Попп Наталья
Проект для детей 6–7 лет «Трудовое воспитание дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Трудовое воспитание дошкольников, посредством
приобщения к русской народной культуре»
Вид проекта : информационный, творческий, ролево-игровой.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель родители.
Возраст детей : 6 – 7 лет
Публикация «Проект для детей 6–7 лет „Трудовое воспитание дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Актуальность реализации проекта.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.
Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей
Труд детей своеобразен. Продукты его объективно малозначимы, но необходимо обращать внимание на его субъективную значимость, на затраченные ребенком трудовые усилия, на проявление им воли, настойчивости, на желание трудиться, чтобы доставить радость окружающим или сделать что-то полезное своими руками.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создать эмоционально-положительную обстановку. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку, художественную литературу, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду.
Поэтому, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. Так, моральная ценность труда утверждается в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и в связи с этим в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством, традициями русского народа? С помощью каких художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.
Предмет проекта : русская народная культура в трудовом воспитании детей
Объект проекта : трудовое воспитание дошкольников
Цель проекта : Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, средством интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям к народным играм.
Задачи проекта :
Для детей :
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного творчества;
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Развивать у детей умение трудиться в коллективе;
- Прививать ребенку интерес, любовь и уважение к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
- Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело
Для педагогов:
- Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученный знаний, умений и навыков - Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме проекта. - Привлечь внимание педагогов к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
Для родителей:
- Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
- Привлечь внимание родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
- Привлечь родителей к воспитательно - образовательному процессу.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : выставка
Название итогового мероприятия проекта : «Мое генеалогическое древо»
Продукты проекта : Лэпбук «Как жили люди на Руси?»
Ожидаемые результаты по проекту :
Дети:
- имеют представление об особенностях жизни и быта русского народа, о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- развито умение трудиться в коллективе;
- проявляют интерес, любовь и уважение к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа,
- воспитание трудолюбия, умения доводить начатое до конца,
- воспитание уважительного отношения к результатам чужого и своего труда,
- воспитание самостоятельности, аккуратности, взаимовыручки, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело.
Педагоги:
- реализованы воспитательные, развивающие и обучающие задачи через освоение детьми образовательных областей;
- создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- создание условий для самостоятельного отражения детьми полученный знаний, умений и навыков
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме проекта.
– эмоциональная вовлеченность педагогов к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
Родители:
- установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
- родители активно вовлечены к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
- обеспечивается взаимодействие педагога детского сада и семьи в процессе реализации содержания воспитательно - образовательного процесса.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта
Действия
педагогов
Действия детей Действия членов семьи и
социальных
партнеров
Подготовительный
- Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы;
- Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;
- Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к труду
- Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры. Ознакомление с целями и задачами проекта, для совместной продуктивной деятельности.
Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов — семь работников», «Морозко».
Деятельностный
- Подбор необходимых материалов, методической литературы, в соответствии с перспективным планом проекта.
- Разработка анкеты для родителей «Народные традиции в нашей семье».
- Подобраны детям для чтения русские народные сказки.
- Беседа «Что мы знаем о профессиях». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
- Знакомство с русскими народными загадками, пословицами, поговорками, прибаутками, колыбельными песнями; заучивание потешек, закличек.
- Рассматривание иллюстраций о профессиях. Называют предметы и их назначение. Закреплены названия профессий - Ознакомление с консультацией «Истоки русской народной культуры».
- Анкетирование на тему: «Трудовое воспитание ребенка в семье».
- Беседы о трудолюбии и лени, на примере пословиц и поговорок.
- Изготовление папки-передвижки «Русские богатыри – защитники Отечества».
- Подготовлены консультации «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Нравственно-трудовое воспитание через сказку»
- Организация трудового десанта «Ремонт книг» - Беседа - объяснение о значении и происхождении старинных слов.
- Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде.
- Рассказ о русских богатырях. Чтение былин
Рассматривание картины В. Васнецова "Три богатыря"
- Помощь в организации ремонта книг. - Ознакомление с беседами на тему: «Роль родителей в возрождении русских традиций». «Нравственно-трудовое воспитание через сказку»
- Беседа «Откуда хлеб пришел?»
- ОД по рисованию «Русская игрушка – Матрешка»
- ОД «Кто же в гости к нам пришел?»
- Беседа «Обрядовые праздники на Руси. Их значение»
- Организация фотовыставки «Труд и терпение – превращаются в умения» - Знакомство детей с тем как выращивали хлеб в старину; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к хлебу. Чтение загадок, пословиц.
- Рассматривание альбома «Русская игрушка - Матрешка», рисование
- Знакомство с Домовенком Кузей. Аппликация «Домовенок Кузя»
- Знакомство с народными/обрядовыми праздниками»
Подготовить материал к празднику «Масленица». - Помощь в организации фотовыставки «Труд и терпение – превращаются в умения»
- Подготовка материала «Мотивы народных росписей», создание альбома для рассматривания.
- ОД аппликация «Роспись пасхальных яиц»
- Составление консультации «Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка». -Продолжают знакомиться с «городецкой росписью», «хохломой», «дымковскими игрушками», «гжель».
- Выставка рисунков «Мотивы народных росписей»,
- Аппликация «Роспись Пасхальных яиц».
Ознакомление с консультацией «Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка»
- ОД «Русские народные промыслы»
- Беседа «Моя родословная. Генеалогическое древо». Составление семейной родословной и герба семьи. - Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, воспитывать трудолюбие. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества. Ознакомление с консультацией «Моя родословная»
Оказание помощи в организации выставки «Генеалогическое древо».
Заключительный Обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе. Проведение итоговых мероприятий проекта. Подведение итогов реализации проекта.