Казанцева Анжела
Проект «Удивительный мир динозавров» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект
в средней группе № 9
«Удивительный мир динозавров»
Подготовила воспитатель:
Казанцева А. П.
2022г.
Продолжительность проекта : 1 месяц
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Участники проекта : дети 4 – 5 лет, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Удивительный мир динозавров“ в средней группе» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Динозавры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Проблема: С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Ребята приносят в группу игрушки, книги, раскраски. И вот однажды, среди книг, принесенными детьми, была книга о динозаврах. Ребята заинтересовались этой интересной книгой, стали задавать вопросы: «Когда жили динозавры?» «Чем питались?» «Какие были динозавры?». В связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты вызывает интерес у детей нашей группы. И мы решили выяснить все о динозаврах, как они жили, и конечно же, какова была причина их вымирания.
Цель: развитие познавательной активности и творческих способностей детей в процессе изучения мира динозавров и экспериментальной деятельности, расширение кругозора детей. Формирование представлений детей о мире динозавров : видах, среде обитания, причинах исчезновения.
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о разнообразии динозавров;
- Познакомить с наукой – палеонтологией;
- Развивать творчество и воображение
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе исследовательской деятельности;
- Воспитывать сочувственное и бережное отношение к животному миру;
-Разнообразить развивающую среду, предметные картинки и наглядно – демонстрационный материал.
Формы реализации проекта :
1. Беседы с детьми.
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов, раскрасок.
3. Чтение научной и художественной литературы.
4. Художественно-эстетическая деятельность.
5. Просмотр мультфильмов.
6. Взаимодействие с родителями: - совместные работы с детьми - консультации - беседы - помощь в создании мини-музея «Мир динозавров».
Ожидаемые результаты проекта :
1. Развить интерес к эпохе динозавров.
2. Расширить у детей представление о видах динозавров.
3. Научить узнавать и называть гигантов прошлого.
4. Владеть обобщающими понятиями: растительноядные, хищные.
5. Пополнить предметно-развивающую среду.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный:
Подбор методической и художественной литературы по теме проекта; Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с динозаврами. Подготовка и оформление консультации для родителей. Привлечь родителей к пополнению предметноразвивающей среды. Совместное творчество родителей и детей в изготовлении макетов и динозавров из бросового материала.
2. Основной:
Беседы по иллюстрациям: «Кто такие динозавры? Среда их обитания»; «Почему они были такими большими?»; «Динозавры в небе»; «Морские чудовища»; «Самый свирепый динозавр»; «Чем питались динозавры?»; «Почему вымерли динозавры?».
Дидактические игры: «Кто спрятался в мешочке», «Найди одинаковых динозавров», «Найди тень динозавра», «Найди лишнее в каждой строчке», «Что идет дальше. Построй логическую цепочку», «Помоги динозаврам добраться до яиц. Обведи пунктирную линию».
Настольные игры: «Мир динозавров», пазлы «Динозавры». «Собери картинку» Самостоятельные сюжетные игры с игрушками - динозаврами.
Конструктивные игры: «Строительство динопарка», «Пещера для динозавра».
Просмотр мультфильмов: «Поезд динозавров», «Динотопия».
Чтение энциклопедий: «Динозавры и планета Земля», «Динозавры и доисторические животные.
Чтение художественной литературы : Стихи: Ю. Юркий «Динозавры», А. Сметанин «Почему исчезли динозавры?», Е. Аэрова «Мы собрали рюкзаки», В. Пахомов «Данька любит динозавров», И. Карде «Просит динозавр», А. Монт «У мамы динозаврихи». Экспериментальная деятельность: «Письмо из прошлого. В поисках яйца динозавра»; «Извержение вулкана»; «Палеонтологи. Раскопки останков динозавра».
Нетрадиционное рисование (рисование ладошкой) : «Веселые динозаврики».
Лепка: «Мой любимый динозавр».
Раскраски «Такие разные динозавры».
Слушание песен из м/ф «Поезд динозавров». Разучивание песни «Мне приснился динозаврик»
Подвижные игры: «Тиранозавр и диплодоки», «Поймай хвост динозавра» Игра малой подвижности «Хищники и травоядные» Физкультминутка «Динозавры». Пальчиковая гимнастика «Динозавры».
