Елена Мазеина
Проект «Сохраним красоту природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 № Кубаночка»
муниципального образования город-курорт Анапа
Педагогический проект
Тема проекта : «Сохраним красоту природы»
Тип проекта : информационно-познавательный
Средняя группа (4-5 л) № 5 «Звёздочка»
Сроки реализации проекта : май-июнь 2023 г
Воспитатели: Мазеина Е. В.
Радченко Е. П.
г. -к. Анапа
2023 г.
Паспорт проекта
Проблема проекта… 3
Публикация «Проект „Сохраним красоту природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта…. 3
Цели проекта…. 3
Задачи проекта…. 4
Ожидаемые результаты…. 4
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта….
5
Поддержка детской инициативы… 5
Этапы реализации проекта…. 9
Первый этап: предварительная работа…. 9
Основной этап: реализация проекта…. 9
Заключительный этап: результат проекта…. 10
Заключение… 12
Список литературы…. 13
Проблема проекта : при проведении занятий с детьми выяснилось, что воспитанники недостаточно знакомы с правилами поведения в природе. Многие из детей склонны проявлять неустойчивое отношение к природе, ребята могут проявлять к ее объектам небрежность и агрессивность, не задумываясь о последствиях, подражают неправильному поведению других.
Опрос родителей показал, что ни все родители фиксируют свое внимание на воспитании у детей ответственного отношения к окружающей среде, формирования основ экологического сознания.
Актуальность проекта : В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.
Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.
Цель проекта : формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи проекта : формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы, вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
1. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
2. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Вид проекта : информационно-познавательный
Тип проекта : групповой
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели
Сроки реализации: май-июнь 2023 г
Ожидаемые результаты:
Дети: – будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
– поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
– разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
– научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги: – приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
– повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
– пополнится развивающая среда в группе;
– повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители: – обогащение уровня экологических знаний родителей;
– повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
– создание единого воспитательно – образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
– возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
– подбор познавательной литературы;
–подбор наглядного материала (фотографии, иллюстрации, презентации);
– дидактические игры;
– подбор стихов, рассказов с экологическим содержанием;
– выставка книг, рисунков, творческих работ родителей и детей;
– огород на окне;
– уголок природы в группе.
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный и основной этапы организуются в соответствии с алгоритмом.
Заключительный этап: - конкурс среди родителей и детей на лучший рисунок «Сохраним природу»;
- проведение акции «Участок группы – наш дом, наведем порядок в нем» (при участии семей дошкольников).
Поддержка детской инициативы.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
В работе с детьми мы стараемся придерживаться следующих способов поддержки детской инициативы:
• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
• поощрение ( в процессе деятельности: активности, творческого, похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
• обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
• положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
• проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
• косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
• личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
• отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
• предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
• создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
• обеспечение ( выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи, музыкальных и спортивных атрибутов).
• отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
• предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
• не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
• поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
• проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;
• обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
• поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка;
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
• привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.
Этапы работы над проектом :
I этап
Предварительный
Мероприятие Сроки проведения
Цель: найти и изучить необходимую для проектной деятельности информацию; собрать необходимый материал; диагностическое изучение
1. Составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников. май
2. Подбор программно - методического материала по направлению работы.
3. Сбор картотеки дидактических игр по теме.
4. Создание картотеки подвижных игр по теме.
5. Создание картотеки опытов.
6. Работа с родителями: анкетирование «Экологическое воспитание в семье», папка – передвижка «Роль семьи в воспитании у детей культуры поведения в природе», изготовление дидактических игр по экологическому воспитанию, проведение природоохранных акций.
II этап
Реализация проекта
Цель: проведение работы, необходимой для реализации основного содержания проекта.
1. Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе (небом, солнцем, дождем; деревьями, кустарниками, первыми весенними цветами; птицами, насекомыми; неживой природой : почва, песок; дождевыми червями, насекомыми, «Весеннее пробуждение в природе», «Мир насекомых». Май-июнь
2. Цикл бесед на тему «Наш дом – природа», «Чем богата земля?», «Какие растения живут у тебя дома», «Если я сорву цветок, и ты сорвешь цветок.», «Пчелки, бабочки, жучки», «Правила поведения в природе», «Как мы будем беречь нашу планету».
3. Чтение литературы экологической направленности: Е. Смирнова «Давайте вместе Землю украшать», Б. В. Заходер «Про всех на свете», Л. Н. Толстой «Как волки учат своих детей», Л. Ф. Воронкова «Кружка молока», В. В. Бианки «Паучок-пилот», К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках», «Птицы», «Четыре желания», Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки-экология для малышей», Н. А. Мигунова «Матушка Земля»
4. Экологические игры «Реки, озера, леса, города», «Что это такое», «Замысловатые вопросы».
