Наталья Кононова
Проект «Светлая Пасха» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Общение человека с народной культурой облагораживает его, делает чутким, мягким, добрым, мудрым. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, всё вокруг оживает и цветёт. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике и обычаях связанных с его празднованием.
Публикация «Проект „Светлая Пасха“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта заключается в процессе воспитания, развития у дошкольников желания познавать культуру своего народа. Решается широкий круг задач нравственного, художественно - эстетического воспитания.
Работа в проекте объединяет и сближает педагога, детей, а так же их родителей, что положительно сказывается на взаимоотношениях всех сторон.
Тип проекта :
Творческо - информационный, краткосрочный. (7 дней).
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Место проведения:
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко».
Цель:
Активизировать интерес к православному празднику Пасхи.
Задачи:
- Знакомить и расширять представления о народных праздниках;
- Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
- Побуждать воспитанников принимать активное участие в подготовке и проведении праздника, испытывать чувство веселья и радости;
- Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником;
- Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Объект исследования:
Православный праздник Пасха
Ожидаемые результаты:
- Дети в соответствии с возрастом имеют общее представление о православном празднике «Пасха»;
- Повысился интерес к возрождению русских народных традиций;
- Дошкольники познакомились с пасхальными песнями, играми.
- Развитие коммуникативных навыков.
Список используемой литературы:
«Пасхальный колобок» - К. Островский;
Стихи о пасхе А. Н. Майков, А. А Блок, К. Д. Бальмонд, А. Усачёв.
«Пасхальные рассказы» - С. М. Макарова
«Встречаем пасху» - Т. И. Белькова
Подготовительный этап
Подбор методической литературы, наглядного материала, игр, информации через интернет для проведения ОД и итогового музыкального развлечения.
Основной этап
Мероприятия с детьми:
1. Беседа на тему: «Что такое Пасха?»
- Почему в этот праздник красят яйца? Приложение 1.
2. Беседа на тему: «Виды росписи пасхальных яиц». Приложение 2.
3. Беседа на тему: «Пасхальные традиции на Руси»
- Можно ли играть на пасху в игры?
- Какие игры можно назвать пасхальными? Приложение 3.
4. Беседа с детьми о Троицком храме села Тербуны с рассматриванием иллюстраций. Приложение 4.
5. Экскурсия в Троицкий храм. Фото отчёт приложение 5.
6. Выставка творческих работ детей, сделанных дома совместно с родителями. Фото отчёт приложение 5.
7. Итоговое развлечение: «Пасху встречаем, играть всех приглашаем» Приложение 7.
8. Итог тематического проекта : «Праздник светлой пасхи» Приложение 8.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Аппликация: «Пасхальное яйцо»
Приложение 1
Беседа с детьми: «Что такое пасха?»
«Очень давно на нашей земле жил сын Бога, Иисус Христос. Он никогда никого не обижал, не совершал плохих поступков и всегда говорил только правду. Иисус учил и других людей делать добрые дела, уважать старших, помогать слабым, давать еду бедным, не обманывать близких.
Но, к сожалению, в те времена миром правил злой царь. Он боялся, что люди узнают о его плохих поступках и свергнут. Царь приказал распять Иисуса на кресте — тогда так наказывали опасных преступников. А на третий день после казни сын Бога воскрес — то есть снова стал живым. Так Христос показал людям, что светлая человеческая душа бессмертна».
Почему красят яйца на Пасху?
После чудесного воскрешения Иисуса Христа Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию со словами: «Христос Воскресе!» В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко. Однако Тиберий не поверил её словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же, как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет. С тех пор появилась традиция красить яйца.
Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа, в то время как само яйцо было символом возрождения. Однако позднее их стали красить в другие цвета и заменять куриные яйца деревянными, шоколадными или выполненными из драгоценных металлов и камней.
Приложение 2.
Виды росписи пасхальных яиц.
Есть несколько способов росписи пасхальных яиц, каждый имеет своё название.
