Елена Антоненко
Проект создания адаптационного клуба «Мой кроха»
▼ Скачать + Заказать документы
Исходя из анализа деятельности ДОУ, проведенного анкетного опроса родителей по вопросам социальной адаптации нами разработан проект по улучшению социальной адаптации клуб «Мой кроха» в целях совершенствования адаптационного процесса детей.
Публикация «Проект создания адаптационного клуба „Мой кроха“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность данного проекта обусловлено тем, что современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени - дошкольному образованию.
Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.
Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении. Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить проблему воспитания детей в семье, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника и успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, повысить уровень педагогических знаний среди родителей.
Для эффективной социальной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения и поступления ребенка в детский сад должны быть готовы и его родители.
Адаптационный клуб "Мой кроха" предназначен для родителей детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ДОУ нами разработан проект адаптационного клуба «Мой кроха» для детей раннего возраста.
Одной из особенностей современного ритма жизни является то, что родители вынуждены отдавать ребенка в детский сад в раннем возрасте. Поступая в детский сад, дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности малыша ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию, длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и даже замедлению психического развития. И очень важно, чтобы первый опыт адаптации ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Данный проект способствует преодолению у детей стресса при поступлении в дошкольное учреждение и успешной адаптации, так как в присутствии и с помощью родителей дети с большей готовностью идут на контакт со взрослыми, взаимодействуют с другими детьми, участвуют в совместных играх и занятиях, активно интересуются окружающей обстановкой.
В рамках данного проекта восполняется недостаток практических знаний эффективного взаимодействия родителей с ребенком раннего возраста. Каждая новая информация порождает изменения в сознании родителей, способствует изменению их поведения, образа жизни семьи, а это напрямую влияет на поведение и развитие ребенка.
Цель клуба «Мой Кроха» :
реализация новых форм взаимодействия взрослого и ребенка, направленных на полноценное всестороннее развитие и раннюю социализацию для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задачи клуба «Мой кроха» :
- способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их познавательной сферы в соответствии с возрастом, эмоциональному благополучию с учетом индивидуальных возможностей;
- формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общение со взрослыми и сверстниками;
- создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей и формировать активную позицию у родителей по отношению к процессу адаптации детей к условиям детского сада;
- способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях развития ребенка по основным направлениям (познавательному, социальному, физическому, художественному, закономерностях и принципах воспитания и обучения;
- способствовать созданию единого стиля воспитания и общения с детьми в детском саду и в семье.
Новизна проекта клуба заключается в том, что предполагается обязательное проведение совместных мероприятий (родители – дети - педагог, которые способствуют преодолению у детей стресса при поступлении в детский сад и успешной адаптации, так как в присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт со взрослыми, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных различных играх, активно интересуются окружающей обстановкой и игрушками.
Отличительной особенностью данного проекта от уже существующих проектов является интеграция разных видов деятельности через игру, что позволяет глубже осуществлять целенаправленную работу по развитию и социализации ребенка.
Принципы построения проекта клуба «Мой кроха» :
1. Принцип доступности:
- учет возрастных особенностей детей;
- ирга, как основное средство воспитания и обучения, совместная игровая деятельность (педагог – ребенок – родитель) с целью установления психоэмоционального контакта.
2. Принцип взаимодействия:
- взаимодействие между взрослым и ребенком в процессе общения;
- взаимодействие педагога, родителей и специалистов;
- сенсорное взаимодействие ребенка с новым для него материалом.
3. Принцип последовательности – постепенное прохождение адаптации.
4. Принцип наглядности, основанный на особенностях развития мышления детей раннего возраста.
5. Принцип научности, основанный на достижениях в области психологии, педагогики, медицины о раннем периоде детства.
Проект деятельности клуба направлен на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а так же:
- развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом;
- обеспечение эмоционального комфорта ребенка, преодоления симбиотической связи его с матерью и способствование развитию самостоятельности и независимости;
- привлечение внимания детей к сверстникам, обучение их ориентировке на действия партнеров, налаживание гуманных доброжелательных отношений между детьми;
- способствование развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление);
- обогащение новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Данный проект предназначен для детей раннего возраста от 2-3лет, срок реализации программы 1год.
