Куликова Юлия Викторовна
Проект «Традиции семьи»
▼ Скачать
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда
люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья— источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Публикация «Проект „Традиции семьи“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Актуальность
Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни.
Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.
Основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно
семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, семейных традиций и обычаев –основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.
Проблема
Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми.
Наш проект «Счастье семьи – и в чём его секрет» – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений.
Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель
Формирование у детей понятие «Семья». Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Определение важности секретов счастливой семьи.
Задачи
1. Формировать у детей представление о семье. Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
3. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
4. Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Вид проекта : познавательный.
Продолжительность: краткосрочный.
Доминирующая в проекте образовательная область: Социально -коммуникативное развитие;
Направленность деятельности: воспитательно - образовательная;
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, родители воспитанников, педагоги ДОУ;
Сроки проведения: апрель - май 2024
Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Тематическое поле: формирования основ гражданственности и патриотизма
При реализации проекта были использованы следующие формы работы:
1. Чтение познавательной и художественной литературы;
2. Творческая деятельность;
3. Игровая деятельность;
4. Беседы;
5. Подвижные игры.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях.
2. Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи.
3. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
4. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся
знаний о семье.
5. Повышение педагогической культуры родителей, установление
доверительных и партнёрских отношений.
Основные этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
- Заучивание фамилии, имени и отчества, домашнего адреса;
- Беседы на тему: «Кто, кому и кем приходится?»
- Разучивание стихотворений;
- Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи;
- Традиции семьи с фото и описанием.
- Выставка: «Генеалогическое древо».
- Оформление семейного альбома в группу.
-Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
-Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
-Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
-Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы;
2 этап – практический
Мероприятия по реализации проекта с детьми
Социально-коммуникативное развитие.
1. Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки матери», «Бабушка приехала». «День рожденья куклы Насти», «Готовим обед», «Большая стирка».
2. «Профессии» Конспект занятия (Приложение 1)
4. «Моя родословная» Конспект занятия (Приложение 1.1)
Познавательное развитие.
1. «Моя семья» Утренняя беседа с детьми
2. «Моя семья» Конспект занятия (Приложение 1.2)
3. «Моя любимая мамочка» Конспект занятия (Приложение 1.3)
4. «Я и мой папа» Конспект занятия (Приложение 1.4)
5. «Бабушка и дедушка» Конспект занятия (Приложение 1.5)
Речевое развитие.
1. Заучивание стихотворений о семье.
2. «Маленькие помощники» Конспект занятия (Приложение 1.6)
Художественно-эстетическое развитие.
1. «Портрет семьи». Конспект по рисованию (Приложение 1.7)
2. «Моя мама – солнышко, а я её подсолнушек» конспект занятия по лепке (Приложение 1.8)
3. «Галстук для папы». Конспект занятия по рисованию (Приложение 1.9)
4. Аппликация, книжка – малышка «Путешествие в страну сказок».
Физическое развитие.
1. «В гости к бабушке в деревню» Сценарий физкультурного развлечения (Приложение 1.10)
2. «Дружная семья» Физкультурно-тематическое занятие.
Взаимодействие с родителями
1. «Как провести выходной день с детьми» консультация (Приложение 1.11)
2. «Игры наших бабушек и дедушек» консультация (Приложение 1.12)
3. Встреча с семьями воспитанников «Дружная семья!»
3 этап – заключительный
1. Онлайн анкетирование родителей «7 секретов семейного счастья» и «Счастливая семья это…».
2. Презентация для детей на тему «Традиции семьи» (Приложение 2).
3. Развлечение в средней группе «Я и моя семья» (Приложение 3).
4. Презентация «Счастье семьи – и в чём его секрет» (Приложение 4).
Ромашка
Вывод
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду. Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми на основе наглядности - оформление портретных галерей, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках. В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день, неоднократно, просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «Поликлиника», «День рождения», «Гости».
На мой взгляд, проект «Счастье семьи – и в чём его секрет» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Данный проект – это яркий пример того, что дружная семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в обычных буднях, праздничных заботах, ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы, где закладывается уважение, любовь и привязанность ребёнка к семейным традициям, осознания себя членом этой семьи.
Свой проект «Счастье семьи - и в чём его секрет» хочется завершить словами из 7 секретов родителей наших детей:
Любовь!
Взаимоуважение!
Поддержка в любой ситуации, вера друг в друга!
Забота!
Умение прощать и просить прощение!
Находить компромиссы!
Доверие!
А также, родителям надо было продолжить предложение «Счастливая семья это…»
«…гармоничная, благополучная семья, фундаментом которой является любовь и уважение»,
«…семья в которой каждый себя чувствует любимым и нужным, знает, что именно в семье найдет понимание и поддержку»,
«…это семья в которой есть дети и они счастливы».
Приложение 1
«Профессии» Конспект занятия
Цель: Обобщать и активизировать знания детей о труде, профессиях.
Задачи:
1. Учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определенной профессии.
2. Развивать речь, мышление, внимание.
3. Активизировать словарь детей пословицами и поговорками
4. Воспитывать интерес к разным профессиям, к их значимости в жизни.
Материал: Мультимедийный экран, магнитофон, картинки с профессиями: повар, продавец, парикмахер, портной, летчик, строитель, врач, дворник, водитель, пожарный, воспитатель, музыкант цветные карандаши, раскраски.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы по ознакомлению детей с профессиями.
2. Отгадывание загадок о профессиях, атрибутах разных профессий.
3. Заучивание пословиц и поговорок о труде.
4. Проведение сюжетно – ролевых игр: «Стройка», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин».
Ход НОД
Воспитатель: Доброе утро!
Ребята, давайте друг другу пожмем руки, скажем здравствуйте и улыбнемся.