Консультация для родителей «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров?»
Памятка для родителей: «Расскажите детям о динозаврах»
3. Заключительный этап:
Оформление практического материала.
Выставка творческих работ детей, родителей «Такие разные динозавры».
Создание мини – музея «Мир динозавров».
Выставка книг о динозаврах.
Развлечение для детей «В поисках динозавра».
Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах»
Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно.
Что же мы можем рассказать детям о динозаврах? Динозавры жили очень давно, несколько миллионов лет назад, когда ещё не было людей на Земле. Их можно сравнить с крокодилами, черепахами и змеями. Это огромные животные, которые жили и на суше и в воде. Среди них были травоядные и хищники. Динозавры жили во всех частях света, их останки находят до сих пор и собирают скелеты, чтобы люди увидели хозяев лесов и полей, живших миллионы лет назад. Почему они вымерли? До сих пор нет точного ответа на этот вопрос. Одни учёные считают, что на Земле сильно похолодало. Другие специалисты считают, что из космоса упали твёрдые объекты, подняв клубы песка и пыли, что привело к солнечному затмению и смене климата. Третьи доказывают, что динозавры отравились растениями.
Свои истории сопровождайте просмотром книг, энциклопедий. Поисково – исследовательскую деятельность можно провести и на улице в летний день. Предварительно приготовьте части тела динозавра, вырезав их из линолеума или фанеры. Разместите их в песочнице, присыпав песком. Расскажите ребёнку, что возможно и в вашей песочнице, находятся останки динозавров и аккуратно, попытайтесь их «найти», используя кисточки, лопатки. Найдя все части тела, предложите ребёнку собрать макет динозавра, а дома нарисовать его или вылепить из пластилина.
Динозавров можно назвать «звёздами телеэкранов». Снимается много фильмов о временах юрского и мелового периодов, леденящих от ужаса кровь. Такие фильмы старайтесь смотреть без детей. А дошкольнику предложите посмотреть мультипликационный сериал «Поезд динозавров». Почитайте сказки о динозаврах : «Сказка о динозавре по имени Неумеха», «Сказка о летучем динозавре», «Сказка о братьях динозаврах».
Полученные знания закрепите походом в зоопарк или созданием динозавров собственными руками. Можно сделать блокнот. Из бумаги, сложенной «гармошкой» вырежьте силуэт понравившегося ребёнку динозавра. Листки скрепите степлером. Такой сувенир понравится не только ребёнку, но и его друзьям.
Подвижная игра «Веселые динозаврики»
Особенности игры и ее воспитательное значение.
В этой игре ребенок должен строго соблюдать правила и подчинять свои действия сигналу – не убежать раньше времени. Это учит управлять своим поведением, преодолевать страх. Игра способствует развитию элементарных, доступных малышам волевых усилий. Совместные и одинаковые движения способствуют тесному контакту детей, их общности. Правила игры и пространственная организация движений оказывают важное воздействие на волевое развитие. Удовольствие от игры и личный успех ребенка стимулируют его усилия.
Описание игры
Игра начинается с того, что воспитатель проводит черту на земле (палочкой или мелом, а затем предлагает кому-нибудь из детей сделать три шага от черты. Вокруг его ног чертится круг – это дом для ловишки. Воспитатель подзывает к себе детей, предлагает им взяться за руки и построиться в шеренгу спиной к черте.
Вместе с воспитателем дети дружно шагают от черты со следующими словами:
Мы, веселые динозавры, любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. (2 раза.)
С окончанием этого текста дети останавливаются, а воспитатель проводит еще одну черту, за которой будет дом для всех детей (динозавров). Здесь ловишка уже никого не сможет поймать.
Затем выбирается ловишка. Он занимает место в круге, а все остальные дети выстраиваются у черты своего дома. И берутся за руки. Двигаясь теперь по направлению к ловишке, они все вместе дружно шагают и повторяют с воспитателем те же слова: «Мы, веселые динозавры.» С последним словом этого текста (но не раньше) все поворачиваются спиной к ловишке и бегут в свой дом, а ловишка старается их догнать. Если это ему удается, то тот кого поймали, идет в дом ловишки. Если нет, то выбирается новый ловишка. Игра повторяется сначала.
