Ямбушева Валентина Евгеньевна
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО. Для участия в проекте были приглашены родители - инициативная группа, которая составила план создания такой базы, исходя из имеющихся ресурсов. Инициативная группа провела мониторинг среди родителей, детей с целью выявления актуальности проекта и его реализации.
Мы знаем, что содержание Программы должно отражать следующие аспекты
Публикация «Проект „Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
И видим, что все же предметно-пространственная развивающая образовательная среда ставится на первое место.
Общие положения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.
Продолжительность проекта: 1 месяц
Цель проекта:
Развитие развивающей предметно-пространственной среды (зона ближайшего окружения ребенка) для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в МАДОУ.
2. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в МАДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений.
5. Создать комфортные условия пребывания детей в МАДОУ, приближенные к домашним.
6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды.
7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Основная идея:
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учётом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
• наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
• охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
• возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
• двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Если в МАДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Актуальность
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Предполагаемый результат:
• реализация инновационной модели современной предметно-развивающей среды,
• совершенствование мини среды в групповых комнатах на основе создания в них центров развития,
• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по разработке проектов мини среды групповых комнат
• рост профессионального мастерства педагогов, представляющих опыт создания современной предметно-развивающей среды (зоны ближайшего окружения ребенка) и развития у детей воображения и творчества. Приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Организационные условия:
• среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
• оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
• все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
• предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
• размещение материалов должно быть функциональным;
• предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
• среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
• среда должна иметь подвижные границы.
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды
в детском саду.
Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений МАДОУ, определив наиболее проблемные зоны.
Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группах.
Шаг 3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Шаг 5. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Условная схема пространства группового помещения.
-Уголок экспериментирования.
-Уголок познавательно-исследовательской деятельности.
-Уголок продуктивной деятельности.
-Уголок ПДД.
-Уголок сенсорного развития.
-Уголок речевого развития.
-Спортивный уголок.
-Уголки сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Кухня», «Дочки-матери», «Гараж»
-Музыкальный уголок.
-Уголок конструирования.
-Природный уголок
Консультации на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
Принципы построения развивающей предметно- пространственной среды:
• взаимосвязанная деятельность всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей;
• поощрение самостоятельной, конструктивной активности детей;
• стабильности, динамичности;
• комплексирования и гибкого зонирования;
• эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
• сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
• открытости – закрытости;
• учёта половых и возрастных различий детей
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Первый этап: подготовительный
Цель: обеспечение основных информационных, кадровых,
организационных, методических и материально-технических условий
для создания развивающей предметно-пространственной среды.
Второй этап: основной этап
Цель: создание развивающей предметно-пространственной среды в
группах и на территории ДОУ в соответствии с ФГОС ДО,
обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребёнка.
Третий этап: заключительный этап
Цель: анализ деятельности педагогического коллектива по
созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ,
предоставление опыта работы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Именно этими принципами руководствуются педагоги при оформлении предметной среды во всех возрастных группах в нашем детском саду в настоящее время.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать…»(п. 4.6.«ФГОС ДО») Конкретное содержание образовательных областей зависит от «возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах ребенка» (п. 2.7.«ФГОС ДО»)
Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в нашем дошкольном учреждении с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения.
ФУНКЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ
образовательная
развивающая
воспитывающая
стимулирующая
Формирование предметного содержания в реализации образовательного потенциала
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Использование информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера при организации развивающей предметно- пространственной среды
Дидактические принципы применения информационно- образовательных ресурсов:
• Принцип научности.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип поэтапного преодоления трудностей.
• Принцип прочности.
• Принцип преемственности.
• Принцип наглядности (интерактивной наглядности).
• Принцип мультимедийности.
• Принцип когнитивности коммуникации.
• Принцип активизации познавательной деятельности детей.
• Принцип межпредметных связей.
Ожидаемые результаты по реализации проекта:
1. Создание целостной системообразующей развивающей среды ДОУ с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования и использования развивающей предметно- пространственной среды в воспитательно-образовательных целях с детьми в соответствии с ФГОС ДО.
3. Формирование модели современной развивающей предметно- пространственной среды для каждой возрастной группы в соответствии с ФГОС ДО.
4. Сформированность развивающей современной предметно- пространственной среды групп и территории ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении.
5. Алгоритмы использования материалов и оборудования в центрах детской активности в каждой возрастной группе.
6. Позитивное отношение родителей к вопросам создания современной развивающей предметно-пространственной среды в учреждении.
Материал, входящий в уголки предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательских представлений.
Безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения. Литературный центр содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.
Во всех возрастных группах, начиная с первой младшей группы, есть специально созданные уголки, которые способствуют расширению перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий, типа «Почемучка», где дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или заниматься самостоятельным творчеством.
Все условия, созданные для эффективной исследовательской совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей позволяют уменьшить учебную нагрузку во всех возрастных группах, что немаловажно при современных требованиях Роспотребнадзора. Во-первых, предметно-развивающая среда по поисково-исследовательской деятельности детей в детском саду обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. Во-вторых, она доступна. В-третьих, воспитатели при организации предметной среды учитывают её организующую, воспитательную и развивающую функцию.
Анализ:
Проведенная нами работа по созданию (обновлению) предметно-пространственной среды позволила разнообразить материальное оснащение каждого познавательного центра, пополнив их необходимыми материалами для развития в детях познавательно-исследовательских интересов.
Выводы:
Развивающая среда не может быть построена окончательно. Требуется дальнейшая работа, которая предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-пространственной среды всеми участниками образовательного процесса, что так же стимулирует развитие интереса родителей к данной работе и мотивирует стремление к взаимодействию между детским учреждением и семьей.
Образовательная среда, окружающая детей, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма. Таким образом, созданная образовательная среда в ДОУ, должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, а самое главное побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Литература:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/редактор Цветкова Т. В. – М., Издательство «Сфера», 2020. – 96 стр.
3. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? [Текст] / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 107-112.
4. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Толстикова, С. Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
5. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. - М., 2003. – 120с.
6. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С. 18-24.
7. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения [Текст] Часть вторая: Методика диагностики предметно-развивающей среды / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – 1-15 февраля (№3). – С. 5.
8. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. [Текст] Введение. Часть первая: Типология развивающих материалов дошкольного образовательного учреждения / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – 1-15 февраля (№1). – С. 5.
9. Степанцова, Г. Создаем развивающую среду [Текст] / Г. Степанцова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №6. – С. 100-101.
10. Хисамова, А. Хочется поделиться радостью [Текст] / А. Хисамова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №6. – С. 99-100.
11. Якимова, М. Н. Региональная система дошкольного образования: теория и практика сетевого партнерства [Текст]: учебно – методическое пособие в трех частях. Часть вторая / М. Н. Якимова, Т. А. Шаат, Л. М. Волкова; Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» (МОУ ДПО ИПК) – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2009. – 175с.
12. Ясвин, В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В. А. Ясвин. - М., 1997- 223с.