Вероника
Детский исследовательский проект «Удивительный крахмал»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Введение 3
Глава I. Как получить крахмал 4
1.1. Крахмал – толкование, значение 4
1.2. Получение крахмала из картофеля 4
Глава II. Крахмал – невидимка 5
2.1. Опыты на кухне 5
Глава III. Где применяется крахмал 6
3.1. Хозяйственное значение крахмала 6
Заключение 7
Список используемой литературы 8
Список используемых источников информации 9
Введение
Публикация «Детский исследовательский проект „Удивительный крахмал“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Крахмал. Свойства крахмала
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вы знаете, что объединяет кисель, суфле, пудинг, соусы и кремы? Крахмал. А что же это такое? И откуда появился крахмал?
Я сначала не знала. Но однажды увидела, как мама варила кисель. На моих глазах произошло чудо. Из жидкого компота вдруг появился густой и вкусный фруктовый кисель. При этом мама добавила в горячий компот, растворенный в холодной воде белый порошок. Оказалось, это крахмал.
Книжные источники повествуют, что крахмал - сложный углевод, он образуется в растениях и откладывается он в качестве запасного питательного вещества, его можно обнаружить в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях.
С малых лет мы знаем вкус сахара, мёда, пирожного. А что мы знаем о крахмале, кроме того, что он хранится в кухонном шкафу? Мне захотелось еще больше узнать про крахмал и научиться самой его получать.
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения.
Предмет наблюдения - крахмал.
Цель исследования : поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.
Задачи исследования :
• собрать и изучить информацию о крахмале;
• изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях, провести опыты;
• подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование;
• выделить крахмал из картофеля ;
• узнать о сфере применения крахмала;
• проанализировать полученные результаты.
Гипотеза: Я предполагаю, что крахмал содержится в продуктах питания растительного происхождения и его можно добыть в домашних условиях.
Глава I. Как получить крахмал
1.1. Крахмал – толкование, значение
В «Большом энциклопедическом словаре» приводится научное определение крахмала : «КРАХМАЛ – (слово из польского языка, с польского krochmal, немецкого Kraftmehl) запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов – амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях.
Очень интересным оказалось толкование слова крахмал в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля: «КРАХМАЛ – чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости и глади белью, почему и называется также скорбилом (скорбнуть).
В «Свободной энциклопедии «Википедия»» дано следующее определение крахмала : «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.
В горячей воде набухает (растворяется, образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску».
Итак, крахмал – главнейший резервный углевод растений, вещество, наиболее распространенное в растительном мире. Образуется он в результате фотосинтеза углеводов в зеленых частях растений под действием лучей солнца. Наибольшее содержание крахмала в рисе до 80 %, в пшенице и кукурузе до 70 %, в клубнях картофеля – до 25%.
1.2. Получение крахмала из картофеля
Чтобы получить крахмал в домашних условиях, можно выполнить опыт. Вымыть и очистить картофель от кожуры, натереть картофель на тёрке. Промыть измельчённый картофель холодной водой. Процедить полученную жидкость и тщательно отжать оставшийся картофель. Оставить процеженную жидкость на несколько часов. Через несколько часов слить отстоявшуюся жидкость, на дне окажется крахмал. Сырой крахмал выложить равномерным слоем, просушить, измельчить с помощью блендера или кофемолки. Крахмал готов. В результате эксперимента я выделила крахмал из картофеля. Встал следующий вопрос: крахмал получен, а какие у него свойства?
Глава II. Крахмал – невидимка
2.1. Опыты на кухне
С помощью простых опытов, опираясь на определения крахмала, изучаю его свойства.
Опыт 1. Добавляю некоторое количество крахмала в воду.
Вода становится мутной. Через некоторое время на дне ёмкости появляется осадок. Это свойство я наблюдала в процессе выделения крахмала из картофеля (крахмал оседал на дно ёмкости).
Вывод: крахмал не растворяется в воде.
Опыт 2. Пробую крахмал на вкус.
Нам уже известно, что крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью.
Вывод: вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.
Опыт 3. Проверила реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.
• На чистую салфетку нанесла йод, чтобы показать, что йод коричневого цвета.
• Подготовила две ё мкости: в одной – чистую воду смешала с крахмалом, в другой – чистую воду с пищевой содой.
• Добавила йод в каждую ёмкость, наблюдала изменение цвета жидкостей.
• Сравнила реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.
Вывод: данные опыты продемонстрировали, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.
• В горячей воде набухает, образуя клейстер.
В Интернет-источниках я прочитала следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».
Я решила проверить наличие крахмала в продуктах питания. Для опытов я приготовила картофель, морковь, яблоко.
Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки. Если капля йода на приготовленных для опыта продуктах превращается из бурого в темно-фиолетовый, то это значит, что крахмал присутствует в том или ином продукте.
Итак, проверяем какие из овощей и фруктов содержат крахмал, а какие - нет.
Для этого нанесем капельку йодной настойки на срезы картофеля, моркови, яблока.
Опыт показал, что на срезах картофеля и моркови цвет йода заметно изменился. Из этого следует вывод, что крахмал содержится во многих овощах и фруктах.
А вот на срезе яблока темно-фиолетовых пятен не появилось. И, действительно, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал : лук, огурец, брюква, ревень, салат-латук, многие сорта капусты, помидоры, укроп, баклажан, одуванчик, крапива, лук-порей, щавель.
Глава III. Где применяется крахмал
3.1. Хозяйственное значение крахмала
Крахмал имеет важное хозяйственное значение и используется в бумажной промышленности, кондитерском и хлебопекарном производстве, текстильной промышленности, строительстве, фармацевтической промышленности.
Некоторые ошибочно полагают, что крахмал не приносит никакой пользы, а то и добавит лишний килограмм, но это не так. Из литературы известно, что именно крахмал используется в выпечке для людей, вынужденных придерживаться строгой диеты.
Заключение
Чтобы понять, какую роль играет крахмал в питании человека, я постаралась узнать о нём как можно больше, изучила литературу по теме исследования и пришла к следующим выводам:
• крахмал содержится в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях;
• крахмал – сложный углевод, который при тепловой обработке (в выпечке, консервах и т. д.) плохо усваивается организмом, но его добавляют и в качестве наполнителя во многие продукты питания;;
• крахмал – важная часть в рационе питания;
• крахмал присутствует не во всех продуктах питания растительного происхождения. Его содержание в готовых продуктах может быть не указано на этикетках. Это нужно учитывать, составляя сбалансированный рацион здорового питания.
Результатом исследовательской работы считаю и то, что:
• я училась работать не только с книгами, но и с Интернет-ресурсами, получая интересующую меня информацию;
• освоила технологию проведения опытов с крахмалом;
• изучила свойства крахмала;
• научилась выделять крахмал из картофеля;
• в ходе экспериментов обнаружила продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашла продукты, в которых его нет.
Список используемой литературы
1. «1001 вопрос и ответ» - Большая книга знаний – Мир книги, Москва, 2004г
2. Большая энциклопедия школьника, РОСМЭН, Москва, 2004
3. Большой энциклопедический словарь
4. Толковый словарь В. И. Даль
5. Энциклопедия "Википедия"
Список используемых источников информации
1. https://bigenc.ru/c/krakhmal-2d402e
2. https://rskrf.ru/tips/eksperty-obyasnyayut/v-kakikh-produktakh-est-krakhmal