Лариса Перфильева
Проект «Стань природе другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Девиз проекта: «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам - познавай, чувствуй, твори!»
Актуальность:
Публикация «Проект „Стань природе другом“» размещена в разделах
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Малоэффективно и нерезультативно прививать эмоциональное отношение дошкольников к природе по рисункам и книгам. Ребёнку надо ощутить запах травы, пение птиц, увидеть красоту весеннего леса.
Расположение нашего дошкольного учреждения в экологически чистой зоне позволяет это сделать. Именно действенное общение ребенка с природой научит его жить в гармонии с окружающей действительностью.
Цель проекта: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- развитие познавательного интереса к миру природы и положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
- воспитание у детей внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе своего края.
Реализация цели и задач проекта строится на основе признанных нами ценностей образования детей дошкольного возраста:
v Гуманистические ценности
Приобщаясь к гуманистическим общечеловеческим ценностям, ребенок приобретает способность свободно выбирать вид деятельности, реализовывать свою нравственно-эстетическую потребность, проявлять активность, свободно выражать внутреннюю позицию через оценки и самооценки, приобретает собственный знаковый опыт самовыражения.
v Ценности здорового образа жизни
Ценности здорового образа жизни, проявляются в бережном отношении ребенка к своему организму, в представлениях о своем теле и своих физических возможностях, о том, что полезно и что вредно для здоровья. Данные ценности ориентированы не только на сохранение и поддержание физического здоровья, но и обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения в освоении условий окружающей среды, способов и образцов поведения, обеспечивает становление субъектной позиции ребенка в деятельности и общении, так как культура здоровья инициирует детскую активность.
v Познавательные ценности
Познавательные ценности заключены в познании ребенком окружающего мира (ближайшего окружения, его общечеловеческой ценности, общности и закономерности в жизни. В познании ребенок открывает мир ценностей природы, человека, предметов, а также усваивает способы их познания; осуществляет поиск общего и специфичного в социуме, природе, осознает значимость познания для человека.
v Эстетические ценности
Эстетические ценности познаются ребенком через способность воспринимать, переживать и оценивать мир образов и воссоздавать его в собственной художественно-творческой деятельности. В процессе общения с объектами окружающей действительности (природной, социальной) в ребенке формируются эстетические представления, суждения, оценки, творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Место проведения: экологическая тропа детского сада.
Срок реализации проекта: две недели.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
По продолжительности: краткосрочный.
Предполагаемый результат:
Дети проявляют интерес к растениям и животным, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды.
Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Дети умеют сопереживать вместе с природой её радость и печаль.
Дети проявляют чувство благодарности природе за созданную ею красоту.
1. Подготовительный этап
Составление перспективного плана.
Подбор методического и дидактического материала по направлению работы.
Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.
Работа с родителями: Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома, проведение консультаций, изготовление дидактических игр на экологическую тему.
2. Основной этап
Реализация проекта
Формы работы по реализации проекта
Циклы бесед.
Экологические, подвижные, дидактические, театрализованные игры, игры-путешествия, игры – инсценировки.
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций;
Практическая деятельность;
Наблюдение за живой и неживой природой;
Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала)
Труд в природе;
Чтение художественной литературы о природе,
Рассматривание энциклопедий,
Просмотр обучающих презентаций.
3. Заключительный этап.
Обобщение результатов работы.
Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.
Экологический праздник «Кладоискатели».
Результаты работы по проекту - презентация.
В результате реализации проекта дети:
стали внимательнее относиться к природе, замечают даже небольшие изменения объектов наблюдения;
имеют широкий круг представлений о природе и её взаимосвязях;
научились анализировать, контролировать, оценивать свое поведение в природе и разрешать возникшие проблемы;
испытывают удовольствие от помощи живому существу;
стали бережнее относиться к природе.
План мероприятий по реализации проекта
Объекты:
Огород
Беседы: о витаминах и полезных продуктах, «Человек и растение», «Вода и растения».
Рассматривание: иллюстраций изображающих труд людей по выращиванию овощей; альбом для рассматривания «Овощи»; репродукции картин: А. Лентунова «Овощи», И. Михайлова «Овощи».
Просмотр презентации: «Лекарства из огорода», «Как вырастить овощи?»
Опытно-экспериментальная деятельность: «Узнаем, какая земля», «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
Дидактические игры: «Огород сажаем сами», «Овощи», «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию», «Что растет на огороде», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты, «Отгадай по вкусу», «Консервный завод», «Летние заготовки», «Что нам нужно для работы», «Путешествие за витаминами», «Вершки – корешки» и др.
