Елена Гайворонская
Проект «Такой разный Дед Мороз»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Д/С «Машенька» г. Волгодонска
Краткосрочный проект :
«Такой разный Дед Мороз»
Воспитатели: Гайворонская Е. С.
Павлова С. В.
Проблема:
В преддверии Нового года наши сердца замирают от таинственного, почти мистического ощущения прихода перемен. Традиции и приметы выходят на первый план. Мы украшаем наш дом, делая его ярким, нарядным и красивым.
Публикация «Проект „Такой разный Дед Мороз“» размещена в разделах
Скоро Новый год постучится в двери каждого дома. И на пороге окажется Дед Мороз. В каждую семью в разных странах приходит этот долгожданный гость. Но всегда ли Деды Морозы выглядят одинаково?
В ходе реализации проекта «Такой разный Дед Мороз» наши воспитанники виртуально побывают в таких странах, как Россия, Америка, Франция, Италия, Бельгия и Польша; смогут узнать о разном проникновении в дом этих долгожданных гостей. А приезжают они на разнообразном виде транспорта : тройке лошадей и оленях, на метле и ослике. И каждый из них оставит для детей подарки: кто – то под ёлкой или в чулочке; а кто – то в башмаке или на подоконнике. Деды Морозы разные, но цель у них одна – принести в каждый дом подарок вместе с любовью и заботой о детях.
Цель: Сформировать у дошкольников представление о дедах Морозах разных стран, желание узнать о сходствах и различиях братьев Деда Мороза, об их именах.
Задачи:
1. Способствовать расширению кругозора детей: дать детям представление о разных странах, об их месте расположении, об их особенностях, о национальных традициях; познакомить детей с географической картой и глобусом.
2. Воспитывать дружелюбное и уважительное отношение к другим народам.
3. Развивать любознательность и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
4. Привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Условия реализации проекта.
- Создание развивающей среды.
- Выбор оптимальных педагогических воздействий (методов и приёмов).
- Создание системы деятельности (образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей).
Этапы работы над проектом.
Подготовительный:
- создание мотивации для познавательной активности
- организация «точки удивления», возбуждающий интерес детей и создающий мотивацию для познавательной активности является непосредственный интерес детей (спровоцированный воспитателем) к вопросу: «Все ли Деды Морозы выглядят одинаково?»
- создание развивающей среды: сюжетные картинки, карты, дидактические игры, пособия, мнемотаблицы.
- подбор педагогической и художественной литературы.
- подбор мультфильмов о Деде Морозе.
- подготовка информационного листа для родителей, в котором в качестве рекомендаций предложен список литературы для домашнего чтения в выходные дни, даются советы по заучиванию стихов с детьми при помощи схем.
- подготовка выставки в книжном уголке, организация кукольного бумажного театра.
Организационный этап:
- Рассказы воспитателя
- Создание проблемных ситуаций, поиск значений необычных для детей.
- Подбор и использование дидактических, сюжетно – ролевых игр
- Выставка детских и детско-родительских творческих работ
- Утренний или вечерний кинозал – просмотр мультфильмов или фильмов- сказок: «Морозко», сборник мультфильмов про Новый год, «Рождественская сказка»
- Подвижные игры: «Дед мороз красный нос, Дед Мороз синий нос», «Снежки», «Кто бросит дальше?».
- Хороводные игры.
- Утренняя гимнастика: «Снежки», «Зима».
- Ленивая гимнастика в постели «Путешествие снежинки»
- Дыхательная гимнастика «Снежинка»
- Артикуляционная гимнастика «Погреем руки»
- Настольные игры: «Зимушка – зима», «Времена года»
- Дидактические игры: «Собери снеговика», «Разрезные картинки», «Найди 10 отличий».
- Сюжетно – ролевые игры: «Зимняя прогулка», «Оденем кукол на прогулку».
- Рассматривание альбомов о зиме и временах года.
- Словесная игра: «Так бывает или нет? Дайте правильный ответ»
- Беседы: «Где живет Дед Мороз?», «Деды Морозы разных стран», «День рождения Деда Мороза»
- Рассматривание сюжетных картинок по теме
- Составление рассказа по картине: «Зима», «Новый год»
- Отгадывание загадок.
