Бухаева Елена Виссарионовна
Проект в ДОУ «Осень — в лесу» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :
- организация педагогического процесса, способствующего активизации познавательно-исследовательской деятельности по изучению природы в осенний период времени.
Задачи:
- расширить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы;
- закрепить понятия: «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса»; расширить активный словарь по данным темам;
Темочки:
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных рисунков;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Участники проекта : дети группы (4-5 лет).
Время проведения: октябрь 2020 г.
Ожидаемые результаты:
- знания об осени, как о времени года;
- развитие познавательного интереса к изучению природы;
- развитие связной речи, обогащение словаря;
- закрепление понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Дикие животные нашего леса»,
- воспитание бережного отношения к природе и животному миру.
Пояснительная записка
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Этапы проекта :
1. Подготовительный
- определение проблемы, цели, задач проекта
- изучение методической литературы
2. Основной
Пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры)
Подбор художественной литературы.
Подбор пособий для работы с детьми.
Перспективный план проекта «Осень в лесу» :
Образовательные области и программы. Виды детской деятельности.
Познавательное развитие: Беседа на тему: «Перелетные птицы», «Витамины осени», «Овощи – лекари».
Просмотр м/ ф: «Лунтик и его друзья. Желтый лист», «Зверюшки – добрюшки. «Сердце осени»
Речевое развитие: «Рассматривание фруктов и овощей», «Рассматривание альбома «Дары леса»», рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень»
Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково»
Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик»
Социально – коммуникативное развитие: игра «Магазин», Семья»
Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото»
Д/и «Что где растет», «Какое время года», «Овощи и фрукты», «Что изменилось».
Художественно – эстетическое развитие: Рисование - «На яблоне поспели яблоки» ( нетрадиционным способом: ватными палочками, «Золотая осень».
Аппликация: «Сказочное дерево» (с использованием ладошки)
Раскраски: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенью»,
Музыка: пение - «Осень, осень наступила» музыка и слова С. Насауленко; «Тише, тише, тишина, в гости осень к нам пришла» музыка и слова Е. Скрипкиной ;
Чтение детям: Ю. Тувим «Овощи», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся», В. Сутеев «Под грибом».
Физическое развитие
п/ и: «Гуси – лебеди», «Огуречик – огуречик», «У медведя во бору», «Листопад»
беседа «Прогулка для здоровья»
Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Мы капусту рубим – рубим…».
Участие в выставке рисунков «Осень золотая»
Игры с речевым сопровождением:
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
«Дождик»
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.
Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.
Словесные игры:
«Назови ласково
Задачи: Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Яблоко — яблочко
Апельсин — апельсинчик
Лимон — лимончик
Слива — сливка
Мандарин — мандаринчик
Ананас — ананасик
Вишня — вишенка
Помидор — помидорчик
Огурец — огурчик
Морковь — морковочка
Репа — репочка
Редиска — редисочка
Свёкла — свеколочка
Чеснок — чесночек
Лук — луковичка
Перец — перчик
Баклажан - баклажанчик
Пальчиковая гимнастика:
«Осень»
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки
Н. Нищеева
"Вышел дождик погулять".
• Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая — начиная с
• мизинца, правая — с большого пальца.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары.
Шел неспешно по привычке, "Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками.
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько:"Ох!" Часто и ритмично бьют в ладоши.
И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по коленям.
«1,2,3,4,5, в лес идем гулять»
• Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук "здороваются", начиная с
• больших пальцев)
• В лес идем гулять. (обе руки "идут" указательными и средними
• пальцами по столу)
• За черникой, (загибать пальчики, начиная с большого)
• За малиной,
• За брусникой,
• За калиной.
• Землянику мы найдем
• И братишке отнесем
«Мы капусту рубим – рубим…»
• Мы капусту рубим, рубим, (имитация движений)
• Мы капусту режем, режем,
• Мы морковку трем, трем,
• Мы капусту солим, солим,
• Мы капусту жмем, жмем!
Подвижные игры:
«Гуси – гуси»
Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.
Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.
Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе
Слова хозяйки гусей:
Гуси! Гуси!
Есть хотите?
Ну, летите!
Почему?
Ну, летите как хотите,
Только крылья сберегите!
Ответы гусей:
Га-га-га!
Да-да-да!
Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
«Огуречик, огуречик…»
Задачи: упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу.
Ход: На одном конце зала- ловишка, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на 2-х ногах.
Ловишка: «Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет»
Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет
«Листопад»
По группе на полу лежат 3—4 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев.
Листопад, листопад, поочередно взмах руками,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят. покружиться и присесть.
По сигналу дети — «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Картинки деревьев меняются местами.
«У медведя во бору»
Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом.
Ход: За чертой, на расстоянии 2-3-х шагов место для медведя. На противоположном конце площадки обозначен дом детей.
Ведущий говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т. е имитируют соответствующие движения и говорят:
«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.»
Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают.
Чтение художественной литературы:
Ю. Тувим «Овощи»
Н. Сладков «Осень на пороге»
А. Барто «Осенью»
В. Сутеев «Под грибом».
Наблюдение на прогулке:
- Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);
- Наблюдения за цветами на клумбе ( познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина);
- Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»);
- Наблюдения за сбором урожая (расширять представления детей об овощах);
- Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).
Словесные игры
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение.
Ход: Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо, а мальчики - когда осень - это плохо.
Хорошо - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.
Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.
«Подбери признак».
Цель: образование относительных прилагательных.
—Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
• Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.
• Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
• Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Дидактические игры
«Какое время года?»
• Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, развивать слуховое восприятие, внимание.
«Овощи, фрукты и ягоды»
• Задачи. Учить детей группировать овощи, фрукты и ягоды, развивать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.
«С какого дерева листок»
• Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи названия деревьев.
Итоги проектной деятельности
1. для педагогов:
- освоение проектного метода
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности
2. для детей:
- сформированы простейшие представления о овощах и фруктах и их пользе.
- повысился уровень познавательного развития
- развитие творческих способностей
- развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении.
Продукт проектной деятельности :
- рисунки детей, выполненные нетрадиционным способом: ватными палочками- "На яблоне поспели яблоки", "Золотая осень".
- модели занятий, дидактические игры.
- наглядные материалы и пособия.
- подбор стихотворений по теме.