Писанки — это расписанные пчелиным воском и красками сырые яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Писанки — это один из самых сложных способов раскрашивания яиц. На сыром холодном яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального пёрышка. Сделав узор, яйцо макают в разведённую холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском и опять
макают в другую краску. Когда все узоры выведены, надо осторожно «стопить» воск с яйца над пламенем газовой горелки или над свечой. По мере того, как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой.
Крашенка — от слова красить. Сваренное вкрутую яйцо, окрашенное в один цвет без узоров. В основном, именно такой вид делают на Пасху.
Крапанка — покрывать каплями. Яйцо с однотонным фоном, на который горячим воском нанесены пятна, полоски, крапинки. Древние крапанки могли иметь в основе не более трех цветовых сочетаний.
Дряпанка (шкрабанка) — однотонно окрашенное яйцо, на котором узор процарапывается металлическим острым предметом — ножом, шилом, ножницами, толстой иглой, канцелярским ножом. Обычно шкрябанки окрашиваются природными красителями, так как пищевые очень сильно размазываются при процарапывании.
Малеванка — яйцо, расписанное придуманным узором. Они не несут символического значения, могут расписываться краской (а не воском). На малеванках зачастую помимо узоров, рисуют сюжетные картинки, пейзажи.
Яйчата — яйца, вырезанные из дерева и камня, сделанные из фарфора и глины, изготавливались на Руси еще в ХIII веке. Позднее яйца стали украшать бисером, кружевами, вязанием и т. д. Самые известные в мире «яйчата» изготавливал императорский ювелир Карл Фаберже.
Приложение 3
Пасхальные традиции на Руси.
Можно ли играть в игры на Пасху?
Какие игры можно назвать пасхальными?
Пасхальные традиции на Руси очень богатые и интересные. Празднование Пасхи в России всегда включало не только торжественное богослужение в храме, вызывающее ощущение причастности к чуду, но и многие народные игры, хороводы, обычаи и верования. Они включают как дошедшее до наших дней и широко распространенное поздравление — христование: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе» (произносилось трижды и люди трижды целовались, поздравляя друг друга, так и игры для детей и молодежи, которые, не просто интересные, но и воистину развивающие.
Раньше не только праздник Пасхи, но и вся последующая за ним пасхальная неделя была заполнена развлечениями: водили хороводы, качались на качелях, гуляли с песнями по улицам, обходили дома с поздравлениями.
Главным развлечением Пасхальной недели были игры с крашеными яйцами: катание с лотка, битьё, прятание и угадывание яиц. Это игры уникальные, подлинно развивающие, занимательные, тренирующие смекалку, сенсомоторную координацию, ориентацию в пространстве.
Почему же Пасхальные детские игры – это игры с яйцами и где их истоки? Яйцо – символ Пасхи. Часть освященных яиц берегли весь год и использовали как оберег от пожара или оберег посевов от града. И это не случайно – ведь у многих народов именно яйцо – это символ жизни, пробуждения природы, земли, солнца.
Поэтому все дошедшие до нас детские пасхальные игры с яйцом, с его катанием по земле – это отражение древних верований и обрядов, связанных с вызовом плодородия Земли.
Приложение 4
История Троицкого храма села Тербуны
В 2008 году в селе Тербуны верующие - прихожане начали сбор средств на строительство Храма. Благодаря спонсорам, настоятелю
Храма - отцу Роману, а также самих
православных тружениц, Храм был
построен практически за год, он стал архитектурным украшением района.
Приложение 5
Приложение 6
Итоговое развлечение:
«Пасху встречаем, играть всех приглашаем»
Дети под музыку заходят в зал, исполняют песню.
Ведущая:
Дорогие ребята! Я поздравляю вас с самым светлым и радостным праздником – Пасхой. Пусть звенят сегодня колокола, пусть звучат песни, пусть все веселятся!
Дети:
Пасха! В трубы золотые
Ангелы поют с небес.
Будьте счастливы все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
Над полями, над лугами
Светит солнышко над нами.
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.
Как радостно опять звучат
Нам птичьи переливы.
Они тепло в себе таят,
Весенний звон игривый.