- Конструирование: «Чудесные снежинки», «Сани Деда Мороза», «Резиденция Деда Мороза»
- Заучивание стихотворений о зиме, Новом годе, Деде Морозе
- Чтение: И. Гурина «Принцесса Зима», Г. Х. Андерсен «Елка», «Снеговик», «Снежная королева», словацкая сказка «Двенадцать месяцев», Братья Гримм «Бабушка Метелица», русские народные сказки «Морозко», «Снегурочка», «По щучьему веленью» из сборника А. И. Афанасьева.
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Зима в Простоквашино».
- Разучивание стихотворения Я. Аким «Первый снег»
- Слушание песен и зимних мелодий, «Времена года»
- Загадки, пословицы и поговорки о зиме, Деде Морозе, Новом годе
- Рисование на тему: «Дед Мороз и Снегурочка», «Морозные узоры»
- Лепка: «Снежки и снежинки», «Дед мороз и Снегурочка»
- Аппликация: «Волшебные подарки», «Узоры Деда Мороза на стекле»
Работа с родителями
- Консультация: «Откуда к нам пришла традиция наряжать елку»
- Сбор информации о братьях Деда Мороза в разных странах
- Поделки: «Новогодняя игрушка», «Новогодняя открытка»
Заключительный этап:
- Создание родителями новогодних поделок
- Создание лэпбука «Такой разный Дед Мороз»
- Создание стенгазеты «Как мы готовились к Новому году»
- Праздничное мероприятие, посвященное Новому году
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста
«Деды Морозы разных стран»
Воспитатель:
«Лесом частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идёт.
Так давайте скажем дружно:
Здравствуй, праздник – Новый год!»
-Во всех странах мира празднуют самый любимый и долгожданный взрослыми и детьми праздник - Новый год! Атрибутов у него много. Назовите их. (Это новогодняя ёлка, разноцветные гирлянды, шарики, хлопушки). И каждый год на наш любимый праздник приходят новогодние герои, которые проводят с нами новогодний утренник. Отгадав мои загадки, вы сможете увидеть их на экране.
Загадки:
Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Ёлку в бусы наряжает,
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник –
Ущипнет за самый нос.
К нам сюда пришёл на праздник.
Кто он, дети? (Дед Мороз)
-Слушайте вторую загадку.
Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)
- Ответьте, кто же эти герои? (Дед Мороз и Снегурочка). Как вы думаете, во все страны мира приходят Деды Морозы? (ответы детей). Деды Морозы всегда одинаково одеты? (ответы детей)
-В разных странах выглядят они по-разному. У них разные имена, разная одежда, средства передвижения и приносят подарки - каждый делает это по-своему.
-Ребята, я предлагаю вам одеть Деда Мороза нашей страны, России. Вспомните, во что он одет на нашем новогоднем празднике? (Наш дедушка носит шубу до пола, валенки, высокую меховую шапку, а в руках держит посох и мешок с подарками). А шуба, какого цвета? (Синяя, красная)
-А кто знает: может быть, из фильмов или книг, как ещё называют российского Деда Мороза? (Дед Мороз - Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице). Это были разные повелители холода – Карачун, Зимник. Изначально все они были недобрыми существами. После них наступала стужа и лютый холод. Современный Дед Мороз немного суров на вид, но очень любит детей.
-На чём может приехать Морозко? Какие у него есть средства передвижения?
(ответы детей)
-В каком городе живёт Дед Мороз? (ответы детей)
-В России Дед Мороз проживает в Великом Устюге, в сосновом бору.
-А теперь, я предлагаю вспомнить Деда Мороза, который живёт в Америке. Как его зовут? (Санта Клаус) Во что он одет? Кто затрудняется, посмотрите на экран. (Колпак, короткая шуба, сапоги). На чём передвигается этот Мороз? (ответы детей)
-В Америке новогодний дед — Санта Клаус — носит коротенькую красную курточку и забавный колпачок на голове. Путешествует он по воздуху на оленьей упряжке и проникает в дома малышей через каминную трубу.
Игра «Назови 10 отличий Деда Мороза от Санта Клауса»
-Похожи друг на друга эти Морозы? (Нет). Перечислите 10 отличий.
