Елена Гладких
Социальный проект «Музыкальная терапия» для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство социального развития населения Московской области
Серебряно-Прудский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Подросток»
Социальный проект
Музыкальный руководитель : Гладких Е. Е.
2019 год
Постановка проблемы
Публикация «Социальный проект „Музыкальная терапия“ для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
«Музыкотерапия» - дословно переводится «исцеление музыкой», от латинского musica - «музыка» и греческого therapeuein - «лечить» - это клиническое использование музыки для воздействия на психику и организм человека. Сегодня существует профессия - музыкальный терапевт. В мире есть примерно 100 вузов, которые подготавливают музыкальных терапевтов.
Музыкальная терапия - это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики; она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения.
По своей природе музыка терапевтична. Мы включаем музыку для того, чтобы расслабиться или, наоборот, взбодриться. Выходя с концерта классической музыки, мы чувствуем себя обновлёнными, отдохнувшими, полными новой энергии.
Цели музыкотерапии не являются музыкальными (например, «научиться играть прелюдию Баха»).
Музыкальный терапевт : (анализируя реакции клиента)
1) оценивает (диагностирует) его психоэмоциональное и физическое состояние, его социальные и коммуникативные навыки, уровень умственного развития;
2) планирует индивидуальные и групповые сеансы терапии.
Техники, которые использует музыкальный терапевт :
1) импровизация;
2) прослушивание музыки (специально подобранной);
3) написание песен;
4) обсуждение текстов песен;
5) музыкальные игры;
6) рисование под музыку;
7) медитация под музыку;
8) обучение посредством музыки;
9) структурированные музыкальные упражнения;
10) музыкальное выступление (клиента или пациента).
Кому может помочь музыкальная терапия?
Детям, подросткам и взрослым с:
- нарушениями психического здоровья;
- особенностями развития, трудностями обучения и физической недееспособности;
- болезнью Альцгеймера и другими возрастными заболеваниями;
- наркотической зависимостью и алкоголизмом;
- черепно-мозговыми травмами;
- острыми и хроническими болями;
- матерям во время родов.
Музыка одновременно активизирует множество участков головного мозга. Мы наделены врождённой способностью воспринимать музыку, и эта способность сохраняется в большинстве случаев при травме или заболевании, что позволяет нам успешно проводить терапию.
Речь, движение - это сложные навыки. Музыка - единственный навык, затрагивающий множественные зоны головного мозга.
5 сфер человеческого здоровья:
I. Эмоциональная.
II. Физическая.
III. Когнитивная (умственные способности).
IV. Коммуникативная.
V. Социальная.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы.
К. Швабе, один из основателей музыкотерапии, предлагает три направления использования музыки : 1. Медицинское. 2. Профилактическое. 3. Профилактическое (или функциональное).
Внутри каждого направления выделяются различные по форме музыкальные воздействия :
по объёму воздействий - опосредованные и неопосредованные;
по способу организации действий - индивидуальные и групповые;
по диапазону воздействий - активные и поддерживающие;
по взаимодействию с терапевтом - директивные и недирективные;
по предполагаемому конечному результату - поверхностные и глубокие.
Цель использования музыки является спецификой каждого напрвления. Например, при использовании музыки в лечебных целях (музыкотерапия, ведущими являются недирективные методы воздействия на человека, которые помогают ему «раскрыться», осознать свои проблемы, найти способы их преодоления. Естественно, что преобладающим в данном случае является элемент спонтанности, свободного проявления эмоций и действий.
Активные формы музыкотерапии : ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, психодрама, игровая психотерапия.
Пассивные формы музыкотерапии : коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребёнком, реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта, регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. В педагогике разделение на пассивные и активные формы работы подчинено разным целям - музыкальному развитию и лечению. Активные формы представлены пением, танцами, ритмическими упражнениями, играми на музыкальных инструментах. А пассивные формы заключаются в слушании музыкальных произведений.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
- звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
- духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причём медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
- музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает чётким мышлением и очень хорошей памятью;
- струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
- вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определённого имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.
Различают 3 основные формы музыкотерапии :
1. Рецептивная.
2. Активная.
3. Интегративная.
Рецептивная музыкотерапия - отличается тем, что ребёнок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию - выход,посредством музыки из травмирующей ребёнка ситуации.
Варианты проведения:
а) Музыкальные картинки : восприятие музыки осуществляется ребёнком совместно с музыкальным руководителем, который в процессе слушания помогает мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребёнка. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы.
