Эльвира
Организация предметно-развивающей среды средней группы в соответствии с ФГОС и ООПДО
▼ Скачать + Заказать документы
Исламгулова Э. М. ,воспитатель
ГБДОУ детский сад №50 Приморского района
Санкт-Петербурга
Организация предметно-развивающей среды средней группы в соответствии с ФГОС и ООПДО
Вопросорганизации предметно- развивающей средыДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды средней группы в соответствии с ФГОС и ООПДО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Понятиепредметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физическогоразвития»(С. Л. Новоселова). Роль взрослого заключается в правильном моделировании такойсреды, которая способствует максимальномуразвитию личности ребенка.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональнуюпредметно – развивающую средудля осуществления процессаразвитиятворческой личности воспитанника на каждом из этапов егоразвитияв дошкольном учреждении.
Форма и дизайнпредметовориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимопредусмотретьместо для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную средув групповом помещении необходимо учитывать закономерности психическогоразвития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевогоразвития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При созданииразвивающегопространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно- развивающая средагруппы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, чтопредметная средаимеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке иразвитию. Иначе говоря,среда не только развивающая, но иразвивающаяся. При любых обстоятельствахпредметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиямопределенного возраста.
Таким образом, создаваяпредметно- развивающую средулюбой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современнойсреды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена даннаясреда.
ТребованияФГОС к предметно - развивающей среде :
1. Предметно- развивающая средаобеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступностьсреды, чтопредполагает :
1. Доступность для воспитанников всех помещенийорганизации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОСстроится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективноразвиватьиндивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрамразвития)позволяет детям объединиться подгруппами по общиминтересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательнуюдеятельность:развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели,предметыдля опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Предметно- развивающая средав ДОУ включает всебя :
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий всебя:
1. Центр игры
2. Центр двигательной активности
3. Центр конструирования
4. Цент музыкально - театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
1. Центр книги
2. Центр отдыха
3. Центр природы
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагаетсяразмещение оборудования дляорганизациисовместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются кним:
1. Центр познавательной и исследовательской деятельности
2. Центр продуктивной и творческой деятельности
3. Центр правильной речи и моторики
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьнуютему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщеннаяпредметно- развивающая и образовательная средастановится основой дляорганизации увлекательной, содержательной жизни и разностороннегоразвития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средствомформирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создаваяпредметно- развивающую среду необходимо помнить :
1. Средадолжна выполнять образовательную,развивающую, воспитывающую, стимулирующую,организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать наразвитиесамостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Средадолжна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайнпредметовориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимопредусмотретьместо для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную средув групповом помещении необходимо учитывать закономерности психическогоразвития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевогоразвития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна бытьпредставлена теплыми, пастельными тонами.
8. При созданииразвивающегопространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно- развивающая средагруппы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, чтопредметная средаимеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке иразвитию. Иначе говоря,среда не только развивающая, но иразвивающаяся. При любых обстоятельствахпредметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиямопределенного возраста.
Таким образом, создаваяпредметно- развивающую средулюбой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной средыдошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена даннаясреда.
Особенности построенияпредметно- развивающей среды в ДОУ.
Всоответствиис рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующаяпредметно- развивающая среда- центры :
1. Раздевалка.
2. Уголок конструирования, хотя исосредоточенв одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяеторганизоватьконструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально,развернутьстроительство на ковре либо на столе.
3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.
6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.
7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные видыдвижений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.
8. Театральная зона– важный объектразвивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
9. Уголок сюжетно - ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".
10. Математическая зона.
11. Центр дидактической игры (грамматический уголок).
12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
13. Центр краеведения.
14. Уголок уединения.
15. Туалетная комната.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальномуразвитию воспитанников.
Развивающая средане может быть построена окончательно. Приорганизации предметно-пространственной средыв детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работапредполагаетосуществление поиска инновационных подходов корганизации предметно- развивающей среды в ДОУ, а так жеразвитиеинтереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.