Татьяна Черкашина
Проект «Традиции и культура русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
I. ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В настоящее время актуальной проблемой является утрата национальной традиционной культуры, разрушение которой ведёт к распаду в сознании народа представлений о значимости семьи, дома, рода – это то, что составляло традиционный жизненный уклад, национальный характер и дух, национальную историю и культуру нашей России.
Публикация «Проект „Традиции и культура русского народа“» размещена в разделах
Дети – это будущее, в силе которого хочется быть уверенным. Но не возможно его создать совершенным в отрыве от настоящего и прошлого – это закономерная цепочка времён, которую укрепляет национальная культура, обычаи и традиции народа. Их отсутствие или забывание ведёт к тому, что молодёжь начинает принимать культуры чужих стран, отвергая устои своей родины и теряя самобытность своего народа. Именно это и ведёт нашу современность к проблемам общества, дети и молодёжь не знают своих предков, свои корни. А самые страшные последствия всего этого – это потеря чувства патриотизма и гражданской ответственности, гордости за свой народ и Родину. Поэтому необходимо хранить обычаи и традиции своего народа, изучая свою историю, свою культуру – всё то, что является самым ценным и важным в деятельности народа и начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, так как дети очень доверчивы и открыты.
Педагогическая практика показывает, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – дошкольного образовательного учреждения и семьи. В процессе совместной деятельности с родителями повышается их компетентность в патриотическом и духовно-нравственном воспитании ребенка.
Для того, чтобы наши дети хорошо знали историю Российского государства, его традиции, осознавали, понимали и активно участвовали в возрождении национальной культуры, и был организован проект «Традиции и культура русского народа».
II. Цели и задачи реализации образовательного проекта.
Организация проекта способствует формированию у участников традиционных духовно-нравственных ценностей, а также чувства причастности к истории своего рода и семьи, общности судьбы России и российского народа.
Тип проекта по доминирующей деятельности: творческо-информационно-ориентированный.
По времени проведения: средне-срочный.
По содержанию: социально-педагогический.
По составу участников и их объединению: групповой с привлечением родителей.
Руководитель проекта : Черкашина Татьяна Ивановна, воспитатель подготовительной группы «Б».
Участники проекта :
дошкольники подготовительной группы «Б»;
воспитатели подготовительной группы «Б.
воспитатели художественно-эстетического развития (конструирование, рисование, лепка, музыка).
Проблема представления детей о быте, культуре и традициях русского народа отрывочны и поверхностны.
Цель проекта формирование и систематизация знаний детей о традициях русского народа, приобщение к его культурным ценностям.
Задачи проекта :
познакомить детей с народными традициями, обычаями, праздниками, промыслами родной страны;
формировать эстетически – нравственные представления о Родине средствами русского народного устного творчества;
осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей;
развивать речь, обогащать словарь, повышать выразительность речи средствами фольклора;
воспитывать уважение и любовь к истории русского народа; чувство гордости за наших предков, посвятивших свои жизни славе Отечества;
повысить педагогическую грамотность родителей по вопросу ознакомления детей с бытом, культурой и традициями русского народа.
III. Образовательная деятельности по реализации проекта.
1. Формы работы по проекту :
1. Тематические занятия.
2. Тематические беседы.
3. Народные подвижные и хороводные игры.
4. Сюжетно-ролевые игры.
5. Дидактические игры.
6. Рассматривание картин.
7. Чтение художественной литературы.
8. Заучивание стихов, потешек, закличек.
9. Разучивание песен, танцев.
10. Показ презентаций.
11. Просмотр мультфильмов, сказок.
12. Тематическое развлечение.
13. Организация выставки с привлечением родителей.
14. Папка-передвижка для детей.
15. Консультации для родителей.
Ожидаемый результат:
1. Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
2. Знание правил народных игр, умение в них играть.
3. Повышение уровня нравственно - патриотических чувств воспитанников.
4. Повышение компетентности родителей в ознакомлении детей с народными традициями в условиях семейного воспитания.
5. Активное участие родителей в создании развивающей среды группы; в организации развлечения.
3. План реализации проекта.
Этапы и сроки:
I этап – подготовительный: 06.02.2023г. – 10.02.2023г.
II этап – практический: 11.02.2023г. 19.02.2023г.
III этап – заключительный: 20.02. – 24.02.2023г.
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
(06.02.2023г. – 10.02.2023г.)
1. Изучение методической литературы.
2. Составление плана реализации проекта.
3. Подбор музыкальных и литературных произведений.
4. Подготовка цикла тематических бесед и презентаций.
5. Подборка дидактических игр по теме проекта.
6. Подбор наглядного материала, фотографий по тематике.
7. Разработка НОД по ИЗО, конструировании, лепке, аппликации, познавательной деятельности, конспекта развлечения.
6. Создание презентаций для детей.
7. Оформление консультации в родительском уголке.
8. Оформление папки-передвижки.
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
(11.02.2023г. 19.02.2023г.)
1. Проведение тематической беседы «Традиции русского народа».
2. Проведение беседы с демонстрацией презентации на тему: «Русские народные промыслы».
3. Организация дидактических игр согласно теме проекта («Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Узнай элемент узора», игра-лото «Российская армия», «Наша Родина», «Угадай и расскажи» и т. д).
4. Проведение беседы с демонстрацией презентации на тему: «История возникновения русской армии».
5. Проведение беседы с демонстрацией презентации на тему: «Народные обряды и обычаи праздников».
6. Проведение НОД по лепке на тему: «Барыня».
7. Изготовление посуды в технике папье-маше.
8. Проведение НОД по рисованию на тему: «Путешествие в сказку»
9. Проведение НОД по конструированию на тему: «Кукла своими руками».
10. Проведение НОД по аппликации на тему: «Кокошник».
11. Проведение НОД по музыке
12. Изготовление папки-передвижки для детей «Россия – священная наша держава».
13. Оформление консультаций в родительском уголке на тему: «Народные промыслы», «Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников».
14. Изготовление родителями «Семейного древа».
15. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к развлечению.
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
(12.05. – 21.05.2018г.)
1. Организация выставки народного творчества.
2. Выступление перед детьми второй младшей группы с программой «А мы Масленицу дожидались»
3. Развлечение «Широкая Масленица»
4. Создание отчетной презентации о проведенном проекте.
5. Выступление на педсовете с презентацией проекта «Традиции и культура русского народа»
6. Беседа участников реализации образовательного информационно-практико-ориентированного проекта «Традиции и культура русского народа»
IV. Итог реализации образовательного проекта
Дети изучили традиции народных праздников, стали интересоваться русским народным фольклором, с удовольствием выучили весенние заклички, обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили название некоторой старинной одежды. Слушают и рассказывают сами волшебные народные сказки. В окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись. Услышав народную музыку, используют танцевальные движения, характерные для народных танцев. Работа над проектом заинтересовала и родителей: изучали народные традиции, составляли с детьми рассказы по генеалогическому древу семьи, изготавливали костюмы, поделки, пекли блины и пироги.