Наталья Соколова
Проект «Уроки К. Д. Ушинского в сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
«Уроки К. Д. Ушинского в сказках»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Челночок»
города Балашова Саратовской области.
Проект
«Уроки К. Д. Ушинского
в сказках»
Подготовила:
Соколова Н. А.
г. Балашов
2023-2024 учебный год
Проект "Уроки К. Д. Ушинского в сказках"
Актуальность.
Публикация «Проект „Уроки К, Д, Ушинского в сказках“» размещена в разделах
В 2023 году в России отмечается 200 лет со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Эта дата совпадает с объявленным в стране Годом педагога и наставника. Ушинский полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Константина Дмитриевича любили учителя, дети и их родители. Он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Ушинский был и талантливым детским писателем. Он пересказывал для детей народные сказки, использовал в рассказах, прибаутках народные пословицы, поговорки, присказки. Короткие, но познавательные, они открывают детям окружающий мир, рассказывают о временах года, животных и птицах.
Духовно-нравственное воспитание на основе произведений русских писателей, формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние. Обращение к опыту отечественной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы.
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям через чтение книги русских писателей.
Цель: создание условий для формирования гражданских и нравственных ориентиров у подрастающего и взрослого поколений, уважительного отношения к профессии педагога через произведения и научные труды К. Д. Ушинского.
Задачи:
1. Формировать основы нравственной личности посредством сказок, рассказов К. Д. Ушинского.
2. Развивать у детей у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
3. Познакомить детей через сказки с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
4. Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий.
5. Приобщить родителей к проблеме чтения.
6. Воспитывать ответственность, доброту, отзывчивость, душевную чуткость у детей.
7. Воспитывать чувство патриотизма в любви к своей Родине через сказки и рассказы К. Д. Ушинского.
Предварительная работа:
- пополнение воспитывающей среды;
- изготовление дидактических пособий;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- просмотр мультфильмов, видео материалов.
Тип проекта : краткосрочный, познавательно-творческий.
По характеру содержания: осуществлялся внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей, внутри ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта : воспитанники группы, воспитатели, социальный педагог, родители, ученики школы №3, библиотека.
Аннотация:
Формирование нравственных качеств ребенка, является одной из главных задач воспитания. Произведения К. Д. Ушинского являются материалом для чтения, в котором закладываются нравственные истоки для подрастающего ребенка. Из этих произведений дети узнают, как вести себя с пожилыми людьми, беречь природу, стремиться быть самостоятельными, различать добро и зло, самостоятельно делать нравственные выводы о поступках людей.
Ожидаемый результат:
- Повысится интерес у детей к сказкам и рассказам К. Д. Ушинского;
- будут воспитываться духовно - нравственные и патриотические чувства посредством творчества К. Д. Ушинского;
- повышение интереса родителей к семейному чтению.
Литература:
1. Ушинский К. Д. Любимые сказки. – М. : ЭКСМО, 2011.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А. М. – М. : Просвещение, 1989.
3. Лопаткина А. А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах : для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.
4. К. Д. Ушинский Родное слово. Книга для детей. Год 1-й и 2-й. Книга для учащих.
5. К. Д. Ушинский Детский мир. Книга для детей.
Образовательная
Деятельность,
осуществляемая в разных видах детской деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) Взаимодействие с родителями и социумом
Подготовительный (мотивационный)
1. Составление плана работы по проекту.
2. Поиск материалов о творчестве К. Д. Ушинского.
3. Организация выставки книг К. Д. Ушинского (см. приложение 1)
Создание дидактического материала. Подбор иллюстраций для рассматривания, для раскрашивания. Составление плана работы с родителями. Вовлечение родителей в организованную деятельность по данной теме (совместное чтение книг К. Д. Ушинского) (см. приложение 2)
Консультация для педагогов сотрудника детской библиотеки (см. приложение 3)
Изготовление дидактического пособия волонтерами детьми (ученики МОУ СОШ №3) для проведения организованной деятельности детей (см. приложение 4)
Основной (проблемно – деятельный)
1. ОД Речевое развитие. Развитие речи/Чтение художественной литературы «Четыре желания»
2. Беседы о трудолюбии, о взаимопомощи, о добре; об ответственности, отзывчивости и душевной чуткости.
3. Рассматривание иллюстраций к сказкам (см. приложение 5)
4. Рассказывание сказок по мнемотаблицам.
1. Чтение художественной литературы
К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»;
«Гуси»; «Дедушка»; «Гадюка»; «Зима».
2. Подвижные игры «Утена», «Мыши и кот», «Горелки» (см. приложение 6)
4. Отгадывание загадок по сказкам.
1. Рисование сюжетов по прочитанным произведениям К. Д. Ушинского (см. приложение 7)
2. Дидактические игры: «Собери сказку», «Куб» (по сказкам К. Д. Ушинского, «Найди героев в сказке» (см. приложение 8)
1. Оформление папки – передвижки «Уроки К. Д. Ушинского в сказках»
2. Консультации для родителей «Читаем вместе».
3. Изготовление памяток – буклетов для родителей «Читаем детям» (см. приложение 9)
4. Посещение родителей с детьми детской библиотеки (см. приложение 10)
4. Беседа сотрудника детской библиотеки для детей «Интересные произведения К. Д. Ушинского» (см. приложение 11)
5. Посещение детской больницы социальным педагогом (чтение произведений К. Д. Ушинского и рассматривание иллюстраций) (см. приложение 12)
6. Инсценировка сказки «Умей обождать» (показ детей волонтеров МОУ СОШ №3) (см. приложение 13)
Заключительный (творческий)
Продукт проекта - Альбом «Уроки К. Д. Ушинского в сказках» (см. приложение 14)