Мария Дроздова
Проект «Территория чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
«ГБОУ ШКОЛА № 2122:»
проект дошкольной образовательной площадки «Ягодка»
«Территория чтения»
Ответственная: воспитатель д/с «Ягодка»
Дроздова М. А.
Актуальность проекта :
Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования.
Публикация «Проект „Территория чтения“» размещена в разделах
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Миссия:
Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.
Цель проекта :
Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства
Вид проекта : практико-ориентированный-творческий.
Участники проекта :
дети дошкольных групп,
родители воспитанников,
воспитатели, специалисты: музыкальный руководитель; учитель-логопед, педагог-психолог, методист
Охватываемые образовательные области:
Познавательное развитие
- формирование элементарных математических представлений (считаем персонажи рассказов)
- предметное окружение, расширение кругозора, экологическое воспитание, познавательно-исследовательская деятельность
Речевое развитие
- развитие речи
- ознакомление с художественной литературой
- обучение грамоте
Социально-коммуникативное развитие
(игровая деятельность, театрализованная)
Художественно-эстетическое развитие
- музыкальное
- рисование
- лепка
- аппликация
Физическое развитие (тематические занятия)
Задачи проекта :
• Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя
совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
• Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
• Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
• Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
• Предполагаемый результат:
• Повышение интереса детей к художественной литературе, книге как
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания
• грамотного читателя, речевого развития ребёнка,
• Позитивные изменения в речи детей.
• Возрождение домашнего чтения.
• Обобщение и распространение семейного опыта.
Перспективы распространения результатов проекта.
• Уровень детского сада:
1. Внедрение в практику новых технологий
2. Обмен полученным опытом внутри сада (консультации, мастер-классы, выставки)
3. Подведение итогов реализации проекта на педсовете.
• Уровень образовательного комплекса:
1. Обмен полученным опытом внутри комплекса (консультации, мастер-классы, выставки)
2. Преемственность между образовательными ступенями.
План реализации проекта
Этапы Содержание Задачи Сроки Ответственные
Подготовительный 1. Составление плана реализации проекта
2. Изучение методической литературы
3. Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье»
4. Беседы с детьми «Моя любимая книга»
5. Проведение занятия – викторины «По тропинкам любимых сказок»
6. Анализ содержания уголков книг (мини-библиотека) в группах в соответствии с возрастом, спецификой работы
1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.
2. Изучить социальный заказ родителей, познакомить с проблемой.
3. Подобрать методическое обеспечение проекта
4. Разработать перспективные планы на неделю «Книги», конспекты занятий. Сентябрь Методист,
воспитатели специалисты.
Основной 1. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей
2. Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»
3. Экскурсия в школьную библиотеку
4. Консультации и беседы с родителями
5. Создание мини-музея книги
6. Книжный доктор
7. Совет педагогов «Как хорошо уметь читать» (взаимодействие с родителями)
8. Сочинения детей «Сказочные капельки»
9. Литературные чтения «Осень»
10. Студия «Час книги» (взрослые читают свои любимые детские книги)
1. Пополнить фонд детской литературы в Доу
2. Разработать и провести родительское собрание по теме «Книга в жизни ребенка»
3. Активизировать всех участников образовательного процесса Октябрь-апрель Методист,
воспитатели специалисты.
Завершающий 1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Изготовить и выпустить иллюстрированный сборник «Сказочные капельки (сочинения детей)
1. Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту
2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам Апрель Методист,
воспитатели специалисты.
Проект «Территория чтения».
Месяц Тема занятия
(конспект прилагается) Источники Используемые материалы Подготовительная работа
Сентябрь
День знаний.
(конспект прилагается) Сеть интернет, использование методической литературы.
nsportal.ru
neposed.net Дидактический материал, Цветная бумага, фломастеры, клей, карандаши, 1. Дидактические игры «Что лишнее», «Раз. Два, три,.» ,»Сложи фигуры»
2. Речевое развитие:
заучивание стихотворений к празднику,
3. Социально коммуникативное развитие: Беседа «Учиться –всегда пригодиться», составление рассказов на тему «Мой брат (сестра) сегодня пошли в школу»
Сюжетно-ролевая игра «Школа «, «Собери портфель»
4. Аппликация «Собери из геометрических фигур предмет», рисование «Дети идут в школу», лепка «Куб, шар»
Октябрь Международный месячник школьных библиотек. Школьная библиотека. 1. Экскурсия в школьную библиотеку «Путешествие в царство книг»
2.«Моя первая сказка», «Моя первая статья», «Моё первое стихотворение»
3. Стихи русских поэтов о природе
Ноябрь День матери в России.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.
nsportal.ru
www maam.ru
infourok.ru
viki.rdt.ru Рассматривание иллюстраций картин известных художников "Образ матери в искусстве. "
Презентация на электронном носителе. Беседа о празднике "День Матери"
Беседа "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"
Беседа "Как я помогаю маме"
Рассматривание наглядного материала о профессиях наших мам.
