Журавлева Ольга
Проект в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5–7 лет «Первые уроки здорового образа жизни»
▼ Скачать +Заказ
Проект в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5–7 лет
МАДОУ «Детский сад комбинированного типа №28» д. Лупполово.
Познавательно-исследовательский проект
«Азбука здоровья».
Составила: воспитатель 1к. группы компенсированной
направленности для детей с ЗПР
Журавлева Ольга Борисовна.
Пояснительная записка.
Публикация «Проект в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5–7 лет „Первые уроки здорового образа жизни“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Проект «Азбука здоровья» является результатом творческой деятельности детей, родителей, педагогического коллектива группы детского сада. Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства, основанного на доверительных партнерских отношениях детского сада с родителями. Это залог успешной работы с детьми. Моя работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих. В результате данного проекта создана эффективная система работы в детском саду по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач. В проекте отображена работа с детьми, их родителями, в которой даются рекомендации разных видов деятельности. Для систематизации проведения данного проекта был составлен план работы. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность темы здорового образа жизни в наши дни очевидна. Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь и сохранять. Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек здорового образа жизни. Вот почему в детском саду следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническим навыкам, вырабатывать привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние здоровья и здоровья окружающих. Именно поэтому в дошкольном учреждении любая деятельность (игровая, двигательная т. д.) должна носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Сегодня наблюдается особый интерес к физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью. Одним из важных аспектов реализации программ по здоровье сбережению детей является совместная работа ДОУ и семьи.
Проект «Азбука здоровья».
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный с 01.03.2023 по 31.05.2023г.
Участники проекта : дети 5-7 лет группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, родители, воспитатель группы, логопед-дефектолог, физ. инструктор.
Цели проекта : Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ.
Задачи проекта :
Образовательные :
• Формировать начальные представления о человеческом организме.
• Совершенствовать знания о здоровом питании, о пользе овощей и фруктов, витаминов для здоровья человека.
• Учить элементарным приемам сохранения здоровья.
Развивающие:
• Развивать у детей потребность в активной деятельности.
• Развивать связную речь.
Воспитательные:
• Воспитывать потребность в ЗОЖ, вырабатывать привычку к соблюдению режима.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ.
• Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе и окружающему миру.
Взаимосвязь образовательных областей
• речевое развитие;
• познавательное развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• физическое развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей.
1. Сформированные навыки ЗОЖ.
2. Знание гигиенической культуры.
3. Наличие потребности в ЗОЖ, изменение отношение к своему здоровью.
4. Создание цикла НОД по теме: «Азбука здоровья».
Для родителей.
1. Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов.
1. Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах ЗОЖ.
2. Создание цикла НОД по теме: «Азбука здоровья».
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
• Подбор литературы, иллюстраций, игр.
• Приобщение родителей к проекту, беседы.
• Написание проекта.
• Разработка плана реализации проекта.
2 этап – основной.
• Беседы
• Познавательные занятия.
• Игры-инсценировки.
• Чтение художественной литературы.
• Дидактические игры, настольные игры, ролевые игры.
• Рассматривание иллюстраций, плакатов, энциклопедий.
• Исследовательская деятельность, игры-эксперименты.
3 этап – заключительный.
Анализ итогов работы по проекту.
План мероприятий по реализации проекта.
Сроки реализации / Тема / Цель. Совместная деятельность
Март 01.03. – 10.03.
Подготовительный этап.
Изучение и подбор методической литературы по теме проекта;
разработка НОД
подбор иллюстраций, художественной литературы;
презентации, мультсериалы по теме;
дидактические, сюжетно-ролевые игры;
подбор материала для родителей по теме проекта.
Март 13.03. – 31.03.
Человек. Строение тела человека. Понятие ЗОЖ.
Цель: Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, состоянием.
НОД: «Я и мое тело».
Презентация: «Что такое ЗОЖ?», «Строение тела человека».
Беседа: «Что значит быть здоровым?», «Наши верные друзья» (о составляющих ЗОЖ, «Почему случаются травмы?», «Береги зрение с детства».
Д/ и: «Человек – части тела», «Слышим, видим, нюхаем», «Азбука безопасности».
С/ р игра: «Поликлиника», «Аптека», «Семья».
Рассматривание энциклопедии «Человек». Разгадывание загадок про органы чувств.
