Алла Голудина
Отчет по проекту «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках тематической недели
по социально-познавательному развитию
младших дошкольников
ПРОЕКТ «Транспорт».
Актуальность.
В нашей жизни транспорт занимает ведущее место, порой мы даже не можем подумать о том, как бы мы жили без транспорта. Да, действительно, нам очень сложно представить свою жизнь без транспорта : автобусов, автомобилей, поездов и самолетов и т. п. Жизнь каждого из нас становится удобнее и легче благодаря транспорту, ведь машины наши друзья - с их помощью мы перевозим людей и грузы на далекие расстояния, можем строить высотные здания, и путешествовать в любую точку мира.
Темочки:
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Проекты, проектная деятельность
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
Все дети любят играть транспортом, кататься на транспорте, знают и называют некоторые виды транспорта, но не используют слова обобщающие названия транспортных средств, не знают, как вести себя в транспорте, какие необходимо соблюдать правила поведения. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на дорогах и в транспорте.
Все выше изложенное и побудило нас обратиться к проблеме: обогатить познавательно-игровой опыт детей, через объекты окружающего мира в его разнообразных проявлениях.
Таким образом, это доказывает особую значимость и актуальность разработки познавательно-игрового проекта «Транспорт».
Цель: Познакомить детей с некоторыми видами транспорта, через разные виды деятельности.
Задачи:
Для детей:
Образовательные
• Учить распознавать по внешнему виду вид транспорта и называть её; различать действия: едет - летит - плывёт.
• Познакомить с значение транспорта в жизни людей.
• Закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом; о правилах безопасности на дороге и поведении в транспорте.
• Формировать интерес к сюжетно игровой деятельности, конструированию, художественно эстетическому развитию.
Развивающие
• Развивать у детей логическое и ассоциативное мышление, внимание, память, смекалку и речевую активность.
• Расширять кругозор, творческие навыки.
• Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о транспорте и объектах ближайшего окружения.
Воспитательные
• Воспитывать чувство взаимовыручки, любознательности, самостоятельности.
• Воспитывать желание выражать свои мысли, впечатления, используя речевые средства.
Для родителей:
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Гипотезой проекта является предположение о том, что познавательная деятельность обеспечит познавательно-игровую активность детей, посредством использования методов наблюдения за окружающим миром, игрового моделирования, обсуждения ситуаций, рассматривая иллюстраций, использования разнообразных игр и упражнений.
Описание опыта работы.
Для того чтобы внедрить проект «Транспорт», определила состояние предметно-развивающей среды, провела педагогическое наблюдение детей, по проблеме развития познавательной деятельности.
Для обеспечения познавательной активности детей в проекте «Транспорт» использовала методы: наблюдение за окружающими предметами, игрового моделирования, конструирования (техники) и экспериментирования, рассматривание иллюстраций, беседы. Одной из форм работы была совместно - практическая деятельность детей с родителями.
Реализация проекта проходила в несколько этапов:
На первом подготовительном этапе было проведено педагогическое наблюдение сформированности умений и навыков у дошкольников. Для проведения различных видов деятельности подобрана методическая литература по теме «Транспорт», постановлены цели и задачи, определены методы и приёмы, составлен перспективный и тематический план. Подготовлен необходимый материал (игрушки атрибутика к сюжетно-ролевым играм, кубики - геометрические фигуры, модули для создания техники, материал для рисования, аппликации и лепки). Для развития познавательной деятельности оформлена предметно-развивающая среда (дидактические игры, игры-упражнения, иллюстрации). Подобраны проблемные ситуации, составлены вопросы для бесед, разработаны конспекты основной образовательной деятельности с детьми. Для родителей, составлены информационные листы по реализации проекта «Транспорт».
На втором организационном этапе в первый день в первую половину дня через беседу – рассматривание иллюстраций и обыгрывание игрушек познакомила детей с некоторыми видами наземного транспорта (автобус, легковая машина, грузовая машина, велосипед, самокат, мотоцикл, поезд).
Во время образовательной деятельности речевое развитие по теме: «Наземный транспорт» через игровые приемы развивала умение детей называть наземный транспорт, детали из чего состоит транспорт (руль, колеса и т. п.).
На прогулке продолжили наблюдение за наземным транспортом. Продолжили развивать умение назвать вид транспорта, какого он цвета, из чего состоит. Выяснили, что необходимо транспорту чтобы он двигался. Закрепили свои знания в сюжетно-ролевой игре «Шофёр», повторили правила дорожной безопасности.
После прогулки обыграли стихотворение А. Барто «Грузовик», совместно разучили слова.
На второй день во вторую половину дня так же через беседу, рассматривание иллюстраций и обыгрывание игрушек познакомила детей с некоторыми видами водного транспорта (корабль, лодка, подводная лодка).
Продолжили развивать полученные знания о водном транспорте в экспериментально-познавательной деятельности (эксперимент «Вот плывет кораблик», конструктивной игры «Корабль»).
С детьми в центре творчества создали объёмную аппликацию по теме «Кораблик», развивая при этом аппликативные навыки, чувства цвета и формы. В книжном центре обыграли и разучили стихотворение А. Барто «Кораблик».
На третий день в первую половину дня познакомила детей с некоторыми видами воздушного транспорта (самолет, вертолет, ракета) через беседу, рассматривание иллюстраций и обыгрывание игрушек.