Физкульминутка «Мороз Красный нос»
Ой, Мороз Красный нос,
Мы тебя все знаем.
(Хлопки в ладоши.)
И тебя, Дед Мороз,
Радостно встречаем.
(Руки вытянуты вперед, поклон.)
Ой, Мороз Красный нос,
Бей сильней в ладоши!
(Хлопки в ладоши.)
А у нас веселей
Затанцуют ножки!
(Ножка на носок, пятку.)
Я, Мороз Красный нос,
С белой бородою.
(Показать бороду.)
Ущипну, так до слез,
Не шути со мною.
(Взять себя за нос.)
Для чего, почему
(Поднимает плечи вверх, удивляемся.)
Должен я сердиться
Я пришел к вам, друзья,
(Ходьба на месте.)
Чтобы веселиться!
(Хлопки в ладоши.)
-Сейчас мы с вами отправимся в новогоднее путешествие с ветром по разным странам и посмотрим, какие там Деды Морозы. Готовы? (звучит фонограмма ветра, вьюги).
-А приземлимся в Бельгии и Польше. Здесь нас встретит новогодний дедушка - Святой Николай. Он считается самым первым Дедом Морозом. Он оставил, приютившим его, семье золотые яблоки в башмачке перед камином.
-Во что одет Святой Николай? (Носит белое платье и шляпу).
-Это платье называют мантией, и ездит он на коне, сопровождаемый слугой-мавром Чёрным Петером, который помогает нести тяжёлый мешок с подарками для послушных детей. Шалуны подарков не получают — для них Чёрный Петер носит розги. Что такое розги и для чего они нужны? (затруднились ответить) Розги – связанные в пучки или используемые по одному побеги ивы, берёзы, орешника, деревьев и кустарников, тонкие упругие и гибкие прутья, используемые для телесного наказания — порки за непослушание. В процессе изготовления розог их часто отмачивали в солёной воде, для придания им большей упругости.
-Перенесёмся во Францию. Здесь два деда Мороза. Одного зовут Пер Ноэль («Рождественский Дед», а второго Шаланд. Расскажите о наряде Пер Ноэля? (Во Франции дедушка с посохом и в широкой шляпе). Кладёт подарки детям прямо в дымоход. А вот второй – Шаланд – бородатый старик. Во что он одет? (Меховая шапка и тёплый дорожный плащ). Вместо мешка – корзина с розгами для ленивых и непослушных детей.
-Италия. В Италии в Новый год к детям приходят дедушка Бабо Наттале и добрая фея Бефана. Послушным детям они дарят подарки, которые оставляют на балконе, а ленивым и капризным достаётся лишь уголёк.
Итальянские дети верят, что Бефану приносят звёзды. Она проникает в дома через печную трубу и кладёт подарки в чулочки.
В Швеции тоже два Деда Мороза : сутулый с шишковатым носом – Юлтомтен и карлик Юлниссам. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки. Посмотрите на экран, где могут быть оставлены подарки?
-А вот Норвегия. Кто здесь раздаёт подарки детям? (Подарки детям раздают маленькие человечки). Этих человечков называют домовыми — ниссе. Во что они одеты? (Они носят вязаные колпачки) Я открою вам небольшой секрет: они очень любят сладкое. Поэтому, чтобы задобрить их и получить больше подарков, дети в канун Нового года раскладывают по дому в укромных уголках разные лакомства. (Куклы Морозов выставляются на стол с целью сравнения одежды).
Итог:
-Вот и подошло к концу наше путешествие. На самом деле, не важно, когда и как празднуют люди Новый год или как зовут снежного дедушку, главное, что в новогоднюю ночь все вы, добрые и послушные дети, всегда получат от Деда Мороза прекрасные подарки! А многие из вас смогут написать письмо Деду Морозу и попросить его выполнить желание. Письмо можно будет отправить по адресам:
Официальный почтовый адрес: 162340, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза
Московская резиденция Деда Мороза : 109472, Россия, г. Москва, Кузьминский лес, Дедушке Морозу.
-Ребята, посмотрите на стол, сколько разных дедушек. А сейчас, возьмите в руки простые карандаши и нарисуйте того деда Мороза, который понравился больше всех. (Самостоятельная творческая деятельность детей).
(Раскрашивание работ во второй половине дня).