МААМ-картинки

Детский исследовательский проект «Удивительный крахмал»

Вероника
Детский исследовательский проект «Удивительный крахмал»
▼ Скачать + Заказать документы

Оглавление

Введение 3

Глава I. Как получить крахмал 4

1.1. Крахмал – толкование, значение 4

1.2. Получение крахмала из картофеля 4

Глава II. Крахмал – невидимка 5

2.1. Опыты на кухне 5

Глава III. Где применяется крахмал 6

3.1. Хозяйственное значение крахмала 6

Заключение 7

Список используемой литературы 8

Список используемых источников информации 9

Введение

Публикация «Детский исследовательский проект „Удивительный крахмал“» размещена в разделах

Вы знаете, что объединяет кисель, суфле, пудинг, соусы и кремы? Крахмал. А что же это такое? И откуда появился крахмал?

Я сначала не знала. Но однажды увидела, как мама варила кисель. На моих глазах произошло чудо. Из жидкого компота вдруг появился густой и вкусный фруктовый кисель. При этом мама добавила в горячий компот, растворенный в холодной воде белый порошок. Оказалось, это крахмал.

Книжные источники повествуют, что крахмал - сложный углевод, он образуется в растениях и откладывается он в качестве запасного питательного вещества, его можно обнаружить в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях.

С малых лет мы знаем вкус сахара, мёда, пирожного. А что мы знаем о крахмале, кроме того, что он хранится в кухонном шкафу? Мне захотелось еще больше узнать про крахмал и научиться самой его получать.

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения.

Предмет наблюдения - крахмал.

Цель исследования : поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.

Задачи исследования :

• собрать и изучить информацию о крахмале;

• изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях, провести опыты;

• подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование;

• выделить крахмал из картофеля ;

• узнать о сфере применения крахмала;

• проанализировать полученные результаты.

Гипотеза: Я предполагаю, что крахмал содержится в продуктах питания растительного происхождения и его можно добыть в домашних условиях.

Глава I. Как получить крахмал

1.1. Крахмал – толкование, значение

В «Большом энциклопедическом словаре» приводится научное определение крахмала : «КРАХМАЛ – (слово из польского языка, с польского krochmal, немецкого Kraftmehl) запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов – амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях.

Очень интересным оказалось толкование слова крахмал в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля: «КРАХМАЛ – чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости и глади белью, почему и называется также скорбилом (скорбнуть).

В «Свободной энциклопедии «Википедия»» дано следующее определение крахмала : «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.

В горячей воде набухает (растворяется, образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску».

Итак, крахмал – главнейший резервный углевод растений, вещество, наиболее распространенное в растительном мире. Образуется он в результате фотосинтеза углеводов в зеленых частях растений под действием лучей солнца. Наибольшее содержание крахмала в рисе до 80 %, в пшенице и кукурузе до 70 %, в клубнях картофеля – до 25%.

1.2. Получение крахмала из картофеля

Чтобы получить крахмал в домашних условиях, можно выполнить опыт. Вымыть и очистить картофель от кожуры, натереть картофель на тёрке. Промыть измельчённый картофель холодной водой. Процедить полученную жидкость и тщательно отжать оставшийся картофель. Оставить процеженную жидкость на несколько часов. Через несколько часов слить отстоявшуюся жидкость, на дне окажется крахмал. Сырой крахмал выложить равномерным слоем, просушить, измельчить с помощью блендера или кофемолки. Крахмал готов. В результате эксперимента я выделила крахмал из картофеля. Встал следующий вопрос: крахмал получен, а какие у него свойства?

Глава II. Крахмал – невидимка

2.1. Опыты на кухне

С помощью простых опытов, опираясь на определения крахмала, изучаю его свойства.

Опыт 1. Добавляю некоторое количество крахмала в воду.

Вода становится мутной. Через некоторое время на дне ёмкости появляется осадок. Это свойство я наблюдала в процессе выделения крахмала из картофеля (крахмал оседал на дно ёмкости).

Вывод: крахмал не растворяется в воде.

Опыт 2. Пробую крахмал на вкус.

Нам уже известно, что крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью.

Вывод: вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.

Опыт 3. Проверила реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.

• На чистую салфетку нанесла йод, чтобы показать, что йод коричневого цвета.

• Подготовила две ё мкости: в одной – чистую воду смешала с крахмалом, в другой – чистую воду с пищевой содой.

• Добавила йод в каждую ёмкость, наблюдала изменение цвета жидкостей.

