Елена Прасюк
Проект «Социальное партнерство с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие музыкального руководителя дошкольного учреждения с родителями воспитанников имеет большое значение для формирования всестороннего развития личности ребенка. Музыкальное воспитание в детском саду начинается с самого раннего возраста. Для этого необходимо создавать условия, способствующие наиболее эффективному партнерству педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах музыкального образовательного процесса. Плодотворного сотрудничества можно достичь, благодаря просвещению родителей : консультации, информационные стенды, привлечение к участию в мероприятиях (праздники, мастер-классы, семинары, открытые музыкальные занятия). С целью привлечения родителей (законных представителей) к образовательному процессу был разработан и реализован проект «Социальное партнерство с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников».
Публикация «Проект „Социальное партнерство с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Проект
«Социальное партнерство с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников»
Содержание:
Введение.
1. Формы работы взаимодействия с семьёй
2. Перспективный план по взаимодействию с родителями.
3. Примеры практического взаимодействия с родителями :
3.1. Анкета по музыкальному воспитанию; анализ анкетирования.
3.2. Краткое содержание открытого тематического музыкального занятия для родителей с детьми средней группы.
4. Заключение
5. Литература
Введение.
Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни. Приобщение детей к музыкальному искусству возможно только при условии взаимодействия педагогов с родителями. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
Новые формы взаимодействия с родителями детей являются важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Основной целью партнерства является преемственность между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образовательного процесса. С этой целью музыкальный руководитель систематически знакомит родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с их достижениями в музыкальном развитии, с репертуаром, который дети осваивают на занятиях.
Задача музыкального руководителя : раскрыть перед родителями наиболее значимые стороны музыкального развития ребёнка с учетом возрастных особенностей; заинтересовать творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
1. Формы работы взаимодействия с семьёй
Мастер-классы, занятия-практикумы. Родители получают основы музыкальных знаний о музыкальных инструментах; на практике учатся дыхательной и артикуляционной гимнастике; знакомятся с программным музыкальным репертуаром изготавливают шумовые инструменты. Открытые музыкальные занятия способствуют представлению родителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей относительно всех видов музыкальной деятельности на занятиях и самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду.
Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации проводятся с целью формирования культуры общения с детьми и педагогами детского сада («Осень наступила», «В сказочной стране», «Здравствуй, Новый год», «Защитники страны», «8 Марта», «Детский сад наш, до свиданья»). Родители являются активными участниками в подготовке всех мероприятий: изготавливают декорации, костюмы для детей. Родители совместно с педагогами придумывают сюжет сказки, соответствующий тематике праздники или развлечения.
Информационный стенд по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей (стенд оборудован у входя в музыкальный зал).
Информация, размещаемая на стенде:
1. График работы музыкального зала;
2. Расписание музыкальных занятий;
3. Значение музыкального воспитания дошкольников;
4. Информация о программах, которые применяются в работе музыкального руководителя детского сада по всем возрастным группам;
5. Рекомендации по созданию «домашнего оркестра»;
6. Упражнения и игры, способствующие развитию музыкально-ритмических движений;
7. Домашняя фонотека – перечень рекомендуемых фонограмм для восприятия.
8. Медиа: фотографии фронтальных и индивидуальных занятий в разных возрастных группах.
Индивидуальные беседы с родителями. Могут проходить как по просьбе родителей детей, так и по инициативе музыкального руководителя.
Консультации по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье. Они проводятся с целью музыкального просвещения родителей.
Папки – передвижки. Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкальных занятий.
Для систематизации сотрудничества с родителями дошкольников музыкальный руководитель планирует свою работу так, чтобы были задействованы все формы работы. Ниже приведен пример перспективного плана.
2. Перспективный план по взаимодействию с родителями
Месяц Формы работы
Сентябрь
1. Анкетирование по теме «Влияние музыки на развитие ребенка».
2. Информационный листок: «Расскажи» сказку звуками».
3. Консультация. Условия для музыкального развития ребенка в семье.
Октябрь
1. Открытые тематические занятия в группах: №3, №5.
2. Участие родителей в подготовке и проведении развлечения «Осень в гости к нам пришла».
3. Сообщение на общем родительском собрании «Детские музыкальные инструменты в ДОУ, возможности их использования».
Ноябрь
1. Папка-передвижка «Как изготовить шумовые музыкальные инструменты дома».
2. Консультации индивидуальные (по просьбе).
3. Привлечение к изготовлению атрибутов к театральным постановкам.
