Патимат Рамазановна Курбанова
Проект учебной экологической станции «Огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид по доминирующему методу: познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный
Время реализации проекта: с 01.05.2023г. – 31.08.2023г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат:
• Знания о строении растений, способах ухода за овощами;
• Практические навыки и умения прополки, рыхления, полива;
Публикация «Проект учебной экологической станции „Огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Развитие мышления, умения устанавливать причинно - следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений;
• Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях, своих силах;
• Формирование социокультурных, личностных компетенций.
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Экологическое воспитание необходимый элемент во всестороннем развитии дошкольников. Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей природы, но и приобщаться к общественно-полезной деятельности. Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, капусты; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметно - пространственной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.
Одним из новых и интересных объектов, которые можно использовать в своей работе является огород. Это увлекательное место, где ребенок может учится наблюдать и делать выводы, знакомиться с природой и её сезонными изменениями. Кроме этого, огород оказывают влияние не только на формирование элементарных экологических представлений, но и на воспитание нравственных чувств и развитие познавательных интересов. Дети, наблюдая за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируя, познают неживую природу.
Работа на огороде благотворно сказывается на различных качествах дошкольников:
• дети наглядно видят, учатся отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды. Знакомятся со строением растений (корень, лист, стебель, цветок);
• участвуют в экспериментировании и получают знания о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Делают выводы и развивают свою речь;
• ребёнок развивается умственно, так как узнаёт новые сведенья о культурных растениях и способах ухода за ними;
• занятия на огороде совершенствуют детей физически (например, посев семян способствует развитию мелкой моторики рук; полив растений укрепляет мышечную систему ребёнка, движение на свежем воздухе способствует укреплению здоровья и др.);
• наглядно понимают взаимосвязь в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.). Знакомятся с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и изменениями, которые происходят, в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей;
• выращивая растения, ребёнок воспитывается нравственно и эстетически (учится уважать чужой труд, получает удовольствие от результатов работы, наблюдает за ростом и развитием растений.
У дошкольников формируется положительное отношение к трудовой деятельности, воспитывается бережное отношение к природе. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Организация работы на станции «Огород»
Цель: создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей.
Задачи:
- приобщать детей к трудовой деятельности;
- учить детей ухаживать за растениями;
- развивать познавательные и творческие способности;
- обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
- формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
- учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
- развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.
Основные направления работы на станции «Огород»
Младший дошкольный возраст (2-4 года):
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
Старший дошкольный возраст (5-6 лет):
Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет):
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
• Подбор методической и художественной литературы;
• Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
• Дидактические игры;
• Подбор мультфильмов;
• Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Формы и методы работы с детьми на станции «Огород»
Экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:
• образовательная деятельность по экологическому воспитанию: учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи зелень (огурец, помидор, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка».
• тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Как растут растения», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля - овощей лучшие друзья»;
• чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чиполино», Н. Носова - «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», Л. Толстой «Старик сажал яблони.», Ю. Коринца «Последнее яблоко», В. Коркин «Что растет на нашей грядке» т. д;
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, потешек о горохе и огурцах и луке;
• детские песни про огород: Филипенко «Витамины», Русские народные «Во саду, ли в огороде», Б. Можжевелова «Есть у нас огород» и т. д;
• просмотр мультфильмов: уроки тетушки Совы «Морковное поле», «Вкусные яблоки», «Осенние заботы», советский мультфильм «Веселый огород», фиксики «Витамины» и тд;
• дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус» и др;
• подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород», «Вершки и корешки», «Мышкины запасы» и т. д;
• день (неделя) экологического творчества: художественно-продуктивная деятельность – изобразительное искусство, лепка, аппликация на тему: «Овощи». Экологические выставки и экспозиции;
• сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Огород», «Мы помощники»;
• опытно-экспериментальная деятельность: экспериментирование - рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами. Ведение календаря природы;
• обсуждение и проигрывание ситуаций - закрепление в сознании норм и правил поведения в огороде;
• экологические сказки: «Почему у земли платье зеленое» А. Лопатина, «Кто землю украшает» А. Лопатина, «Грибная аптека» А. Лопатина, «Могучая травинка» М. Скребцова, «Благородный гриб» М. Малышев и др;
• экологические сказки о мусоре «Зайчик и Медвежонок», «Маша и Медведь», «Нет места мусору», «Сказка про хламище-окаянище» и др;
• уроки доброты и мышления: тематика уроков доброты - «Что значит быть добрым?», «Как заботиться о растениях, овощах?», «Чем красив цветок?», «Гармония красок», «Как ты проявляешь любовь к природе?», «Что рассказала тебе природа?» и др;
• ведение «Панорамы добрых дел»;
• КВН, аукционы, марафон, викторина, конкурсы, экологические тренинги;
• трудовой десант - зеленый патруль;
• клуб последователей природы;
• экологические кружки, акции;
• эколого – познавательные досуги, развлечения, праздники, фестивали;
• экологические игры (имитационные, игры-моделирования экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
• инсценировки, театрализации и т. д.
Формы и методы работы с родителями (законными представителями):
• знакомство родителей с целью и задачей проекта и планом мероприятий;
• беседа с родителями «Наш огород»;
• консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду»;
• изготовление поделок, рисунков;
• участие в конкурсах;
• участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
• фотовыставки;
• изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки)
Правила поведения на станции «Огород»
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Перед работой на огороде детского сада наденьте рабочую одежду, обувь.
3. Внимательно слушайте пояснения воспитателя ДОУ, при этом располагайтесь так, чтобы было удобно и не тесно.
4. Переносите сельскохозяйственные орудия (грабли, лопаты и т. п.) в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз.
5. Не направляйте рабочую часть сельскохозяйственного орудия (грабли, лопаты и т. п.) к окружающим.
6. Будьте внимательны, не торопитесь. Необходимо поглядывать под ноги, чтобы не топтать цветочки, не наступить на муравьев.
7. Очистите инвентарь по окончании работы, сдайте его воспитателю, снимите рабочую одежду.
8. Вымойте руки с мылом.
9. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
10. На Станции разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
11. Со Станции нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.
12. Со Станции можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
13. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.