И купола опять блестят,
На солнышке сверкают,
Волшебных куличей наряд
О Пасхе возвещает.
Она приходит с красотой,
С любовью чистой, нежной,
И озаряет нас с тобой
И светом, и надеждой.
Вновь станет на душе теплей,
Ручьи обиды смоют.
Под колокольный звон церквей
Встречаемся с весною.
И светит солнышко с небес,
Лучом весеннего привета,
Шумит вдали зеленый лес,
И гимн звучит «Христос воскрес!»
Дети:
Воистину воскрес!
Песня: «Пасха в гости к нам пришла»
Ведущая:
Со Святой Пасхальной недели на Руси начинались первые весенние хороводы и игры. Сегодня мы с вами тоже будем играть, веселиться и радоваться этому светлому празднику.
Первая наша игра…
«Что в кулич положим мы?»
Дети отвечают да или нет.
Я в кулич кладу корицу,
Мёд туда же будет литься,
Ванилина порошок,
И овса большой мешок.
Огурцов насыплю я.
А вот бабушка моя
Сыпала туда муку,
Яйца будут на верху.
В куличе нужна вода,
Ром туда кладут всегда.
А ещё изюм, цукаты,
Гвозди, молотки, лопаты,
Творог, масло, простоквашу.
А ещё Катюшу нашу.
Соль и сахар, и цемент.
И кулич готов в момент.
Игра: «Угадай где яйцо»
На столе 3 непрозрачных стаканчика. Дети закрывают глаза, ведущая под один стакан прячет яйцо. Дети открывают глаза, пытаются его найти.
Игра: «Займи место».
Дети становятся в большой круг, выбирают водящего.
Все идут по кругу, а водящий идё т за кругом противоходом со словами:
С вербой, с вербой
Иду за тобой,
Коснусь вербой,
Беги за мной!
Хоп!
Водящий слегка ударяет по спине одного из хоровода. Круг останавливается и водящий и тот, кого коснулась, вербочка, бегут в разные стороны навстречу друг другу. Кто быстрее обежит круг и займет освободившееся место, тот встает в круг, а опоздавший становится водящим.
Игра: «Не урони яйцо».
На деревянную ложку положить окрашенное яйцо и быстро идти через зал, стараясь не уронить его. Выигрывает тот, кто не уронит и быстрее вернётся на место.
Игра: «Катание крашенок».
На столе стоит лоток с желобком. Перед желобком расставлены конфеты. Ребёнок должен прокатить по желобку крашеное яичко и постараться выбить им приз, который ему понравился.
Ведущая:
А теперь, детвора,
Ждет нас новая игра:
Яйца мы сейчас раскрутим
И следить все вместе будем,
У кого дольше всех яйцо будет крутиться.
Игра: «Кручение яиц».
В игре участвует несколько детей. По команде дети одновременно раскручивают на столе свои крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
Игра: «Чьё яйцо крепче?».
Ведущая:
Поиграли мы на славу,
Позабавили гостей.
А теперь мы потанцуем,
Чтобы стало веселей!
Хоровод с вербой.
Ведущая:
Мы вас поздравляем:
«Христос воскрес!»
Добра всем желаем,
Больших чудес!
Под музыку дети выходят из зала.
Аппликация: «Пасхальное яйцо»
Приложение 7
Итог тематического проекта : «Праздник светлой пасхи»
После проведения проекта, у воспитанников активизировался интерес к православному празднику Пасхи, дети с интересом рассказывали об особенностях народных праздников, играли в игры, с которыми познакомились во время проведения развлечения.
Необходимо отметить, что в результате реализации данного проекта был собран разнообразный развивающий материал, который активизировал интерес детей и взрослых по данной теме.
Участие детей в проектной деятельности способствовало развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, их творческих способностей, детской любознательности, а так же активизации интереса к народным праздникам.
Работа в проекте позволила привлечь родителей к совместной деятельности со своими детьми. Это положительно сказалось на эмоциональном фоне семьи и познавательной активности.
Это даёт нам право говорить о том, что цель проекта достигнута.