Во время образовательной деятельности более подробно познакомила детей с воздушным транспортом через познавательно-игровую (загадки «Воздушный транспорт», пазлы «Собери самолет, вертолет, ракету», ДИ «Чего не хватает?», ПИ со словами «Самолет», дыхательно-речевой игры «Гудит самолет») и экспериментальную деятельность «Летит самолет».
Во время прогулки наблюдали за вертолетом и самолетом. Выяснили, что летит высоко, оставляя след, а что ближе и можно рассмотреть цвет, вспомнили стихи и потешки об этом виде транспорта. Через сюжетно-ролевую игру «Летчик». закрепили правила поведения во время полета. После прогулки обыгрывая разучили стихотворение А. Барто «Самолет».
На четвёртый день во вторую половину дня познакомила детей с некоторыми видами специализированного транспорта (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина, трактор, экскаватор, грузовая машина, военная машина) так же через беседу с рассматриванием иллюстраций и обыгрыванием игрушек.
Через познавательную деятельность (чтение стихотворений «Спецтехника», рассматривание игрушек (специализированная техника, словесной игры «Для чего нужна машина?», пазл «Собери. (название машины)», ПИ «Кто быстрей», ДИ «Чего не хватает?» и чистоговорки «Машины») закрепили умение называть виды спецтехники, выяснили из чего состоит, какого цвета, для чего она нужна, кто на ней работает.
В центре творчества учились лепить «Самолёт» развивая мелкую моторику рук. Для самостоятельной деятельности (на выбор) детей в игровом центре были предложены сюжетно-ролевые игры «Капитан», «Летчик», «Водитель», конструктивные большие модули для создания техники. Для формирования умения детей применять свои знания и опыт, связанных с данной темой, оказывать помощь друг другу в организации сюжетной игре.
На пятый день в преддверии 23 февраля более подробно рассмотрели и обыграли военную технику, тем самым закрепили свои знания о всех видах транспорта.
Свои знания и умения о разных видах транспорта дети продемонстрировали на открытом мероприятии во время ОД: социально – коммуникативное развитие по теме: «Юные солдаты».
Сюрпризным моментом для детей явилось появление детей из старшей группы в форме «Юнармейцев». Они рассказали о себе: кто они такие, почему они носят эту форму, о своих добрых делах. А младшие дети о себе, как подарки они подготовили своим близким к празднику (аппликацию «Кораблик», какие стихотворения для них выучили.
Совместно с Юнармейцами мы выяснили: «Кто такие солдаты?», «Какими качествами они обладают?». Сделали вывод, что младшие дети тоже хотят совершать добрые дела и быть похожими на Юнармейцев. Но для этого им необходимо продемонстрировать свои знания и умения. Что они и сделали в совместной игровой деятельности: в малоподвижной игре «Кто первый за победой?» - продемонстрировали развитие мелкой моторики рук (накручивая на палочку веревочку, подвижной игре «Самолеты» - умение действовать в соответствии с текстом, конструктивной игре «Капитан» - умение составлять конструкцию корабля из геометрических деревянных кубиков. Перед каждой игрой детям было предложено задание совместно продолжить стихотворение А. Барто «Машина», «Самолет», «Капитан». Все дети дружно и выразительно продемонстрировали свои речевые навыки. В каждой игре Юнармейцы помогали застенчивым детям справится с заданием.
За познания и умения все дети в конце игровой образовательной деятельности были посвящены в «Юные солдаты», Юнармейцы одели младшим товарищам пилотки. Прощаясь, младшие дошкольники пообещали помогать друг другу, не ссорится, совершать хорошие поступки и в будущем тоже стать Юнармейцами.
В конце проекта в центре творчества детям было предложено нарисовать любой вид транспорта (по трафаретам, раскрасить, не выходя за линию, который ему больше понравился, составить рассказ о нем с помощью взрослого, опираясь на свой жизненный опыт.
На третьем этапе были оформлены результаты работы, систематизирован материал, оформлена выставка совместных работ.
В течение всего проекта родители принимали активное участие, они помогали закрепить пройденный материал: совместно читали детям стихи и рассказы, смотрели познавательные мультфильмы о транспорте, вспоминали на каком транспорте ездили в отпуск и в город, помогали детям составить первый короткий рассказ о любимой игрушке.
Таким образом, образовательно-игровая деятельность способствовала повышению мотивации к познавательной деятельности, она помогла детям приобрести уверенность в собственные силы, развить интерес к экспериментальной, конструктивной, игровой и творческой деятельности, продемонстрировать свои навыки, способности, получать реальный результат от общения.
На четвертом этапе организована презентация выставки по художественному творчеству: лепки «Самолет», рисования «Транспорт», объёмной аппликации «Кораблик».
Оформление и демонстрация своих работ повысило эмоциональный настрой детей, поспособствовало умению делится своими впечатлениями о проделанной работе.
Таким образом, познавательно-игровая деятельность обогатила познавательную и речевую активность детей, посредством использования методов наблюдения за окружающим миром, игрового конструирования и экспериментирования, рассматривая иллюстраций, использования разнообразных игр. А участие родителей в совместной деятельности с детьми способствует повышению родительской компетентности по проблеме познавательно-игрового развития ребенка.