Декабрь
1. Информационный листок. Детские праздники в жизни ребенка
2. Презентация «Музыкально-дидактические игры дома».
3. Участие родителей в Новогодних праздниках.
Январь 1. Практикум «Танцуем с малышами».
2. Папка-передвижка «Удивительный мир музыкальных инструментов».
3. Консультация. Развитие творчества детей.
Февраль
1. Выставка «Музыкальные инструменты своими руками»
2. Мастер-класс «Театрализованные игры» (старшая, подготовительная группа)
3. Участие в развлечениях «Защитники Отечества».
Март
1. Фотовыставка «Мы - музыканты».
2. Индивидуальные консультации (игра на ДМИ в семье)
3. Участие в празднике, посвященном 8 марта.
Апрель
1. Открытые занятия по театрализованной деятельности в группах: № 2, №4.
2. Информационный листок «Домашняя фонотека».
3. Помощь в изготовлении атрибутов и костюмов к музыкальной сказке «Муха-цокотуха»
Май
1. Участие в совместном концерте «Весёлый оркестр»
(дети- родители-педагоги).
2. Поручения по изготовлению пособий.
3. Подготовка к проведению праздника «Выпуск в школу».
Июнь, июль, август Практические занятия совместно с детьми: изготовление шумовых инструментов; участие в музыкально-физкультурных развлечениях.
3. Примеры практического взаимодействия с родителями
3.1. Анкета для родителей
«Влияние музыки на развитие ребенка»
1. Ваше мнение о влиянии музыки на развитие ребенка : а) не влияет на развитие; б) оказывает незначительное влияние; в) играет большую роль в развитии ребенка
2. Что, по-вашему, играет главную роль в музыкальном развитии ребенка дошкольного возраста : а) ДОУ; б) Семья.
3. Есть ли у вас дома фонотека с детским репертуаром?
а) Да, достаточно обширная; б) Да, но скудная; в) Нет
4. Знакомы ли вы с детскими музыкальными инструментами? Перечислите, сколько знаете
5. Сможете их описать и охарактеризовать звучание инструментов?
а) Да, знаю все; б) Частично; в) Нет
7. Есть ли у вас дома музыкальные инструменты, какие?
8. Как часто вы со своим ребенком посещаете детские концерты, спектакли, театр: а) часто; б) Время от времени; в) Не посещаем
9. Испытываете ли вы затруднения в организации домашнего праздника с детьми? а) Да; б) Частично; в) Нет. Спасибо за участие!
Анализ результатов анкетирования родителей
Цель данного анкетирования: выявить условия музыкального развития в семье. В анкетировании принимало участие 48 родителей.
В ходе анализа результатов было выявлено, что многие родители считают музыкальное развитие ребенка важным, но отдают главенствующую роль в этом дошкольному учреждению (73%). Только 27% (13 человек) родителей заинтересованы в музыкальном развитии своих детей. Они стараются чаще говорить с ребенком о музыке, посещают детские концерты, спектакли, театр, большинство из них (16,7 % - 8 человек) имеют фонотеку с детским репертуаром, и лишь у 8,3 % (4 человека) есть музыкальный инструмент дома. Почти у 76% опрошенных родителей очень скудная домашняя фонотека (2-3 кассеты с детскими песнями, а у 6% - ее вообще нет.
Тем не менее, кассеты и диски с записями классических произведений, рекомендованные и предоставленные музыкальным руководителем, используются крайне редко, нерегулярно. Лишь 16% родителей (мамы) слушают музыку вместе с ребенком дома. Остальные не находят времени для этого вида деятельности. Анкетирование показало, что 70% родителей знают достаточное количество детских музыкальных инструментов, но дома они есть лишь у 7 человек (колокольчики, ложки, металлофон, детское пианино).
Из 48 опрошенных родителей лишь 3 человека (6%) регулярно посещают детские концерты, спектакли. 33% (16 человек) делают это очень редко, а 60% - не находят для этого времени. Можно сделать выводы о том, что родителям интересна тема организации и проведения праздника с детьми дома. 70% выявили желание пополнить свои знания по этому вопросу.
Выводы: необходимо продолжать наглядно-информационную и консультативную работу с родителями по музыкальному воспитанию детей. Разработать план практического взаимодействия: практикумы – игра на детских музыкальных инструментах; открытые занятия с вовлечением родителей в образовательную деятельность, организовать тематические выставки.