Рассматривание книг о семье, о маме.
Просмотр мультфильмов "Мама для мамонтенка", "Обезьянки - осторожно, обезьянки!",
Выставка детских работ "Портрет любимой мамы";
Декабрь День героев Отечества.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.
www.metod-kopilka.ru
htt ://www.calend.ru
www.maam.ru Компьютер, интерактивная доска, фотографии, книги о героях России.
Презентация на электронном носителе. 1. Рассказ воспитателя об истории праздника и о Высшей награде Российской Федерации (орден Святого Георгия).
2. Рассматривание иллюстраций о сражениях в разное историческое время.
3. Подбор материала для стенда «Герои России»
4. Беседа с детьми об историческом прошлом нашей Родины.
5. Рассказы детей о выбранном герое.
6. Чтение художественной литературы: С. Алексеев «Рассказы о Суворове».
7. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»;
Январь 12-390 лет со дня рождения Шарля Перро, французского писателя, сказочника (1628-1703)
(конспект прилагается)
kinderlibraru.wordpress.com
svobod.org
liveinter.ru
labirint.ru
nashenasledie.levejournal.com Карта мира;
Фотографии достопримечательностей Франции,
Портрет Шарля Перро;
Выставка книг со сказками;
Иллюстрации к сказкам Шарля Перро;
1. Продолжить знакомить детей с традициями Франции и ее достопримечательностями;
2. закрепить знания детей о сказках Шарля Перро;
2. рассматривание иллюстраций книг сказок Шарля Перро;
3. выявление уровня знаний детей о сказках Шарля Перро.
4. Выставка детских рисунков с изображением сказочных героев;
Февраль Международный день родного языка.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.
nsportal.ru
ppt4web.ru
kopilkaurokov.ru Компьютер, фотографии, книги о истории славянской письменности.
Презентация на электронном носителе 1. Воспитывать у детей интерес и уважение к родному языку. (беседы о ценности и красоте, средствах выразительности родного языка)
2. Познакомить детей с историей славянской письменности.
3. Чтение стихотворений русских поэтов: Пушкин, Суриков, Есенин;
рассматривание иллюстративного материала (костюмы, предметы быта, промыслов русского народа);
4. Чтение русских народных сказок;.
знакомство с пословицами и поговорками.
5. Чтение произведения К. Ушинского «Наше Отечество».
Март Неделя детской книги.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы
Maaм. ru,
Pedportal.ru,
Infourok.ru,
dohcolonos.ru,
ped-kopilka.ru,
pedrazvitie.ru,
mulfiurok.ru
Книги русских народных сказок
Иллюстрации к произведениям
Дидактические игры
Наборы разных видов театральных костюмов
Пальчиковый театр
Наборы для художественного творчества 1. Выставка иллюстраций к русским народным сказкам
2. Выставка книг на тему «Русские народные сказки»
3. Викторина «Угадай сказку!»
4. Рисование и лепка на мотивы русских народных сказок
5. Просмотр м/фильмов по русским народным сказкам
6. Слушание песен на сказочную тематику
7. Разучивание пословиц и поговорок, пришедших из сказок
8. Написание родителями совместно с детьми «Волшебной сказки»
Апрель День космонавтики.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы
nsportal.ru,
skazka,minobr63.ru, doskolnik.ru,
infourok.ru,
Подбор материалов о космосе (картинки, фото, звуки небесных тел и песенки по теме, дид. материал и др.) 1.«История освоения космоса» - показ фото, картинок.
2. Выставка рисунков «Моя семейная ракета»;
3. Выставка поделок на тему: «Космическая галерея»;
макет солнечной системы.
4. Пластилинография: «Космос»
5. Прослушивание музыкальных произведений «До старта 14 минут…», «Земля в иллюминаторе» В. Мигули.
6. Чтение П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп?»
Май День славянской письменности и культуры.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы Творческие работы детей.
Выставка книг,
презентация к празднику «День славянской письменности и культуры»,
наглядный материал (старославянский и современный алфавит).
«Гимн Кириллу и Мефодию» 1. Открытие недели славянской письменности и культуры»
2. Знакомство с именами равноапостольных Кирилл и Мефодий, первыми письменными источниками, толкованием букв и их написанием.
3. Познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте.
4. «Путешествие азбуки по России»
5. Оформление тематической книжной выставки в группе: совместное творчество воспитатели – дети – родители.
6. Приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, воспитывать патриотические качества, любовь к Родине, развивать интерес к книге и ее истории.