б)Музыкальное моделирование : используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений : 1. Отвечающий душевному состоянию ребёнка в данный момент (сочувствие его переживаниям). 2. Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его. 3. Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка).
в) Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребёнка. Важно дать ребёнку почувствовать своё тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.
Активная музыкотерапия основана на активной работе с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение. Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребёнка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребёнка - «Я хороший - ты хороший».
Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроений с помощью игры на музыкальных инструментах.
Кинезитерапия - различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придаётся коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя : психогимнастику, коррекционную ритмику, ритмопластику, сюжетно - игровую кинезитерапию.
Психогимнастика - комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья детей.
Сюжетно-игровая кинезитерапия - вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа - игровая импровизация. В занятие включены упражнения, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики. Живая музыка - движением под музыку ребёнок выражает своё эмоциональное состояние.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и другие творческие формы.
Цели и задачи музыкальной терапии :
1. Развитие социальных навыков, мотивации и возможностей к общению.
2. Развитие мелкой и крупной моторики, координации движений.
3. Развитие слухового внимания и восприятия.
4. Развитие речи, голоса, речевого дыхания.
5. Обеспечение общей эмоциональной разгрузки (возможность выразить сильные эмоции в поддерживающей среде).
6. Обеспечение психологической поддержки маме и ребёнку.
Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога - научить понимать музыку, полюбить её. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём. Музыкальное воспитание - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
Цель данного проекта : ввести ребёнка в мир музыки, обогатить его чувственно - эмоциональную сферу, способствовать самовыражению и самореализации, создавать предпосылки для развития музыкально - эстетического сознания.
Задачи:
- познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре;
- формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его;
- учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов;
- развивать творческие способности в музыкально-художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки;
- развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений;
- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.
В музыкальной деятельности существуют 2 этапа:
1) воспринимающая деятельность, когда ребёнку поют, играют на инструменте, а он слушает;
2) второй метод, который строится на методе «освобождения творческих сил» и благодаря этому ребёнок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте, участвует в концертах, театральных постановках. А результатом является эмоциональная отзывчивость и прекрасное настроение детей.
Результаты работы в рамках проекта.
В результате музыкальной деятельности у детей и родителей появляется устойчивый интерес к праздникам и развлечениям.
Ограниченность музыкальных способностей, интеллектуального развития не позволяют детям выступать на профессиональной сцене, стать актёрами, певцами, а вот на сцене в родном Центре они - мастера искусств, музыканты.
Музыкальные занятия расширяют знания детей о музыке и окружающем мире, расширяют музыкальный запас, пополняют мир детей новыми впечатлениями, насыщают эмоциями.
Большое значение придаётся диагностике музыкальных способностей детей, которая помогает правильно, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка планировать музыкальные занятия и индивидуальную работу с детьми.
Влияние музыки на человека.
Здоровье человека зависит от эмоционального центра человеческого организма. Музыка может укреплять имунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ.
1) Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Есть так называемый «эффект Моцарта». Его мелодии оказывают на человека самый большой эффект.
2) Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов.
3) Флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи.
4) Труба эффективна при радикулитах и невритах.
Но среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека, это - орган. Определённые ноты влияют на определё нные органы: звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет на функции желудка и поджелудочной железы; ре - на жёлчный пузырь и печень; ми - на органы зрения и слуха; фа - на мочеполовую систему; соль - на функции сердца; ля - лёгкие и почки; си - на функцию энергообмена, согревая тело. Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие - с верхней (головой).
Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь.
Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя.
Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся.
Рекомендации по использованию музыкотерапии
1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения - игрой на музыкальных инструментах и умение петь.
2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 минут до 45 минут).
3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть удобные стулья или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.
4. Коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не ранее чем через 2 часа после еды.
5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться - это поможет им «открыть двери бессознательного» и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает иузыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.
6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.
7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует её полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.
10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную, так как они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман.
11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приёмы, упражнения и методы, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия.
Какую музыку должны слушать дети? Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе - «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Например, 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времён года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни. Медлительным детям полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна. Также: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из «Времён года» Чайковского, «Весна» из «Времён года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.
Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Музыкотерапия противопоказана :
- Детям с предрасположенностью к судорогам.
- Детям в тяжёлом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
- Больным отитом.
- Детям, у которых нарастает внутричерепное давление.