Лепка: «Человек».
Просмотр мультсериала «Смешарики» : «Быть здоровым – здорово», «Королева – зубная щетка».
Апрель 03.04. - 14.04.
Питание. Витамины.
Цель: Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах
НОД: «Где живут витамины?»
Презентация: «Правильно питаешься – здоровья набираешься!»
Беседа: «Витамины – наши друзья», «Зачем людям питание?».
Д/ и: «Вершки – корешки», «Угадай на вкус», «Полезно – вредно».
С/ р игра: «Магазин», «Приготовим обед».
Чтение литературы: Л. Зильберг «Витамины», С. Михалков «Про девчонку, которая плохо кушала», Ю. Тувим «Овощи».
Аппликация «Овощи и фрукты».
Составление загадок про овощи и фрукты.
Апрель 17.04. – 28.04.
Гигиена тела.
Цель: Расширять представления о важности для здоровья гигиенических процедур.
НОД: «Личная гигиена».
Презентация: «В гостях у Мойдодыра»
Беседа: «Для чего мы моем руки?», «Что такое микробы, где они живут?».
Д/ и: «Алгоритм мытья рук», «Предметы личной гигиены», «Для чего это нужно?»
Чтение литературы: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», И. Гурина «Сказка про Витю грязнулю».
Заучивание потешек по теме.
Рассказывание по алгоритму «Как я мою руки».
Исследовательская деятельность: «Мыло и его свойства».
Рисование: «Что мне нужно, чтобы быть чистым?».
Май 02.05. – 12.05.
Сон. Режим дня.
Цель: Формировать представления о здоровом образе жизни; Расширять представления о важности для здоровья сна, соблюдения режима дня.
НОД: «Режим дня».
Презентация: «Что такое режим дня?»
Беседа: «Зачем соблюдать режим дня?», «Для чего нужен сон?»
Д/ и: «Алгоритм режима дня», «Части суток», «Когда это бывает?».
С/ р игра: «Режим дня в семье», «Детский сад».
Чтение литературы: Т. Шарыгина «Зачем соблюдать режим?», «Сказка о принцессе Иголочке», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».
Рассказ по сюжетным картинкам «Режим дня в детском саду».
Аппликация «День – ночь».
Май 15.05 – 26.05.
Закаливание.
Цель: Расширять представления о важности для здоровья закаливания. Познакомить с приемами закаливания. Презентация: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Что правильно, а что неправильно».
Экспериментирование: «Воздух – невидимка», «Вода и ее свойства».
Д/ и: «Где живет вода?», «Что происходит в природе?».
С/ р игра: «Станция Скорой помощи», «Спортсмены».
Чтение литературы: Т. Шорыгина «Стихи про закалку». Заучивание стихов и поговорок о закаливании.
Рисование «Я закаляюсь».
Май 29.05. – 31.05.
Закрепление темы.
Цель: Закрепить полученные знания о здоровом образе жизни. Беседа «Как быть здоровым?», «Почему люди болеют?
Д/ и : «Хорошо – плохо», «Основы безопасности».
Викторина «Что такое хорошо».
Чтение литературы: Т. Шорыгина «Полезные и вредные привычки».
Вечер загадок, потешек, поговорок, стихов о здоровье.
Создание коллективной книжки – малышки на тему: «Здоровый образ жизни».
Работа с родителями: Консультации «Вред и польза компьютера», «Красивая осанка – красивая спина», «Воспитание навыков здорового образа жизни (ЗОЖ)». Индивидуальные беседы «Одежда ребенка весной». В родительский уголок: книжка – раскладушка «Режим дня», буклеты «Детский травматизм», «Витамины – наше здоровье», «Закаливание дома».
Результат проекта.
Проект «Азбука здоровья» позволил реализовать поставленные цели и задачи. У детей было сформировано понятие, каким должен быть здоровый человек, как сохранить здоровье.
Родители активно включились в работу по созданию условий для воспитания здорового образа в семье. Прошла выставка рисунков детей в группе детского сада.
Используемая литература:
1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
2. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М. : АСТ, 1998
3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М. : Медицина, 1987.
4. Анохина И. А. приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Методические рекомендации. – Ульяновск 2007
5. Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. Москва. 2008 г.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2008 г.