Игра-тренинг «Семена».
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семья».
Подвижные игры: «Зайцы в огороде», «Съедобное – несъедобное», «Найди пару», «Огуречик».
Художественно-творческая деятельность: лепка «Морковка для зайчика», рисование «Натюрморт с овощами», «Магазин овощи – фрукты».
Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Репа».
Чтение художественной литературы: чтение белорусской сказки «Пых»,авторские сказки «Лук и чеснок. Кто главнее?» «Огородные работы», «Дед Витаминоед», «Сестрички-редиски, братцы-огурцы», «Кто подарил морковке оранжевый цвет?», Н. Носов «Огурцы», «Огородники», Ю. Тувим «Овощи», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали» и др.
Трудовая деятельность: посев семян овощей, рыхление почвы, полив.
2. Уголок леса
Беседы: «В лес ходить – лес любить», «Здравствуй, лес!», «Лесной дом», «Лесные лекари», «Лесные насаждения нашей области», «Правила поведения в природе, «Больное дерево», «Тайна лесной поляны».
Рассматривание: энциклопедии «Обитатели леса», демонстрационного материала Деревья и кусты».
Просмотр презентаций: «Наш лес», «Что нам даёт природа?», «Изделия из древесины».
Наблюдения: «Деревья бывают разные», «Узнай дерево», «Паук-синоптик», «Кто с нами рядом живёт».
Опытно-исследовательская деятельность: «Дыхание листа», «Строение дерева», «Свойства и качества дерева», «Плавает - тонет».
Дидактические игры: «Береги природу», «Скажи название?», «Назови растение по листу», «Узнай дерево», «Я — дерево», «Отгадай, какая птица», «В лесу», «Природа и человек», «Стань другом природы» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Лесное путешествие», «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный магазин».
Подвижные игры: «Найди свой дом» (дома-деревья, «Совушка», «Накорми белочку», «Кто больше соберет» (шишек, камешков, палочек, «Охотники и утки», «Хитрая лиса», «Медведи и пчелы», «Корзинки», «Зайца гонять» (игры с мячом, «Бездомный заяц», «Охотник», «Деревья»
Эстафеты: «По кочкам» (бег с прыжками, «Лисий след», «Кузнечики», «Труженики-муравьи».
Музыкальные игры: «Волк и зайцы», «У медведя во бору», «Я ищу в лесу зверей», «Мышиный хоровод», «Зайцы и лиса», «Медвежата».
Строительная игра «Терем для животных».
Художественно-творческая деятельность: рисование «Лица деревьев» (зарисовки простым карандашом, аппликация: «Лесные узоры», лепка «Лесная пирамида», «Мастерская шишкодрема» (изготовление поделок из шишек, «День лиственных деревьев» - коллективная аппликация.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса».
Этюды, игры-импровизации (развитие пластики, самовыражения): «Ежата», «Зайчишка-трусишка», «Осинка», «Белка с ветки — в свой домишко», «Я медведя поймал» на сопоставление различных эмоций.
Психогимнастика «В стране шумов и звуков».
Упражнения на дыхание: «Мишка и зайка», «Шум леса», «Ежик», «Комарики».
Пальчиковая гимнастика «Крылышки».
Чтение художественной литературы: «Зеленая бумага» Е. Усатова, «Дождь в лесу», «Ель –неженка» В. Тимофеев, «Лесная столовая» И. Белавина, «Сосна» И. Балбышев, сказка «Как человек приручил растения», «Прогулка в лес или мамины уроки» Т. Шорыгина, «Советы лесной мыши», «Безопасность в лесу» С. Бурзин, И. Соколов-Микитов «Цвета леса», «Березка» И. Семенов,»Человек и дуб» И. Векшегонова и др.
Трудовая деятельность: уборка сухих веток с участка.
Акция с родителями «Зеленый участок».
3. Фитоклумба
Беседы: «Что где растет, когда цветет», "Лекарственные растения - средства оздоровления человека", «Что такое лекарственные растения», «Где и как используют лекарственные растения», “Лекарственное растение рядом”.
Рассматривание альбома «Лекарственные растения».
Опытно-исследовательская деятельность: «На участке ищем полезные растения», «Где лучше посадить растения?» «Наблюдаем, как растет подорожник”, «Высадка мяты», «Строение растений».