Произведения классической музыки
для регуляции психоэмоционального состояния
детей с ограниченными возможностями
Показания Произведения
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности Ф. Шопен. «Мазурка», И. Штраус. «Вальс», А. Рубинштейн. «Мелодии».
Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы И. Бах. «Кантата №2», Л. Бетховен. «Лунная соната».
Общее успокоение Л. Бетховен. «Симфония №6», И. Брамс. «Колыбельная», Ф. Шуберт. «Аве Мария».
Снятие симптомов гипертонии и напряжённости в отношениях с другими людьми И. Бах. «Концерт ре-минор».
Уменьшение головной боли, связанной с эмоциональным напряжением В. Моцарт «Дон Жуан», Ф. Лист. «Венгерская рапсодия №1», А. Хачатурян. «Сюита Маскарад».
Поднятие общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения П. Чайковский «Шестая симфония»
Уменьшение злобности, зависти И. Бах. «Итальянский концерт», Гайдн. «Симфония».
Повышение концентрации внимания, сосредоточенности П. Чайковский. «Времена года», Дебюсси. «Лунный свет», Мендельсон. "Симфония №5».
Уменьшение синдрома угнетения, повышение аппетита, ритмичного дыхания Вальсы из балетов П. Чайковского, «Времена года», «На тройке», Вивальди. «Времена года», маршевые мелодии.
Музыкальные произведения,
отражающие сходное эмоциональное состояние
Основные параметры Основное настроение Литературные определения Названия произведений
Медленная Спокойствие Лирическая, мягкая, созерцательная, напевная, задумчивая, нежная А. Бородин. «Ноктюрн из Струнного квартета», Ф. Шопен. «Ноктюрны фа мажор и ре мажор», Ф. Шуберт. «Аве Мария», К. Сен-Санс. «Лебедь», С. Рахманинов. «Концерт №2, начало 2 части.
Медленная
Минорная Печаль Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная П. Чайковский. «Пятая симфония»(начало, «Шестая симфония»(финал, Э. Григ. «Смерть Озе», «Жалоба Ингрид из сюиты «Пер Гюнт», Ф. Шопен. «Прелюдия до минор», «Марш из Сонаты си бемоль минор», «Этюд до диез минор», К. Глюк. «Мелодия».
Быстрая Минорная Гнев Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная Ф. Шопен. «Этюды №12, 23, 24», «Скерцо №1», «Прелюдия №16,24», А. Скрябин. «Этюд№6 соч. 8», П. Чайковский. «Увертюра Буря», Р. Шуман. «Порыв», Л. Бетховен. «Сонаты №14, 23»(финалы).
Быстрая Мажорная Радость Праздничная, ликующая, бодрая, весёлая, радостная Д. Шостакович. «Праздничная увертюра», Ф. Лист. «Венгерские рапсодии №6,10,11,12»(финалы)
В. Моцарт. «Маленькая ночная Серенада»(части 1 и 4,Л. Бетховен. «Симфонии №5, 6, 9 (финалы).
Список музыкальных рецептов
Учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.
От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединённых занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
Язва желудка исчезает при прослушивании «Вальса цветов».
Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой – рекой»(фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского.
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие своё начало от темпераментной африканской музыки.
Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.
Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича из кинофильма «Овод», оркестра Пурселя, произведения «Мужчина и женщина» Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
От гастрита излечивает «Соната №7» Бетховена.
В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина («Американец в Париже».
Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огинского.
Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
Музыка для встречи детей
и их свободной деятельности
Классические произведения:
1. И. Бах. «Прелюдия до мажор».
2. И. Бах. «Шутка».
3. И. Брамс. «Вальс».
4. А. Вивальди. «Времена года».
5. И. Гайдн. «Серенада».
6. Д. Кабалевский. «Клоуны».
7. Д. Кабалевский. «Петя и волк».
8. А. Лядов. «Музыкальная табакерка».
9. В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».
10. В. Моцарт. «Турецкое рондо».
11. М. Мусоргский. «Картинки с выставки».
12. А. Рубинштейн. «Мелодия».
13. Г. Свиридов. «Военный марш».
14. П. Чайковский. «Детский альбом».
15. П. Чайковский. «Детский альбом».
16. П. Чайковский. «Щелкунчик».
17. Ф. Шопен. «Вальсы».
18. И. Штраус. «Вальсы».
19. И. Штраус. «Полька «Трик-трак».