Шрайнер Ирина
Проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития коммуникативных, творческих, познавательных, умственных способностей дошкольников путём внедрения в образовательный процесс сказочных персонажей. Составители предлагают теоретический и практический материал, который будет полезен педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми по этому направлению в качестве пособия.
Материал содержит в себе основные направления работы со сказкой, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью героев сказок и сказочных сюжетов.
Содержание
Введение….3
Подготовительный этап….4
Основной этап….4
Публикация «Проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Заключительный этап….7
Заключение…. 8
Список литературы…. 9
Приложение …10
Введение
Театр - это волшебный мир,
он дает уроки красоты,
морали и нравственности.
А чем она богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей
(Б. М. Теплов)
Сказки – самая древняя из распространённых форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных и литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, а также на просмотр современных мультфильмов – все это приводит к понижению освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Актуальность состоит в том, что данная форма сочетает в себе средства и способы развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей. Именно сказки являются материалом для обучения детьми младшего дошкольного возраста речи и обогащенного словарного запаса.
Данное мероприятие побуждает детей эмоционально отключиться от происходящих событий в процессе знакомства с героями литературных произведений, на воображаемые события, сопереживать героям, помогать закрепить с детьми знания известных им сказок, вызвать радость «встречи» с героями этих художественных произведений. Воспитывает интерес и любовь к народным сказкам, развивает речь, внимание, память, а также правила безопасного поведения.
Цель: воспитание интереса и любови к народным сказкам через театрализованную деятельность.
Задачи:
- научить воспитанников вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленные вопросы;
- развивать речь, внимание память;
- воспитывать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Форма: спектакль, сюрпризный момент.
Оборудование и материалы: сундучок, герои настольного театра, книга сказок, кукла «Сказочница», вырезанные из бумаги кочки.
Рассказывая сказку, сопровождать текст показом фигурок (кукол) настольного театра.
I Подготовительный этап.
1. Чтение русских народных сказок
2. Беседы о прочитанном
3. Дидактическая игра «Посмотри и повтори», «Из какой мы сказки»
4. Познавательные игры «Гуси», «У медведя во бору»
II Основной этап
Ребята садятся полукругом на стульчики, чтобы сохранить тишину и сконцентрировать внимание на воспитателе проводится игра «Тише мыщи, кот на крыше, а котята еще выше» каждый раз повторяя фразу все тише и тише.
Воспитатель: ребята сегодня мы отправляемся в волшебный мир театра. Давайте все дружно встанем и пойдем (дети шагают около стульчиков)
По дорожке шли, сундучок нашли,
Сундучок то не простой – волшебный,
Вот какой показывает сундучок)
Интересно, что в нем?
Стук в дверь (появляется кукла «Сказочница»)
Сказочница : здравствуйте я Сказочница. Вижу вы мой сундучок нашли.
Воспитатель: сундучок мы нашли, но открыть не смогли. Что же в нем?
Сказочница : это волшебный сундучок. Я по свету хожу, сказки собираю, да в сундучок складываю, а потом эти сказки людям рассказываю. Любите ребята сказки?
Дети: ДА
Сказочница : много сказок знаете? (ответы детей) а кто вам сказки рассказывает? (ответы детей)
Сказочница : а сейчас деточки сядьте рядом, да послушайте ладком. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать из какой сказки герой
Загадки
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом
Кто же были эти маленькие дети? (семеро козлят)
2. На сметане месен
На окошке стужен
Круглый лоб, румяный бок,
Покатился. (колобок)
3. Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной
Он сам того не ведая
Несет ее домой (Маша и медведь)
4. Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три,
Как увидишь, сразу ясно,
В гости к ним ходить опасно (Три медведя)
5. В поле появился дом
Поселились в доме том:
Мышка, лягушка,
А еще лохматый мишка
Позже поселился тут
Как все домик тот зовут? (Теремок)
6. Ах, ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота
Выглянул в окошко (Кот и петух)
Сказочница : молодцы все загадки отгадали, и за это я вам в подарок приготовила сказку. Но она находится в тридевятом королевстве, и чтобы добраться до него, надо по лесам идти, да на каждую кочку вставать одной ногой, будьте осторожны, не провалитесь в болото.
Дети встают со стульчиков и проходят по дорожке из кочкам (заранее вырезанные из бумаги, читая стих:
По узенькой дорожке, шагают наши ножки.
С кочки на кочку, к волшебному мосточку.
Через мостик мы пройдем в гости в сказку попадем
(Дети садятся на стулья)
Сказочница : вы ребята не стесняйтесь,
Побыстрей располагайтесь.
Вам ли видно? Вам ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку.
Кукольный театр «Колобок» (Приложение 1)
III Заключительный этап
Сказочница : а теперь я вам задам вопросы, почему колобок попал в беду?
(колобок попадет в беду по собственной вине – из аз своего легкомыслия, хвастовства, необходимо дать детям понять в чем его ошибка)
Сказочница : пришло время прощаться, но прежде чем уйти, я за ваше хорошее поведение и правильные ответы я хочу вам подарить книгу сказок, чтобы вы про меня не забывали, а я к вам вернусь обязательно, до свидания, до скорых встреч (На прощание сказочница дарит детям книгу с русскими народными сказками).
Дети: до свидания!
Заключение
Сказка лучше и быстрее любых родительских назиданий помогает ребенку разобраться в этом мире. Не зря наши прапрабабушки придумали этот замечательный жанр. С колыбели крохе начинали рассказывать сказки. И в наше время встреча с миром книг начинается именно с них. Некоторые дети уже повторяют несложные сюжеты «Колобка» или «Репки».
Работая по направлению воспитание сказкой, сделаны выводы, что роль сказки в развитии ребенка имеет большое значение. Сказки помогают воспитывать в детях доброту души и мужество, радость жизни и честность, надежду и целеустремленность. Сказки предотвращают детей от тщеславия, эгоизма, трудности. Да не только предотвращают, но и направляют их на борьбу против человеческих пороков.
Использование методов работы со сказкой, дало весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, установлен рост креативности. Отмечено, что у детей значительно улучшается речь. Сказка оказывает влияние на формирование нравственных чувств: доброты, любви, сожаления, сочувствия, товарищества и т. д. Благодаря сказке, дети начинают понимать значение пословиц и фразеологизмов.
Таким образом, сказка является незаменимым материалом для использования ее в качестве содержательной основы ранней ступени обучения. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка.
Список использованной литературы:
1. Большева, Т. В. Учимся по сказке [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. В. Большева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 144 с.
2. Васькова, О. Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателей, психологов, родителей / О. Ф. Васькова, А. А. Политыкина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 112 с.
3. Микляева, Н. В. Сказкотерапия в ДОУ и семье [Текст] : методическое пособие / Н. В. Микляева, С. Н. Толстикова, Н. П. Целикина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
4. Паршукова, Г. В сказочной стране / Г. Паршукова // Социально-личностное развитие. – 2008. - №3. – 35 с.
5. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д. Соколов. – М. : Эксмо-Пресс, 2011.
6. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет [Текст] / А. В. Щеткин. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
Приложение № 1
Сказка «Колобок»
Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха. По амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберётся.
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца,
Не хитро уйти.
И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
От тебя, волка,
Не хитро уйти.
И покатился колобок дальше — только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай, лучше мою песенку.
Колобок запел, а Миша и уши развесил:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь,
Полгоря уйти.
И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.
Катится колобок, а навстречу ему лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел:
— Я колобок, колобок.
А лиса его — гам! — и съела.