татьяна чубрикова
Проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Вид проекта : исследовательский.
Объект исследования: овес.
Предмет исследования: влияние природных факторов на рост растения.
Участники: воспитатели, старший воспитатель, воспитанники старшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Основные методы: беседы со взрослыми, изучение литературы, наблюдение, проведение экспериментов.
Публикация «Проект „Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Цель проекта : Развитие поисковой деятельности и исследовательской активности дошкольника через экспериментальную деятельность.
Задачи проекта :
- познакомить воспитанников с особенностями прорастания семян овса;
- развивать мышление, умения сравнивать условия роста ростков овса;
- развивать любознательность, внимание, наблюдательность;
- формировать умение высказывать предположение (гипотезу) и проверять ее;
- развивать двигательную активность дошкольников.
Проблема
Во время полива цветов в группе детям стало интересно: «Что будет если растения не поливать?», «Почему растения ставят на подоконник?», «Зачем рыхлить почву у цветов?».
Детям стало интересно, как влияет солнце, воздух и вода на рост растений. Тогда воспитатели решили помочь юным исследователям узнать, как происходит процесс роста растения в зависимости от воздействующих факторов (воды, воздуха и солнца).
Актуальность
Согласно ФГОС ДО, одна из целей дошкольного образования формулируются как создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Личностное развитие ребенка включает в себя развитие множеств качеств, в частности: развитие памяти, речи, воображения, эмоций, формирование настойчивости, терпения, творческого потенциала и активности. Для развития этих качеств у детей существенное значение приобретает поисковая деятельность и исследовательская активность.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Даже такое привычное вещество, как вода вызывает заинтересованность у детей с детства. Важно не только поддерживать этот интерес, но и формировать естественнонаучные представления путем самостоятельных и совместных исследований.
Планируемые результаты проекта
Ребенок учится, при помощи взрослого, пользоваться источниками информации и находить ответы на интересующие его вопросы.
Данный проект покажет, как увлекательно можно исследовать даже такое обычное растение, как овес.
В результате самостоятельных и совместных исследований, направленных на изучение влияния природных факторов на рост растений, у ребенка формируются естественнонаучные представления о значении природных факторов окружающего мира.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
В начале работы над проектом мы послушали ответы воспитанников на вопрос: Зачем поливать растения? Важен ли свет для растений? Что произойдет если растение не поливать? Может ли растение расти без воздуха, воды и света?
Ответы были просты: «Поливать нужно. Без воды растение завянет. Без света растение может расти. Растение само производит воздух, поэтому может расти без него». Исходя из ответов, выдвинули гипотезу:
Гипотеза исследования: Вода необходима для роста растений, а солнце и воздух не нужны.
2 этап. Реализация проекта
Познавательное развитие:
Эксперимент № 1: «Выращивание ростков овса в различных условиях» (Приложение 1);
Эксперимент №2 «Наблюдения за ростом луковиц» (Приложение 2);
Речевое развитие:
Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» (Приложение 3)
Чтение художественной литературы:
Анна Шнайдер «Волшебное семечко», Куликова Г. В. «Расти, росток!», Ольга Попова «Сказка про Росточек» (Приложение 4)
Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие:
Музыкально-спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» (Приложение 5).
Работа с родителями:
Выставка рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
(Приложение 6)
3 этап. Заключительный
Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания воспитанника. Делают вывод относительно гипотезы исследования. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации родителям.
Итоги работы по проекту :
В результате работы по проекту «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» :
• у воспитанников сформировались знания о важности всех трех природных факторов для роста растений;
• дети узнали способы ухода за растениями;
• опытным путем дети определили, что лучше всего растение растет на воздухе и свете при поливе ;
• самостоятельно сделали вывод, относительно условий прорастания семян овса;
• в ходе экспериментов сделали вывод о гипотезе проекта : убедились, что гипотеза не верна.
Для хорошего роста растений им необходим солнечный свет, воздух и полив.
Эксперимент № 1: «Выращивание ростков овса в различных условиях»
Цель: знакомство воспитанников с особенностями прорастания семян овса, развитие умений сравнивать условия роста ростков овса.
1. Возьмем 4 емкости поместим в них почву и семена овса, нанесем на них метки:
- 1 емкость (поставим на свет, польем и будем рыхлить)
- 2 емкость (поставим на свет, будем рыхлить)
- 3 емкость (польем и поставим в плотную коробку, будем рыхлить)
- 4 емкость (поставим на свет, польем и закроем плотной крышкой)
2. Результаты наблюдений запишем в таблицу
№ п/п Факторы воздействия Появление всходов (дн) Высота ростков через 7 дней после появления всходов Описание внешнего вида ростков
1 3 дня
25 см
ростки ярко- зеленого цвета, зелень сочная, ростков много
2 4 дня
7 см
зелень темно-зеленого цвета, ростки вялые, не частые
3 6 дней
15 см
ростки желто-белого цвета, тонкие, длинные, не много
4
7 дней
около 1 см
3 маленьких ростка белого цвета, на земле плесень
3. Выводы:
- Быстрее всего проросли семена в первом контейнере, так как им было достаточно света воздуха и полива.
- Вторыми проросли ростки во втором контейнере. Это произошло потому, что в почве было немного влаги и ее хватило, чтобы семена проросли. Затем ростки стали вялыми, так как растение не получало влаги.
- Третьими проросли ростки в темноте. Ростков мало и они бледные, так как им не хватало света.
- Четвертыми проросли ростки в контейнере с крышкой. Ростки маленькие. На стенках контейнера вода, почва покрыта плесенью, так как растение не получало воздух.
гипотеза не верна.
Для хорошего роста растений им необходим солнечный свет, воздух и вода.
Эксперимент № 2: «Наблюдения за ростом луковиц»
Дома совместно с родителями дети посадили в стаканчики луковицы. Принесли их в группу. Периодически поливали и рыхлили почву. После наблюдений сделали выводы.
Вывод:
Быстрее всего прорастают растения, имеющие хороший полив, достаточный свет и воздух.