• Сравнила реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.

Вывод: данные опыты продемонстрировали, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.

• В горячей воде набухает, образуя клейстер.

В Интернет-источниках я прочитала следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».

Я решила проверить наличие крахмала в продуктах питания. Для опытов я приготовила картофель, морковь, яблоко.

Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки. Если капля йода на приготовленных для опыта продуктах превращается из бурого в темно-фиолетовый, то это значит, что крахмал присутствует в том или ином продукте.

Итак, проверяем какие из овощей и фруктов содержат крахмал, а какие - нет.

Для этого нанесем капельку йодной настойки на срезы картофеля, моркови, яблока.

Опыт показал, что на срезах картофеля и моркови цвет йода заметно изменился. Из этого следует вывод, что крахмал содержится во многих овощах и фруктах.

А вот на срезе яблока темно-фиолетовых пятен не появилось. И, действительно, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал : лук, огурец, брюква, ревень, салат-латук, многие сорта капусты, помидоры, укроп, баклажан, одуванчик, крапива, лук-порей, щавель.

Глава III. Где применяется крахмал

3.1. Хозяйственное значение крахмала

Крахмал имеет важное хозяйственное значение и используется в бумажной промышленности, кондитерском и хлебопекарном производстве, текстильной промышленности, строительстве, фармацевтической промышленности.

Некоторые ошибочно полагают, что крахмал не приносит никакой пользы, а то и добавит лишний килограмм, но это не так. Из литературы известно, что именно крахмал используется в выпечке для людей, вынужденных придерживаться строгой диеты.

Заключение

Чтобы понять, какую роль играет крахмал в питании человека, я постаралась узнать о нём как можно больше, изучила литературу по теме исследования и пришла к следующим выводам:

крахмал содержится в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях;

крахмал – сложный углевод, который при тепловой обработке (в выпечке, консервах и т. д.) плохо усваивается организмом, но его добавляют и в качестве наполнителя во многие продукты питания;;

крахмал – важная часть в рационе питания;

крахмал присутствует не во всех продуктах питания растительного происхождения. Его содержание в готовых продуктах может быть не указано на этикетках. Это нужно учитывать, составляя сбалансированный рацион здорового питания.

Результатом исследовательской работы считаю и то, что:

• я училась работать не только с книгами, но и с Интернет-ресурсами, получая интересующую меня информацию;

• освоила технологию проведения опытов с крахмалом;

• изучила свойства крахмала;

• научилась выделять крахмал из картофеля;

• в ходе экспериментов обнаружила продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашла продукты, в которых его нет.

Список используемой литературы

1. «1001 вопрос и ответ» - Большая книга знаний – Мир книги, Москва, 2004г

2. Большая энциклопедия школьника, РОСМЭН, Москва, 2004

3. Большой энциклопедический словарь

4. Толковый словарь В. И. Даль

5. Энциклопедия "Википедия"

Список используемых источников информации

1. https://bigenc.ru/c/krakhmal-2d402e

2. https://rskrf.ru/tips/eksperty-obyasnyayut/v-kakikh-produktakh-est-krakhmal

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами»Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами» Цель проекта: Узнать об оригами и о том, можно ли развлечь себя, имея лишь лист бумаги. Задачи: 1. Узнать, как появилось оригами; 2.

Детский исследовательский проект «Космический адвент-календарь»Детский исследовательский проект «Космический адвент-календарь» Вместе с нашей страной оренбургские дошкольники в этом году оказались в эпицентре торжественных событий в честь юбилея первого полёта.

Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!»Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!» Детский исследовательский проект «Мой дедушка – мой герой!»Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи»Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи» Цель: узнать историю семьи, о членах семьи, об их интересах, профессиях. Задачи: познакомиться с разнообразием профессий и важности труда.

Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни»Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни» Этой весной, мне посчастливилось провести весело и насыщенно, ведь я готовила и провела несколько детских проектов. Это 1 проекта с моим.

Исследовательский проект «Детский сад. История и современность» Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители поселка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался.

Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух»Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «РАДУГА» 141730, Московская область.

Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе «Удивительный сахар»Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе «Удивительный сахар» Воспитатель: Муцулханова Ламара Усмановна МАДОУ ДС " Калинка" Даже известное известно немногим. Аристотель (384–322 до н. э.) древнегреческий.

Автор публикации:
Детский исследовательский проект «Удивительный крахмал»
Опубликовано: 18 июня 2024 в 20:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский исследовательский проект «Удивительный крахмал»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника (УИ 3089501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД