Надежда Нагайчук
Проект «Тепло домашнего очага». Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Групповой
Тип проекта : Творческий, информационно- исследовательский
Длительность: Средней продолжительности (3 месяца)
Возрастная группа : Дошкольники 3- 7 лет
Образовательная область
«Познание. Формирование целостной картины мира». «Социализация». «Музыка». «Коммуникация». «Чтение художественной литературы». «Художественное творчество».
Цель:
*Сформировать у детей понимание важности и нужности в семье.
*Дать знания о семейных ценностях.
Публикация «Проект „Тепло домашнего очага“, Подготовительная группа» размещена в разделах
*Привлечь родителей к воспитанию у детей любви к семье, пониманию ее значимости в жизни каждого человека, к расширению знаний семейных и культурных ценностей.
Задачи:
Образовательные
*Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям.
*Расширить знания о ближнем окружении.
*Учить разбираться в родственных связях.
*Формировать понятие о себе как о члене семьи, развивать чувство общности с другими членами семьи.
*Проявлять заботу о родных людях.
*Развивать память, внимание, мышление, воображение и т. д.
*Привлечь внимание родителей к совместной деятельности с детьми.
Воспитательные
*Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
*Формировать элементарные представления о дружбе, взаимопомощи.
*Формировать умение слушать друг друга.
*Формировать умение заботиться о младших, получать удовлетворение от того, что смогли доставить радость кому-то.
Развивающие
* Развивать углубленные представления детей о семье, родственных отношениях.
*Развивать представления о социальной роли каждого члена семьи.
*Дать понятие о семенных традициях, семейных реликвиях.
*Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.
*Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческую - поисковую деятельность.
*Расширить кругозор и словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
*Дать представление о понятиях «родители», «семья», «родные», «близкие».
Планируемые результаты
*Дети расширят знания о своих семьях, культурных и семейных ценностях.
*Сформированы добрые отношения с родителями, старшими и младшими родственниками, желание помогать им, радовать их.
*Дети будут знать о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе.
*Сформировано умение участвовать в сюжетно- ролевых, творческих, дидактических играх, используя полученные знания о семье.
*Укрепление теплых взаимоотношений между всеми членами семьи, которые сохраняют «тепло домашнего очага».
Актуальность проект
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. А семья- это первоисточник всего, что может быть заложено в ребенке с самого детства. сегодня все понимают, что воспитывать любовь и уважение к родному дому следует с раннего возраста. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Наблюдая за детьми, анализируя беседы с детьми, беседы с родителями, я пришла к выводу, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», неточные знания или вообще их отсутствие. В некоторых семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничего не радует в поведении ребенка. Между родителями нет согласованности - одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению реакции. Родители не всегда не всегда выслушивают мнения детей. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.
По наблюдениям и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитание и обучением детей должны заниматься в детском саду, а они хотят видеть по окончанию детского сада- результат т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательном – образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями надо постараться помочь им увидеть отличие мира детей от мира взрослых преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относится к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Поэтому и возникла необходимость создания и реализация проекта «Тепло домашнего очага».
Краткое содержание проекта
Для реализации проекта представлены разные формы организации и интеграции образовательных областей: «Познание. Формирование целостной картины мира», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация».
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществляется :
*Игровая деятельность
*Художественно- речевая деятельность
*Музыкально- театрализованная деятельность
*Художественно – эстетическая деятельность
*Работа с родителями
Этапы реализации проекта
1этап – постановка проблемы.
Предложить детям рассмотреть картину, где изображена семья: папа, мама, бабушка, дедушка, дети.
-Назовите, кого вы здесь видите?
-Как можно назвать это одним словом?
-Сколько человек в вашей семье?
-Назови всех членов семьи.
-Знаете ли вы своих близких родственников?
-Как нужно относится к членам своей семьи?
2этап – основной этап реализации проекта :
*Игровая деятельность.
Сюжетно- ролевые игры: «Больница», «Семья», «Дочки- матери», «Магазин» «Семейный обед», «Идем в гости», «Встречаем гостей», «Праздник в семье», «День рождение дочки».
Цель: развивать у детей самостоятельность у детей, учить подражать взрослым; воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим; закреплять понятие «домашние обязанности»; прививать внимательное отношение друг к другу.
Настольно- печатные игры «Семья», «Кому, что нужно для работы», «Профессии».
Цель: воспитывать любовь и уважение к своей семье; формировать представление о профессиональных действиях; расширять кругозор и обогащать словарный запас.
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Подбери синоним» (мама- мамочка, «Скажи наоборот», «Раз, два, три, Четыре, пять- про кого хочу сказать». Цель: расширить у детей знание о ближайшем окружении.
*Художественно – речевая.
Цель: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях; учить детей внимательно слушать, развивать речь, память.
-Творческие рассказы детей: «Моя семья», «Моя мама», «Папа сильный, папа смелый», «Профессии моих родителей», «Как я помогаю дома», «Мои бабушка и дедушка».
-Беседы: «Как мы помогаем бабушке, маме?».
-Чтение художественной литературы: В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово», Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Квитко «Бабушкины руки».
Сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка», «Айога».
-Чтение пословиц и поговорок о семье.
*Музыкально – театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказки: развивать доброжелательные отношения друг к другу.
-Драматизация по сказке «Репка», «Красная шапочка», «Снегурочка».
*Художественно- эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить доставлять радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
-Изготовление подарков к празднику 23 февраля, «Цветы для бабушки и мамы».
-Рисование: «Лучший в мире папа», «Портрет мамочки», «Моя семья».
-Конструирование, аппликация «Дом, в котором хотел бы я жить».
*Работа с родителями.
-Родительское собрание «Тепло домашнего очага».
-Консультации «Каждой семье – свои традиции», «Игры с детьми».
-Индивидуальные беседы – консультации.
-Подбор художественной литературы по данной теме.
3 этап – заключительный:
Анализ проделанной работы.
Презентация проекта.
Каждый из родителей хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Но этой цели можно достичь только при условии, что дом для ребенка станет настоящим семейным очагом. Конечно, идеальный дом построить нелегко. Но мы с детьми попытались создать его модель. Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. И родителям надо сделать так, чтобы пламя в очаге горело ровно и освещало своим светом жизнь детей.
Вывод
Главный результат по проекту :
*Расширился объем знаний детей о членах семьи.
*Дети научились проявлять внимание и уважение к родным и близким людям.
*У старших детей сформировались представления о возможностях младших и желания показывать им положительный пример.
*Расширился кругозор и обогатился словарный запас детей терминами родственных отношений.
*Сформированы духовно – нравственные отношения между членами семьи и чувство сопричастности к своим семьям, и родному дому.