Ольга Грязнова
Проект «Учимся понимать друг друга»
▼ Скачать +Заказ
«Учимся понимать друг друга»
1 1. Беседа об эмоциональных ситуациях. Цель: Выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях. Проведение исследования: наблюдение за детьми в разных видах деятельности, опрос по теме. Примерные вопросы: Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
Публикация «Проект „Учимся понимать друг друга“» размещена в разделах
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
2. Игровые упражнения по развитию мимики. Цель: Развивать у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи. Развивать умение передавать голосом определённое эмоциональное состояние, настроение. • «Съели кислый лимон» (дети морщатся). • «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови). • «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).
3. Д/игра «Угадай эмоцию». Цель: научить распознавать схематичное изображение эмоции и уметь передать ее с помощью средств невербального общения. Описание игры: На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети берут по очереди любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Взрослый просит ребенка придумать (вспомнить) ситуацию, в которой возникает эта эмоция. Остальные дети (зрители) должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
4. С/р игра «Детский сад». Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения, уважение к труду взрослых.
5. Чтение художественной литературы. В. Осеева «Обидчики». Цель: Развивать умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях; ставить себя на место героев произведений; развивать умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения; учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации.
6. Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. Игра «Радостная песенка». Цель: положительный настрой, развитие чувства единства. Описание игры: У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…». Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично! - Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось. Опрос родителей по теме: «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?»
2 1. Беседы с использованием презентации: «Такие разные эмоции». Цели занятия: обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, злость, страх (испуг, удивление.
Задачи:
Образовательные: Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, злость, страх (испуг, удивление. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции.
Коррекционно-развивающие: Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме. Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног, развивать волевую регуляцию поведения. Развитие внимания и воображения.
Воспитательные: Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.
2. Упражнения "Тренируем эмоции"
Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства. Нахмуриться как:
- осенняя туча,
- рассерженный человек,
- злая волшебница.
улыбнуться, как:
- кот на солнце,
- само солнце,
- как Буратино,
- как хитрая лиса,
- как радостный ребенок,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту,
- как человек, которого ударили.
испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка,
- котенок, на которого лает собака.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак,
- ребенок, который много потрудился, но помог маме,
- как уставший воин после победы.
3. Рисование «Эмоции бывают разными».
4. Составление рассказов по сюжетным картинкам о разных поступках людей. Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Задачи: Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин. Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события. Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность.
5. С/Р игра «Поликлиника». Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения, уважение к труду взрослых.
6. Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. Упражнение на релаксацию.
Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения. Описание игры: Радостному настроению помогает расслабление. Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника».
3 1. Беседа «Как узнать настроение». Цель: Систематизировать представления детей о настроении человека.
Развивать умение узнавать настроение по выражению лица. Воспитывать желание дарить другим положительные эмоции
2. Игровые упражнения по развитию пантомимики
• «Расцвели, как цветы».
• «Завяли, как травка».
• «Полетим, как птицы».
• «Идет медведь по лесу».
• «Крадется волк за зайцем».
• «Плывут уточки».
• «Идут пингвины».
• «Жук перевернулся на спину».
• «Скачут лошадки» («рысью», «галопом»).
• «Мчатся олени»
3. Складывание разрезных картинок. Цель: учить складывать целое из частей, угадывать полученную эмоцию.
4. Речевая игра «Расскажи стихотворение в разном настроении». Цель: учить рассказывать стихотворение, используя, предложенную воспитателем эмоцию (грустно, радостно и т. д.)
5. С/Р игра «Магазин». Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения, уважение к труду взрослых.
6. Упражнение на развитие эмоционального интеллекта «Прочитай письмо» Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные эмоции единым сюжетом.
Описание игры: почтальон приносит письмо, но не обычное, а зашифрованное: в каждом письме по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Пример: Шёл мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.
7. Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости.
«Танцуем вместе» Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.
Описание игры: - Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.
Звучит песня «Танец маленьких утят»
Во время припева нужно найти себе пару и, сцепившись руками, кружиться. Рекомендации для родителей «Простые слова имеют глубокий смысл.»
- Больше говорите с ребенком обо всем - о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве.
- Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них.
- Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит.
- Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии.
- Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость.
- Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь о нём постоянно.
- Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним.
- Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда.
4 1. Беседа на тему: «Что такое хорошо, и что такое плохо».
2. С/Р игра «Мы идём в гости». Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения.
3. Лепка «Смайлики».
4. Игровые упражнения по развитию мимики Цель: Развивать у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи. Развивать умение передавать голосом определённое эмоциональное состояние, настроение.
• «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
• «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).
• «Обиделись» (опускают уголки губ).
• «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).
5. Речевая игра «Позови как…» Цель: развивать эмоциональную выразительность.
6. Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. «Это я, узнай меня»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
Описание игры: Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Взрослый помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.
Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.
7. Чтение художественной литературы В. Сутеев «Под грибом», «Яблоко».
Цель: Развивать умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях; ставить себя на место героев произведений; развивать умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения; учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации.
Беседа с родителями на тему: «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье». Важно: • Эмоциональный микроклимат, определяющийся характером взаимоотношений членов семьи. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей. • Представления родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в будущем. Идеальное большинство родителей считают те качества ребенка, которые связаны с интеллектуаль- ным развитием; усидчивость, сосредоточен -ность, самостоятель- ность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах как доброта, внимание к другим людям. • Интимные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в каждом ребенке. Что родителям нравится, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем. Т. е. родители создают необходимость воспитания у ребенка не одного качества, а систему качеств, связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных.
5 1. Беседа на тему «Для чего нужны друзья?» Цель: продолжать укреплять дружественные отношения в детском коллективе.
Задачи:
- создавать условия для дружественного общения детей и взрослых;
- учить детей внимательно и терпеливо относиться друг к другу : стараться выслушивать до конца мнение товарища, не перебивать;
- учить толерантности;
- способствовать сплочению детей посредством игры;
- развивать стремление высказывать свою точку зрения при обсуждении;
- воспитывать в детях чувство милосердия и сострадания;
- воспитывать желание действовать сообща.
2. Речевая игра «Скажи наоборот» Цель: учить детей анализировать, строить логические выводы, подбирать антонимы, правильно составлять словосочетания. Улучшать память, концентрацию внимания, мыслительную способность, слуховое восприятие, обогащать словарный запас.
3. Рассматривание иллюстраций людей в разном настроении. Цель: развивать умение понимать своё настроение и настроение других людей, формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.
Задачи:
- дать понятие психических явлений: «настроение», «чувства», «мимика»;
- развивать умение владеть своими эмоциями, анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;
- воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные эмоции.
4. Беседы с использованием презентаций: «Наши эмоции и чувства».
5. Упражнение «Дорисуй портрет» Цель: закрепить полученные знания. Детям предлагают дорисовать предложенными эмоциями лица детей.
Консультация для родителей на тему: «Мульттерапия. Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка».
Предложить к просмотру с детьми мультфильмы:
«Леопольд»;
Крокодил Гена»;
Паровозик из Ромашково»;
Мойдодыр»;
«Заяц – хваста»;
«Сказка о старом Эхо»;
«Ничуть не страшно»;
«Морозко».