3.2. Краткое содержание открытого тематического музыкально-ритмического занятия для родителей в средней группе
«Осенняя шкатулка»
Цель открытого занятия для родителей. Формирование педагогической компетентности и вовлечение родителей к музыкально-образовательному процессу в ДОУ. Расширение представлений о разнообразии форм и методов музыкального воспитания, различных видах деятельности детей.
До прихода детей в музыкальный зал родителям были даны разъяснения о целях и задачах данного музыкального занятия, о предварительной работе.
Цель занятия: Расширять представление детей о многообразии звуков природы: голоса диких животных; звук дождя, шуршание листьев. Развитие музыкальных способностей через игру на детских музыкальных, шумовых инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческого воображения и активности детей.
Задачи. Образовательные: Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении. Формировать умение называть музыкальные и шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу. Обогащать словарный запас детей.
Развивающие: Продолжать знакомить детей с короткими и длинными звуками. Совершенствовать двигательную активность детей, координацию движений и свободного перемещения в пространстве. Развивать чувство ритма, музыкальную память. Развивать воображение, творческую фантазию.
Воспитательные : Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений в коллективе; бережного отношения к музыкальным инструментам и атрибутам. Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность при выполнении заданий.
Методы. Словесный: загадки, художественное слово. Наглядный: презентация «Осенняя шкатулка»; демонстрационный материал к дидактической игре «Передай ритм». Практический: игра на деревянных палочках, ложках, танец с листочками, пение. Игровой: пальчиковая игра, музыкально-дидактическая, музыкально-ритмическая игра.
Словарная работа: закрепить понятие «таинственный», «осторожный», «крадущийся» шаг, «врассыпную»; ввести в активный словарь детей понятия: короткие и длинные звуки; названия инструментов.
Предварительная работа: Разучивание песен с движениями. Игра на музыкальных инструментах. Разучивание музыкально ритмических движений: махи руками вверх-вниз, кружение, «пружинка», движение хороводом. Знакомство с подвижной игрой «Чей кружок скорее соберётся».
Индивидуальная работа: Воспроизведение ритмических рисунков по просьбе педагога. Поощрение детей за выполненное задание. Активизировать малоактивных детей.
Оборудование: Мультимедийная установка. Ноутбук. Аудиозаписи. Музыкальные инструменты : треугольники, ложки, барабан, бубенцы, деревянные палочки. Осенние листья по количеству детей. Шапочки: медведя, лисы, зайца для использования в игре. Конверт. Шкатулка. Мольберт.
Приемы: Приветствие звучащими жестами. Получение письма. Отправление в осенний лес. Упражнение на дыхание «Осенние листья». Активное слушание «Танец осенних листочков» с выполнением движений по показу воспитателя. Пение со звучащими жестами песни «Осень», Петренко. Загадки. Ритмическая игра «Ножки». Сопровождение марша игрой на деревянных палочках. Пальчиковая игра «Ёжик». Игра на ложках «Ах вы, сени, мои сени», р. н. м. Воспроизведение ритмического рисунка. Пластические этюды: «Птичка», «Кто идёт?». Игровой массаж «Вот игра у нас какая». Музыкально-ритмическая игра «Чей кружок скорее соберётся?»
Содержание занятия
1. Приветствие «звучащими жестами» Слайд № 1
2. Игровой момент «Письмо от Осени»
3. Музыкально-ритмическое упражнение «Таинственный шаг»
4. Загадки про осень Слайд № 2
Слайд № 3
5. Упражнение на дыхание "Осенние листья"
6. Сюрпризный момент «Осенняя шкатулка»
7. Активное слушание «Танец Осенних листочков», А. Филиппенко
8. Стихотворение «Листопад» (ребенок)
9. Распевка «Листики».
10. Исполнение песни «Осень» (с движениями, муз. А. Петренко
11. Музыкально-ритмическая игра на деревянных палочках «Весело шагаем»
12. Пальчиковая игра «Ёжик» Слайд № 4; Слайд № 5
Музицирование. Игра на ложках «Полянка», русская нар. мел.
(по подгруппам девочки-мальчики)
13. «Птички» Слайд№ 6
14. Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Андрей-воробей» Слайды: № 7, № 8, № 9
Показ слайдов сопровождается короткой беседой
15. Пластический этюд «Кто идет?»
16. Игра «Чей кружок скорее соберется?»
17. Итог занятия Слайд № 10
18. Прощание звучащими жестами.
4. Заключение
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.
5. Литература:
1. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй - М. : Просвещение, 2006.
2. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2019.
3. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М. : Творческий центр, 2020.