начинает под музыку совершать танцевальные движения, и увлекает за собой партнера. Участник с завязанными глазами пытается повторить его движения.
• «Помоги сверстнику»
Цель: Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь
Описание методики. Двум детям, из которых только один ребенок был испытуемым, предлагалось выполнить разные задания. Задание испытуемого было более легким, чем задание его сверстника. О том, что задания имеют разную степень трудности, детям не сообщалось. С внешней стороны эти задания воспринимались детьми приблизительно в равной степени сложности.
Выяснялось, как дети поняли смысл того, что им предстоит сделать, и в заключении добавляли: «Закончите работу – можете поиграть с игрушками»,- и указывали на размещенный в этой же комнате игровой уголок.
Необходимо подчеркнуть, что особенность осуществления данной деятельности состояла в том, что из-за разной трудности предложенных заданий дети оказывались в неравном положении по отношению к возможности «играть с игрушками». По мере завершения своего, более легкого задания, испытуемый не только приближался к возможности приступить к выполнению другой деятельности – игре. Но вместе с тем незаметно для себя он как бы втягивался в ситуацию выбора: выполнив практическое задание, приступить к игре или же, подавив в себе соблазн поиграть, оказать помощь сверстнику, продолжающему решать более трудное задание.
После того как дети приступали к выполнению заданий, и один из них обнаружил существенные затруднения в деятельности, следили за тем, обращается ли ребенок к сверстнику (испытуемому) за помощью и как откликается на его обращение. Если испытуемый не оказывал помощи сверстнику, то побуждали его к этому, ставя перед ним соответствующие вопросы.
Строя так эксперимент, естественно было ожидать, что его ключевым моментов будет анализ поведения испытуемого после выполнения им практического задания, характера его решения. Вместе с тем следует признать, что выполнения задания – это, как правило, результат действия уже сложившихся ранее у ребенка соответствующей потребности, мотивов и лежащих в их основе эмоций. Поэтому важно было установить, какими мотивами и эмоциями обусловлено было принятие ребенком именно такого, а не другого решения.
• "Кто может найти добрые, хорошие слова для. " (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т. п.).
Чтение, обсуждение, инсценировка художественных произведений
Задачи:
• Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях
• Развитие умения ставить себя на место героев произведений
• Развитие умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения
• учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации
Валентина Осеева. Рассказы для детей
«СИНИЕ ЛИСТЬЯ», «ПЛОХО», «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ», «БАБУШКА И ВНУЧКА», «СТОРОЖ», «ПЕЧЕНЬЕ», «ОБИДЧИКИ», «ЛЕКАРСТВО», «КТО НАКАЗАЛ ЕГО?», «КТО ХОЗЯИН?»,
Список литературы:
1. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Автор оставитель Т. Д. Пашкевич-Волгоград:Учитль,2014.-123с.
2 В мире детских эмоций : пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М. :Айрис-пресс, 2007.– 160 с.
3. Лютова, Е. К, Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
4. Семенак С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С. И. Семенака. – М. : АРКТИ, 2006. – 72 с.
5. Учебно- методическое пособие по «Социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста-О. Л. Князева,Р. Б. Стеркин. 6. Тарасова, Т. А., Власова, Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст]/ Т. А. Тарасова, Л. В. Власова. – М. : Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
7. Хухлаева, О. В., Хухлаева, О. Е., Первушина, И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушина. – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.
8. Жигалова, Н. Ю., Куликова, И. Н. Валеологические развлечения и игры в детском саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова. // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.
9. Зедгенидзе, В. Я., Ерошкина, Н. Г. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В. Я. Зедгенидзе, Н. Г. Ерошкина. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.
10. Бикташева, Н. П. Страна разноцветных эмоций [Текст]/ Н. П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.– № 1. – С. 51-52.
Консультация для родителей на тему:
«Выражаем эмоции цветом»
Что такое цвет? Из чего он состоит? Почему один веселый, о другой заставляет грустить?
Цвет – световой тон чего-нибудь, окраска; душа живописи; самый могучий чародей в руках ребенка; радость, удивление, неожиданность.
С помощью цвета можно делать настоящие чудеса, не верите? Давайте вместе исследуем все чудеса цвета в увлекательных играх.
1. «Нарисуй свое настроение»
Ребенок выбирает карточку на которой изображен цветной карандаш и какой-либо предмет или образ.
Цветовые характеристики: красный – активность; сочетание красного и желтого – радость; розовый – мечтание; оранжевый – дружелюбие; желтый – искренность; зеленый – внимание; голубой – бодрость; синий - азарт; коричневый – сочувствие; черный – утомление.
2. «Цветные сказки»
Детям предлагается придумать, например синюю сказку.
3. «Цветовушка»
На листе бумаги ставятся различные цветные пятна, затем его складывают пополам и … о, чудо, перед вами царство красок.
4.»Придумай слова для красок»
Предлагается придумать как можно больше слов, характеризующих цвета.
5. «Радость и грусть»
Предложить ребенку разложить цветные фишки на две группы
6. «Что на земле голубого, (зеленого, красного и т. д.) цвета»
7. «Азбука красок»
Карточки задания на смешения двух красок для получения третьего цвета.
8. «Характер цвета»
Путем смешивания красок ребенку предлагается изменить «характер цвета», сделать его более спокойным, веселым, печальным…
9. «Настроение цвета»
Пробуем разные краски на различной бумаге. Какое настроение угадывается в каждом из них? Какое преобладание? Рассказать о своих впечатлениях.
10.«Игра – соревнование «Разноцветные колокольчики»
Составление оттенков определенного цвета. Кто больше?
Рисование необычными материалами и оригинальной техникой
Рисование разными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок лучше понимает чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием. Он уверен, что у него все получится.
Способы рисования нетрадиционными техниками
• Рисование ладошкой
Обмакните всю ладонь в краску и оставьте след на бумаге, а можно раскрасить ладонь в разные цвета. Затем дорисовать полученный отпечаток.
• Оттиск
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет. Печатку можно сделать из картофеля, пробки, поролона, пенопласта, сухих листьев.
• Рисование свечой
Такой способ использовали народные мастера для раскрашивания пасхальных яиц. Суть его в том, что краски скатываются с поверхности, по которой провели свечой.
• Монотипия
Согнутый пополам лист бумаги - рисуем на одной стороне, другую прижимаем к ней.
• Кляксография
Игры с кляксами помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию. Поставили большую кляксу, возьмите трубочку от коктейля и подуйте на кляксу… и побежала она, вверх оставляя за собой следы. Можно поставить еще одну кляксу и пусть они встретятся.
• Ниткография
Опустите нитку в краску и уложите ее на лист бумаги в свободном направлении, сверху наложите другой лист бумаги и прижимая рукой вытяните нитку.
• Набрызг
Разбрызгивание краски с помощью щетки. Наберите краску на щетку и стекой проводите по поверхности щетки по направлению к себе. Можно здесь использовать трафарет.