А сейчас садитесь и внимательно слушайте стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремесла»
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Ребята, догадались о чем сегодня мы будем говорить?
(Ответы детей)
А что такое профессия?
(Ответы детей)
Правильно, профессия – это работа, которую человек делает для других людей, это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.
Ребята, а вы знаете кем работают ваши родители?
(Ответы детей)
А сейчас посмотрите на экран, я буду вопросы задавать и загадки загадывать о людях разных профессий, если вы ответите правильно на вопрос и отгадаете загадку, на экране увидите человека этой профессии, а если не отгадаете, на экране будет пусто.
Вопросы.
Кто учит детишек сказки слушать, играть,
Природу любить, стариков уважать?
- Воспитатель
Кому везут песок, бетон
Чтоб он построил новый дом?
- Строителю
Кто с утра на кухне нашей
Варит суп, компот и кашу?
- Повар
Кто следит за чистотой
Подметает двор метлой?
- Дворник.
Загадки:
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
(Пожарный)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам….
(Продавцы)
Груши, яблони, крыжовник
Посадил в саду….
(Садовник)
Вот уж мал костюмчик мой
Новый мне сошьет ….
(Портной)
Мне мигает светофор
Знает он, что я …
(Шофер)
Мне поставила вчера
Два укола…
(Медсестра)
Баян, пианино, терпенье, талант
Плюс хорошее настроение, равно….
(Музыкант)
(На экране портрет знакомого детям музыкального руководителя)
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали
А сейчас скажите, какую работу выполняет
в детском саду наш музыкальный руководитель Марина Юрьевна?
(Ответы детей)
Давайте я включу знакомую вам музыку, а вы, исполните под нее танец, который с вами разучивала Марина Юрьевна.
Физкультминутка
(Дети под музыку исполняют танец)
Молодцы! Очень хорошо станцевали, теперь садитесь.
Ребята, каждому человеку в работе помогают инструменты, орудия труда, которые используют люди определенных профессий, давайте проверим.
Знаете ли вы, какие инструменты, нужны людям разных профессий.
Д/и «Четвертый лишний»
Посмотрите на экран назовите орудия труда, инструменты, которые лишние и скажите, почему они лишние?
(на экране шприц, таблетки, тонометр, метла)
(Дети говорят, лишняя метла, она нужна дворнику, а остальные предметы нужны врачу)
Аналогично рассуждают и о других предметах.
Например:
1. Кисточка, краски, ластик, лопата
2. Кастрюля, фен, расческа, ножницы
3. Швейная машинка, пианино, иголка, катушка с ниткой и т. д.
В: Молодцы, и о помощниках людей разных профессий вы все знаете.
А сейчас, я буду называть инструменты или орудие труда, а вы мне назовите действия, которые с ними совершают.
В: Что делают расческой?
Д: Расческой причесываются.
В: Что делают карандашом?
Д: Карандашом рисуют.
В: Что делают ножом?
Д: Ножом режут.
В: Что делают метлой?
Д: Метлой метут.
(Раздается стук в дверь, заходит Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята, я слышал вы говорили о профессиях, я все, все знаю о профессиях.
Не верите? Давайте проверим. Вставайте все.
Сейчас я вам буду говорить о действиях людей разных профессий, если я скажу правильно – хлопайте, если скажу не правильно – топайте.
Но я всегда говорю правильно, поэтому всегда хлопайте и не топайте, пыль не поднимайте здесь.
Незнайка: Согласны со мной поиграть?
Дети: Да!
Незнайка: только отвечайте правильно, ладно?
Парикмахер – фотографирует (дети топают)
Повар варит (дети хлопают)
Прачка подметает двор (дети топают)
Музыкант лечит детей (дети топают)
Врач тушит пожар (дети топают)
Художник пишет картины (дети хлопают)
Незнайка: Сдаюсь, сдаюсь вы победили
А я еще вот предложения написал
Послушайте и найдите ошибки
Хотя я знаю, у меня ошибок не бывает.
Водитель сидит за нулем (рулём)
Повар сварил вкусный зуб (суп)
К больному пришел грач (врач)
Воспитатель: Подожди, Незнайка, не продолжай дальше. Ты только ребят наших рассмешил. Они устали исправлять ошибки за тобой.
Чтобы освоить любую профессию и знать о ней много, что ребятки нужно делать?
Дети: Учиться, читать, тренироваться, много знать.
Ребятки наши много знают о профессиях и тебе сейчас расскажут, что бы было, если бы не было: дворников, врачей, воспитателей, учителей, пожарных, парикмахеров, полицейских.
(Дети высказывают свою точку зрения, анализируют).
Воспитатель: А теперь, скажите, какие пословицы знаете о профессиях.
1. Терпенье и труд, все перетрут
2. Труд человека кормит, а лень портит
3. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда (и другие)
Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо все рассуждали о профессиях
Незнайка опоздал к нам на занятие, не слышал о чем мы говорили, давайте скажем ему что такое профессия?
(Ответы детей)
Зачем надо людям трудиться?
(Ответы детей)
Одинаковые или разные орудия труда нужны людям разных профессий?
(Ответы детей)
А теперь давайте все вместе скажем о профессиях самые важные слова.
Дети: «Все профессии нужны, все профессии важны»
А тебе, Незнайка, мы дарим раскраску с людьми разных профессий, раскрась ее и приходи к нам рассказать о профессиях.
(Незнайка благодарит детей и уходит)
Творческое задание:
(Воспитатель раздает раскраски детям, дети раскрашивают их)
В: Ребята, человек должен выбирать ту профессию, которая ему нравится, тогда он с удовольствием будет ходить на работу и хорошо выполнять её.
Спасибо вам за хорошие ответы и хорошие работы.