Зуева Светлана
Создание условий для профилактики возникновения профессионального выгорания педагогов. Дни психологической разгрузки
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детского сада комбинированного вида №3 «Ручеёк»
Семинар – практикум
«Создание условий для профилактики возникновения профессионального выгорания педагогов, через введение дней психологической разгрузки».
Педагог-психолог
Зуева С. В.
Цель:
- создание условий способствующих профилактике возникновения профессионального выгорания педагогов.
Задачи:
Публикация «Создание условий для профилактики возникновения профессионального выгорания педагогов, Дни психологической разгрузки» размещена в разделах
- передать психологические знания о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
- развить коммуникативные умения, эмоциональной сферы; сплотить, снять эмоциональное напряжение;
- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;
- введение дней психологической разгрузки.
Проходим, присаживаемся за столы, чувствуем себя удобно
Добрый день, уважаемые коллеги!
Знакомство
«Волшебный цветок»
Материал: пластилин, цветочная тарелочка, кассета с музыкой (И. Крутой).
Столы и стулья ставятся по кругу, педагоги рассаживаются по желанию.
Предлагаю вам выбрать кусочек цветного пластилина, и скатать шарик любого размера, затем вы свой шарик передайте тому, кто сидит рядом с вами называйте свое имя и желайте рядом сидящему что то хорошее.
Передавая шар по кругу, все скатывают большой, цветной шар.
Какие вы молодцы, у нас получился большой шар наших положительных и позитивных дружеских эмоций. Давайте его положим в горшочек наших положительных и дружеских эмоций.
А теперь уважаемы коллеги, проведем тест на профессиональное выгорание.
Цель: Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома.
Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны или нет:
1. Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделала бы это без промедления.
3. Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4. То, на сколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дома.
5. На протяжении последних трёх месяцев я отказывалась от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.
6. Коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно.
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.
10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнула бы что-нибудь новенькое.
Ключ:
0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит;
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел;
7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни;
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас ещё теплиться огонек; нужно, чтобы он не погас.
Знакомство педагогов с понятие «Эмоциональное выгорание»
Что вы знаете о профессиональном «выгорание»?
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное “выгорание”.
Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания, разочарований и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
1. Физиологическая саморегуляция.
«Болезни души неотделимы от болезней тела»
Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.
«Мышечный панцирь».
Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Способы физиологической саморегуляции:
— Релаксационные, дыхательные упражнения
— Различные движения потягивания и расслабления мышц
— Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т. д.
Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление – быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление – на выдохе.
Естественные способы регуляции организма
— длительный сон
— вкусная еда
— общение с природой и животными,
— движение, танцы, музыка.
Способы эмоциональной саморегуляции:
— смех, улыбка, юмор;
— размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
— вдыхание свежего воздуха;
— чтение стихов;
— занятие любимым делом - хобби.
Упражнение «Я – люблю, я - устаю»
Перед вами лист бумаги, на одном написано «я - люблю», а на втором «я - устаю». Это поможет вам понять, в каком направление вы можете расслабиться после тяжелого дня или недели, и что же не стоит делать, когда вы сильно устали.
Проанализируйте:
- что вам нравиться больше всего
- и чем вы недовольны
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их любимые и не очень любимые дела, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
Упражнение «Дождик»
Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции
Телесно-ориентировочная терапия, снять мышечное напряжение
Уважаемые коллеги встаньте в круг друг за другом и положите руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями имитируем капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении»
Инструкция: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.
Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?
А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.
Выходим из состояния релаксации.
Рефлексия вашего эмоционального состояния.
А теперь проведем упражнение на сплочение коллектива и на поднятие эмоциональной саморегуляции и поднимем наше настроение.
Упражнение «Девочка, дракон, самурай»
Перед началом игры, делим участников на две команды и объясняем, что в игре будут участвовать три персонажа: девочка, самурай, дракон.
Чтобы изобразить девочку все участники команды должны застенчиво переминаться с ноги на ногу, делая вид что они держится за края платьица и издавать звуки «ЛЯ-ЛЯ-Ля.».
Чтобы изобразить дракона, нужно поднять вверх руки, растопырить в стороны пальцы и произнести угрожающий звук «Р-р-р-р-р…»
Для изображения самурая потребуется встать в боевую стойку: правую ногу выставить вперед, правую руку держать над головой так, как будто в ней сабля. Еще при этом нужно произносить характерный звук «А-а-а-а-а…»
Игра проходит следующим образом. Каждой команде дается 30 сек. : они должны все вместе выбрать одного персонажа, которого они будут изображать. Далее по сигналу ведущего команды должны одновременно выполнить действие, соответствующее их герою. Если команды выбрали одного и того же персонажа, то в этом раунде ничья. Если разных, то победное очко присуждается исходя из правил: дракон съедает девочку (т. е. очко присуждается той команде которая изображала дракона); самурай убивает дракона (выигрывает команда изобразившая самурая); девочка соблазняет самурая (соответственно выигрывает команда, выбравшая девочку).
Обычно игра проводится до трех победных очков. После игры можно обсудить, была ли у команд какая – то стратегия, на основание чего они приходили к выбору того или иного персонажа, легко ли было договориться в команде.
Притча
Как относишься
Двое мудрецов отправились по свету посмотреть как люди живут. В одном не большом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.
- Что ты делаешь?- спросили они у одного человека.
- Я таскаю камни наверх.
- А ты что делаешь? - спросили они другого.
- Я зарабатываю детям на еду.
- Ну а ты что делаешь? – спросили они третьего.
- Я строю храм Божий!
И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь важно, как ты к этому относишься.
Одно и то же занятие одному человеку может приносить боль и страдание, а другому доставлять радость. Научись даже из самой плохой ситуации находить что-то хорошее, оно обязательно есть, стоит только получше присмотреться, ведь тогда ты сможешь изменить всю свою жизнь.
Упражнение релаксации
Цель: Эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их преодоление, получение положительных эмоций.
Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам…Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!