Совместная организованная деятельность проводится 1 раз в неделю в вечернее время, продолжительность одного вида деятельности составляет 10-20 мин.
Предполагаемые результаты по реализации проекта :
1. безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ;
2. осознанные отношения родителей к личностному развитию детей раннего возраста;
3. повышение физического и психического уровня детей.
Реализация проета адаптационного клуба «Мой кроха» требует создание как нормативной базы, так и координацию деятельности специалистов ДОУ.
1. Создание нормативной базы
При создании нормативной базы клуба «Мой кроха» нужно опираться, прежде всего, на следующие документы:
а) положение о приеме детей в детский сад;
б) положение о реализации программы;
в) годовой план работы ДОУ;
г) приказы о проведении совместных мероприятий с родителями и др.
2. Координация деятельности специалистов ДОУ
С целью координации деятельности специалистов ДОУ в рамках проекта клуба «Мой кроха» может быть использована следующая схема распределения полномочий:
• Заведующий ДОУ:
- создает бланк данных о семье воспитанника (паспорт воспитанника);
- проводит предварительную информационную работу с родителями будущих воспитанников;
- издает приказы по ДОУ, координирует деятельность персонала.
• Старшая медицинская сестра ДОУ:
- работа с медицинскими картами;
- определение возможных причин отнесения ребенка к группе риска;
- проведение бесед, консультаций, семинаров- практикумов для родителей. (Приложение 5)
• Педагогический коллектив ДОУ:
1. Заместитель заведующего по УВР осуществляет:
- информационную поддержку родителей о возрастных особенностях детей, основных видах деятельности, организации игровой деятельности детей в домашних условиях;
- наблюдение за поведением детей, обсуждение результатов наблюдений с воспитателем и родителями;
2. Педагог – психолог:
- оказывает психологическую помощь детям и их родителям;
- проводит диагностику психического развития ребенка;
- создает индивидуальные программы сопровождения ребенка с определением прогноза течения адаптационного периода;
- выявляет психологически неблагополучные семьи;
- осуществляет мониторинг и профилактику детско- родительских отношений;
3. Воспитатель:
- определяет уровень развития ребенка, осуществляет личностно- ориентированное взаимодействие, использует тип общения, соответствующий его возможностям;
- устанавливает доверительные отношения с родителями;
- выстраивает с ребенком отношения, удовлетворяющие его потребности в защите и безопасности, доверии к взрослому и др.
4. Инструктор по физической культуре:
- оказывает информационно – консультативную помощь по вопросам здоровьесберегающих технологий.
Можно выделить следующие основные мероприятия в рамках проекта клуба «Мой кроха», которые повлияют на повышение уровня ознакомления родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду:
1. Согласованность действий родителей и работников детского сада в период адаптации с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
2. Предварительное консультирование родителей по вопросам адаптации во время проведения детско - родительских встреч, практических семинаров.
3. Снятие излишней тревожности у родителей путем индивидуальных бесед с воспитателем или психологом.
Ожидаемый результат от реализации проекта клуба «Мой кроха» :
Воспитатели:
- неформальное отношения с семьями воспитанников;
- установление тесных деловых контактов педагога и семьи, постоянное общение и взаимопонимание;
- реализация принципа партнерства, диалога;
- повышение педагогической компетенции родителей;
- выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
- умение находить конкретный подход к каждой семье (с учетом возраста родителей, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и правильно выбирать формы и методы работы с ними.
Родители:
- повышение педагогической компетенции;
- подготовка ребенка к полноценному общению с окружающими;
- получение новых знаний в области педагогики и психологии;
- формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
- ознакомление с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ;
Таким образом, все планируемые мероприятия в рамках проекта клуба «Мой кроха», позволяют выстроить работу по улучшению адаптационного периода, облегчить привыкание ребенка к новым условиям ДОУ, а также направлены на социально- психологическую и социально- педагогическую поддержку родителей при подготовке детей к детскому саду. Реализация данного проекта позволит совершенствовать процесс социальной адаптации детей к условиям детского дошкольного учреждения, повысить адаптационные возможности.