В конце игры воспитатель отмечает тех детей, которых ни разу никто не догнал, и тех ловишек, которые хорошо выполнили правила и старались догнать детей.
Правила игры:
Идти к ловишке смело, дружно, ровной шеренгой, держась за руки, согласуя свои шаги с шагами других детей.
Бежать только после того, как будет сказано последнее слово («догнать»). Это одинаково относится и к ловишке, и к тем, кто от него убегает.
Не ловить тех, кто поддается и намеренно бежит медленнее, чем может.
Основное правило игры – второе; к этому правилу нужно привлечь особое внимание детей. Следует объяснить, что в этой игре все они смелые, ловкие и совсем не боятся, что их поймают. Объяснение игры дается в наглядно-действенной форме.
Очень важно заранее рассчитать расстояние между одной и другой чертой, чтобы дети могли успеть убежать от ловишки и в то же время имели достаточное пространство для бега.
В конце игры следует поощрить детей за то, что они хорошо выполняли все правила.
Ни в коем случае нельзя, чтобы пойманный становился ловящим! Это может привести к тому, что дети, для которых роль ловишки самая привлекательная, будут специально поддаваться. Если кто-нибудь намеренно бежит медленнее, чем может, он временно выбывает из игры.
Развлечение «В поисках динозавра» для детей средней группы.
Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе знакомства с древними обитателями Земли.
Задачи:
• Закрепить знания детей о животных, живших в древности; об изменениях в окружающем мире и на планете Земля.
• Развивать познавательный интерес, любознательность детей, связную речь, учить отвечать на вопросы полным и четким ответом, творческое воображение детей (имитировать движения и звуки динозавров, побуждать к самостоятельному поиску способов изображение динозавров, развивать фантазию, мелкую моторику.
• Формировать понятия «настоящее», «прошлое», «будущее».
• Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в группах, радоваться результатам общего дела, сопереживать, оказывать помощь друг другу.
Образовательные области: познавательное развитие, интеграция –художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа: беседа с детьми о животных, живших в древнем мире, обсуждение их образа жизни, повадок. Чтение энциклопедий, познавательной литературы. Энциклопедии: «Удивительные динозавры Е. Сачкова, «Хороший динозавр» под ред. Е. В. Вьюницкий, «Атлас живого мира» Издательство Группа Аттикус, «Мир динозавров» С. Садов, Энциклопедия Динозавры Н. Седова, Секреты Динозавров Ю. Школьник, рассматривание иллюстраций мезозойской эры, динозавров хищных и травоядных.
Материалы: игрушечные динозавры, картонный домик. Вырезанные части скелета динозавра, песок, макет вулкана, кола, ментос, карта, бинокли.
Ход занятия: Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо, с картой в поисках динозавров, вы хотите отправиться в путешествие? Хотите найти динозавров?
Ответы детей: Да! Воспитатель: А хотите побывать в Древнем мире? А как Вы думаете на чем бы мы могли туда добраться? Ответы детей: да! Может быть на машине времени? Воспитатель: Правильно, на машине времени мы отправляемся в наше путешествие. (Дети считают до 5 после чего звучит звук машины времени). А какие динозавры бывают? Ответы детей: хищные, травоядные, летающие, плавающие. Динозавры существовали как травоядные, так и хищники с острыми зубами, огромными когтями, мощными челюстями. Как вы думаете, зачем им это нужно было? Дети: Для того, чтобы защищаться. Воспитатель: дети, а как вы думаете, как люди узнали о динозаврах, если в те времена их не было? Ответы детей: они находили кости, останки, при раскопках. – А как называется профессия, члены которой занимаются раскопками и поиском древностей? Ответы детей: палеонтологи. СТАНЦИЯ №1 Вулканическая.
Воспитатель: Чтобы представить себя палеонтологами, я предлагаю вам провести раскопки. С помощью кисточки нужно аккуратно найти части скелета динозавра. Дети в песке ищут динозавров.