Дидактические игры: "Мы растения", "Чем полезно?", "Чей листочек", "Угадай, чем лечить". "Определи по запаху», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть?», «Сложи картинку» (на которых изображены лекарственные растения, «Найди и расскажи» (например, ромашка – назвать, рассказать о её использовании в лечебных целях, «Что изменилось», «Растения, которые лечат», «Вылечи человека».
Сюжетно-ролевая игра «Открытие лесной аптеки в детском саду». Подвижные игры: «1-2-3 – к растению беги», «Найди пару», «Божья коровка», «Цветы и дождик».
Фитобар: «Рассказы о полезном чае», «Что нам помогает не болеть», «Где живут витамины».
Физминутка «Цветы».
Упражнение на дыхание: «Аромат цветов», «Одуванчик».
Гимнастика «Цветы-Волшебники».
Художественно-творческая деятельность: рисование «Наши друзья – лекарственные растения», аппликация «Мой любимый цветок».
Чтение художественной литературы: чтение отрывков из рассказа А. Стрижева «Огород на опушке», А. Онегова «Тропинка полевая», Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», «Сказка про лекарственные растения», Н. Павловой «Загадки цветов», А. Плешакова «Зеленые страницы», В. Бианки «О травах», Р. А. Кудашева «Песенка долгой жизни», Б. Заходер «Дождик и зернышко» и др.
Трудовая деятельность: высадка и уход за растениями на фитоклумбе.
4. Сад
Беседы: «Для чего человеку фрукты и овощи?» «В чем польза овощей и фруктов?», «Полезные фрукты», «Сладкая ягода»; «Наши фрукты нам помогут, и здоровье сберегут», «Витамины и здоровый организм».
Рассматривание: картины И. И. Левитана «Цветущие яблони», альбома «Фрукты».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение деревьев», «Тонет – не тонет», «Сочный фрукт», «Свет для фруктовых деревьев», «Что нужно для роста фруктового дерева».
Творческие рассказы: «Мое любимое дерево», «Что будет, если пропадут фруктовые сады».
Дидактические игры: «Беги к дереву», «Я загадаю - вы отгадайте», «Узнай дерево по листу», «Аскорбинка и ее друзья», «Горячо-холодно».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин фруктов», «Семья», «Продуктовая машина».
Подвижные игры: «Садоводы», «Сварим компот», «К названному дереву беги», «Найди листок как на дереве», «Найди, о чем расскажу», «Такой листок – лети ко мне».
Игры-соревнования: «Кто больше знает?», «Кто соберет больше фруктов», «Фруктовое ассорти».
Оздоровительные упражнения: «Мы – листочки», «Деревья».
Гимнастика: «Мы – деревья», «О чем рассказывают деревья».
Пальчиковая гимнастика: «Компот».
Психогимнастика «Посадили яблоньку».
Художественно-творческая деятельность: рисование «Яблоко», «Мой цветущий детский сад».
Чтение художественной литературы: Я. Аким «Яблонька», Л. Квитко «Новая яблоня», «Жалоба деревьев», «Сливы», «Вишенка»; Ю. Коринец «Последнее яблоко»; С. Кутанин «Сад»; У. Рашид «Наш сад»; И. Токмакова «Яблонька»; русская народная сказка «Гуси – лебеди»; В. Свинцов «Сказка про яблоньку»; В. Каратай «Уборка урожая»; М. Сарьян «Натюрморт», «Виноград»; В. Сутеев «Мешок яблок»; К. Ушинский «История одной яблоньки»; Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Косточка»; В. Сухомлинский «Внучка старой вишни»; Г. Новицкая «Летний сад», сказка «Как яблонька зайчика спасла», «Просто гусеница», «Сладкая клубника» и др.
Трудовая деятельность: полив садовых деревьев и ягодных кустарников.
Акция с родителями посадка садовых саженцев.
5. Цветник.
Беседы: «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Как вырастить цветок?», «Дом для насекомых», «Что любят и не любят цветы», «Цветы-краса земли», «Красота спасет мир», «Цветы - для красоты», «Цветы в нашем саду» - беседа по слайд-шоу.
Рассматривание демонстрационного материала «Садовые цветы».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Как свет влияет на рост растений», «Такая разная почва», «Всем нужна вода», «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить», «Растение теряет влагу через испарение».
Наблюдения: за биологическими особенностями цветов, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.
Составление модели условной жизни цветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).
