Анна Петровская
Проект в детском саду «Блокадный Ленинград»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект:
(военно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста посредством
проектной деятельности)
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада, воспитатели, родители.
Темочки:
Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появилось и много других вопросов о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда.
Актуальность проекта: 27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, в январе 1943 года произошел ее первый прорыв, а окончательно снять ее удалось только 27 января 1944 года. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве.
Наш детский сад запланировала ряд мероприятий к этой важной дате:
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.
И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде.
Цель проекта: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей подготовительной группы.
Задачи проекта:
Для детей:
Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
Обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда.
Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка», «блокадный хлеб», «блокадная ласточка», «метроном», «буржуйка».
Познакомить с историей символа блокадного Ленинграда – «блокадная ласточка».
Обогащать словарный запас детей.
Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными блокаде Ленинграда.
Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.
Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.
Для родителей:
Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.
Привлечение родителей к участию в практической работе по проекту.
Предполагаемые результаты:
Расширение знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Развитие интереса детей к истории Отечества в годы Великой Отечественной войны.
Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.
Умение рассказать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые блокаде Ленинграда.
Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.
Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Этапы реализации проекта.
1 этап: «Подготовительный»
Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.
Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.
Подготовка материала для продуктивной деятельности.
Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы о блокадном Ленинграде).
Пополнение предметно-развивающей среды.
Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.
2 этап: «Основной» (работа над проектом)
С детьми:
Беседы: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Что рассказывают о блокаде бабушки и дедушки?», «Дорога жизни», «Блокадный хлеб», «Дети блокадного Ленинграда».
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Шинель», Л. Кассиль «Твои защитники» (отрывки, Э. Фонякова «Хлеб той зимы», В. Карасёва «Кирюшка», Т. Цимберг «Седьмая симфония», О. Бергольц «Мы – ленинградцы», С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда», Н. Ходза. «Дорога жизни»
И. Миксон. «Жила, была».
Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда: Д. Шостакович «Ленинградская симфония», Харитонов - «Не стареют душой ветераны», гр. «Ленинград» - «Город-герой Ленинград», минута молчания «Вечная память героям Великой Отечественной войны», песни военных лет.
Дидактическая игра «Разрезные картинки», «Что изменилось?».
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением блокадного Ленинграда.
Просмотр презентаций «Блокада», «900 дней блокады», Просмотр фильмов и мультфильмов о блокаде:
- мультфильмы: «Воробушек», «Шарфик», «Один день в блокадном Ленинграде»;
- документальные фильмы: «Блокада Ленинграда» (для детей, «Непокорённые», «Дети блокадного Ленинграда», «Голоса»;
- художественные фильмы: «Жила-была девочка», «Ладога», «Зимнее утро».
Подвижные игры «Разведчики», «Полоса препятствий».
Аппликация «Памятник детям блокады».
Конструирование – оригами «Блокадная ласточка».
Рисование «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокады»
Разучивание стихотворений про «Блокадный Ленинград»
Разучивание танца «Белые панамки»
Разучивание танца «Салют»
Разучивание песен «Ленинградские мальчишки»
Разучивание песен к юбилейному мероприятию.
Постановка сценки с детьми «Возвращение солдата домой»
Постановка сценки «Брат и сестра в ожидании мамы»
Постановка сценки «В очереди за хлебом»
Аппликация «Фронтовое письмо».
Акция «Блокадный хлеб».
Акция «Блокадная ласточка».
Мастер-класс «Блокадный светлячок.
Изготовление «блокадного кольца» для акции.
Совместное изготовление материалов для предметно-развивающей среды и для оформления юбилейного мероприятия «Прорыв Блокадного Ленинграда».
С родителями:
Папки – передвижки: «Блокада Ленинграда».
Консультации: «Блокадный Ленинград»
Листовки «Блокадный хлеб», «Блокадная Ласточка»
Буклеты «Блокадная ласточка», «Блокадный хлеб».
3 этап: «Заключительный»
Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Выставка работ «Блокадный светлячок», «Блокадная ласточка», памятник «Пусть всегда будет солнце».
Проведение юбилейного мероприятия «Прорыв Блокадного Ленинграда».
Полученные результаты:
Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме.
Родители приняли активное участие в проекте.