Ребята, а что же случилось с динозаврами? Ответы детей: они вымерли. – А кто знает, почему они вымерли? Ответы детей: метеорит упал.
Есть несколько версий, и основные из них: - Упал метеорит, образовалось много пыли. Стали гибнуть сначала растения, затем травоядные динозавры, потому что им нечего стало кушать, и потом – хищные.
Извержение вулкана. Предлагаю пройти в нашу мини-лабораторию, где мы с вами посмотрим, как же происходило это извержение. Так как около вулкана находиться опасно, вы к столу близко не подходите и ничего со стола не берите. Проведение опыта «вулкан». Вот так посмотрите, лава из вулкана поглощала все на своем пути, и все живое стало гибнуть из-за огня и жары.
СТАНЦИЯ №2 Речная переправа.
Ребята, мы пришли к реке. Чтобы идти дальше, нам надо переправиться на другой берег, а мост сломан. Чтобы его починить, нужно вернуть на место дощечки. Посмотрите, на каждой дощечке есть изображение динозавра, чтобы узнать какие дощечки понадобятся нам, нужно отгадать загадку.
Травой и листьями питались,
Броней костистой одевались,
Анкилозавры, стегозавры,
Их называли…. Динозавры.
Игровое задание: сложить пазл с изображением динозавра.
СТАНЦИЯ №3 Спаси яйца динозавра.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда появлялись динозавры? Ответы детей: из яиц. Правильно, ведь динозавры вылуплялись из яиц. А знаете ли вы, что динозавры (и хищники, и травоядные) были заботливыми родителями. Мамы - динозаврихи – самки, терпеливо высиживали отложенные яйца, и покидали их только для того, чтобы поесть, а иногда оставались голодными, потому что боялись оставить гнездо, потому что могли напасть хищники.
Воспитатель: Динозавры строили гнезда из песка и грязи, затем мама откладывала яйца, а папа – самец их высиживал. Самый большой размер яйца, которые нашли ученые – размером с мяч.
Игра эстафета спаси яйца динозавра.
СТАНЦИЯ№4 Динопауза.
Тихо звучит вступление к песенке о динозавриках.
Воспитатель: Ребята, слышите музыку? На этой полянке динозаврики очень любили танцевать. Давайте и мы с вами потанцуем, а движения нам подскажут динозаврики.
Физкультминутка «Динозаврики танцуют»
Дети повторяют движения за воспитателем.
СТАНЦИЯ №5 Привал.
Воспитатель: Ну что ж, ребята пора отдохнуть, сделать привал. И немного нам нужно подкрепиться, чтобы продолжить свой путь.
СТАНЦИЯ №6 Домик Динозавра.
Воспитатель: Ребята, кажется мы нашли домик нашего динозавра. Только мне кажется, он немного загрустил. А давайте мы с вами поиграем и развеселим динозавра.
Воспитатель: Если у динозавра длинная шея, он какой? Длинношеий.
В. : Если у динозавра есть шипы на хвосте, то он какой? Шипохвостый.
В. : А если у динозавра длинный хвост, то он какой? Длиннохвостый.
В. : Острые зубы - острозубый
В. : толстые лапы – толстолапый
В. : большие глаза – большеглазый
В. : длинные ноги – длинноногий
В. : большая голова – большеголовый
В. : толстая кожа – толстокожий.
Ребята, уже пришла пора возвращаться обратно в детский сад. Садитесь в машину времени. Начинаем обратный отсчет (дети считают до 5 в обратном порядке, звучит музыка машины времени).
Ребята, понравилось вам наше путешествие в прошлое? Ответы детей: да! – А что нового вы узнали?
Ответы детей: Мы теперь знаем, что динозавры делились на травоядных и хищников, имели разного рода защиту, вымерли все из-за вулкана или метеорита.
Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня путешествовали? (ответы детей) – Правильно, в прошлое, где жили динозавры! Ваши родители не знают о таком путешествии, расскажите им об этом. А кто больше вам понравился из динозавров? Сделайте с родителями книжку – малышку и принесите в детский сад на выставку.
Мы рады, что вам понравилось, у нас есть целая полка книг и энциклопедий, где мы еще что- то новое сможем узнать о жизни динозавров.