Дидактические игры: «Мир цветов», «Угадай по описанию», «Угадай цветок по загадке», «Укрась цветами клумбу», «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Какого цветка не стало?», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», «Найди о чем расскажу» и др.
Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».
Подвижные игры: «Садовник», «Найди свой цвет», «Такой цветок беги ко мне».
Пальчиковые игры: «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Букет для мамы».
День поэзии «Красивый цветок».
Художественно-творческая деятельность: аппликация «Волшебные цветы», рисование «Мой любимый цветок», изготовление цветов из бросового материала.
Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Колокольчики и гном», «Сказка, как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова, Ж. Санд «О чем рассказали цветы», Ю. Дмитриев «Хоровод лепестков», А. Онегов «Первый цветок», «На лесной поляне»; «Тропинка полевая», А. Смирнов «Цветок солнца», «Легенды о цветах», Габе Д. «Желтый, белый, лиловый», Ж. Санд «О чем говорят цветы», «Сказка о цветах», «Бабушка Федора и герань», «Как у росточка появилось имя» и др.
Трудовая деятельность: посадка растений, полив, рыхление, прополка.
Консультация «Цветы - земной красы начало».
Акция «Украсим мир цветами».
6. Луг
Беседы: «От заката до рассвета по лугам гуляет лето», «Осторожно ядовитые растения», «Почему цветок плачет», «Растения – легкие Земли».
Наблюдение «как одуванчики ложатся спать?».
Наглядное моделирование «Составь модель растения».
Дидактические игры: «Путешествие в мир цветов», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный сундучок», «Найди по описанию», «Горячо — холодно», «Что где растет?», «Скорая помощь», «Доскажи словечко», «Посмотри и назови», «Собери цветок по картинке», «Собери цветок из геометрических фигур» и др.
Подвижные игры: «Бабочки и цветы», «Кто быстрее?».
Хороводная игра «Мы на луг ходили, хоровод водили».
Упражнения: «Я цветок», «Я бутон», «Цветы и ветерок».
Этюд «Дождик и цветок».
Игра – упражнение «Цветок – имя».
Физкультминутка «Мой цветок».
Слушание: П. И. Чайковский «Вальс цветов», Ю. Антонов «Не рвите цветы».
Художественно-творческая деятельность: рисование «Цветы на лугу», лепка коллективная «Ромашки», аппликация «Бабочки», аппликация (из салфеток) «Одуванчики-легкие, воздушные, ветерку послушные», изготовление экологических знаков (не рвать цветы, не ловить бабочек и др.)
Чтение художественной литературы: М. Пришвин. «Золотой луг», «Цветущие травы»; Н. Сладков. «Хитрый одуванчик», Е. Серовой «Одуванчик», А. Плешаков. «Спасибо подорожнику». В. Андреева. «Трава – путешественница», С. Рыбакова. «Подорожник и одуванчик», экологические сказки «Отчего лук стал горьким». «Неприметная травка», В. Бианки. «Сова», румынская сказка. «Ромашка - белый цветочек, золотая серединка» и др.
Река Кострома
Беседы: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды», «Вода наше богатство», «Сохраним реки чистыми», «Правила поведения на воде», «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений)».
Рассматривание демонстрационного материала «Обитатели рек».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Узнаем, какая вода», «Выявление свойств солнечных лучей».
Дидактические игры: «Кому нужна вода» (карточки профессий, «Где, какая вода бывает?», «Хорошо – плохо», «Четвертый лишний» «Волшебница вода», «Где, чей дом», «Узнай рыбу по описанию», «Чей хвост (туловище, голова)», «Как появляется рыбка», «Хорошо - плохо», «Четвёртый лишний» и др.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на лодке».
Подвижные игры: «Рыбы», «Рыбки плавают в водице», «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Речка волнуется раз.», «Караси и щука», «Рыболов», «Лягушки и цапля», «Птицы в гнёздышках» и др.
Лабиринты: «Помоги ершу и красноперке спрятаться в зарослях», «Покорми карасика».
Этюды: «На болоте», «Море волнуется».
Пальчиковая гимнастика: «Жил да был один налим», «Рыбка».
Художественно-творческая деятельность: рисование «Кто живёт в воде?», аппликация «Рыбки играют, рыбки сверкают».
Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Что случилось с водой», Н. А. Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку», Г Ладонщиков «Река живёт», З. Александрова «Волга», Н. Палькин «У истока».
Ежедневная вечерняя беседа «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
Цель: систематизировать знания детей, полученные за день; активизировать память.