5. ДИ «А если бы?», «Зоологическое лото», «Растения», «Выбери и назови цветы, которые знаешь», «Загадай, мы отгадаем», «Кто как передвигается?», «Самый-самый», «Что это за птица», «Когда ты это делаешь?», «Игра в слова», «Что это значит…», «Добрые слова», «Прятки»
6. Создание совместно с детьми дидактической игры «Что можно делать в природе, что нельзя», «Угадай, что в руке», плакат «Сохраним нашу Землю», «Что лишнее», «Собери картинку по образцу», «Бродилка», создание альбома «Правила поведения в природе»
7. СРИ «Прогулка в лес», «Едем на дачу», «Поездка семьей на природу», «Соберись в поход», «Больница для животных»
8. Продуктивная деятельность: рисование «Цветы на поляне», аппликация «Семья божьих коровок на лугу», лепка «Поляна грибов», изготовление эко-кормушек, рисование «Мир вокруг нас»
9. Просмотр мультфильмов: «Мальчик и Земля», «Берегите природу!», «Я на природе», «Как себя вести на природе»
10. ПИ «Заинька попляши», «Лохматый пес», «Зайцы и волк», «Земля, вода, огонь», «Лягушки», «Беги к дереву, которое назову», «Солнышко и дождик», «Дети и волк»
11. Привлечение детей к труду на площадке: посадка цветов на клумбе и рассады в огороде, уход за комнатными растениями, расчистка дорожек на площадке, помощь в уборке скошенной травы.
12. Экологический досуг «День Земли»
13. Создание фотовыставки «Я – часть природы» (экскурсии в природу, игры на прогулке, «Наша Земля»
14. Экспериментально-опытническая деятельность: «Свойства мокрого песка», «Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предмет», «Цветной песок»
15. Проведение природоохранных акций : «Посади дерево», «Очистим природу», «Сохраним деревья», «Поделись семенами», «Огород на окне», «Сохраним участок группы чистым». Организация птичьей столовой.
16. Информирование родителей: папка – передвижка «Роль семьи в воспитании у детей культуры поведения в природе», памятка «Правила поведения в природе», консультация «Воспитание любви к родной природе», участие в акции «Участок группы – наш дом, наведем порядок в нем», конкурс на лучший рисунок «Моя Планета»
III этап
Результат проекта :
- ДИ «Что можно делать в природе, что нельзя», «Что лишнее», «Собери картинку по образцу», «Бродилка»;
- альбом «Правила поведения в природе»;
- папка – передвижка для родителей «Роль семьи в воспитании у детей культуры поведения в природе», памятка «Правила поведения в природе», консультация «Воспитание любви к родной природе»;
- альбом «Я – часть природы», «Мир вокруг нас»;
- плакат «Сохраним нашу Землю».
Заключение
Представленный проект по экологическому воспитанию «Сохраним красоту природы вместе» стал системообразующим звеном, лежащим в основе экологического воспитания детей. Данная работа позволяет усовершенствовать деятельность по улучшению окружающей среды. Каждый этап работы был обновлен и дополнен. У детей развивается понимание, взаимосвязь с природой и место человека в ней. Увеличилось количество родителей, участвующих в жизни детского сада и своей группы.
В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
Считаем, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать осознанно правильное отношение к природе и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника, тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который позволяет познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить помогать природе оставаться прежней. А использование метода проекта играет важную роль в развитии познавательной активности детей, в социализации личности дошкольников.
Список литературы:
1. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под. ред. Н. В. Микляевой – М. ; ТЦ Сфера, 2013.
2. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010г. С. Н. Николаева.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой; «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014г.
4 Л. Г. Обухова, А. В. Кочерина, А. В. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет». – Москва 2008 г.
5. Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с англ. Кабановой. – М. : АСТ: Астрель, 2008г.
6. Материалы интернет – сайтов
Приложение.
«Экологическое воспитание дошкольников»
Уважаемые родители!
Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации социального проекта «Сохраним красоту природы вместе» проводится анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников (ответ обведите или подчеркните)
• Да
• Нет
• Не знаю
2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
___
___
___
3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды? (ответ обведите или подчеркните)
• Да
• Нет
• Не знаю
4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье? (ответ обведите или подчеркните)
• Беседы с ребенком о природе
• Подкормка птиц
• Отдых на природе
• Наблюдение за природными объектами
• Чтение художественной литературы природоведческого содержания
• Другие формы___
5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка? (ответ обведите или подчеркните)
• Высокий
• Средний
• Низкий
6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? (ответ обведите или подчеркните)
• Да
• Нет
7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников___
___
___
___
___
8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ___
___
___
___
Благодарим Вас за участие!