Ольга Заживнова
Проект «Сначала питание, потом воспитание!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 4 (МДОАУ д/с № 4)
Номинация: «Проект»
«Сначала питание, потом воспитание!»
Автор: О. В. Заживнова,
воспитатель МДОАУ д/с № 4
2022год
Аннотация
В методической разработке представлен опыт по изучению правильного питания и здорового образа жизни детьми дошкольного возраста. В формировании ЗОЖ наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезной пище и необходимых питательных веществах.
Публикация «Проект „Сначала питание, потом воспитание!“» размещена в разделах
Цель методической разработки – систематизация и обобщение опыта через проектную деятельность на тему «Сначала питание, потом воспитание!».
Знания, приобретённые детьми в ходе проекта, стали достоянием их личного опыта. Проектная деятельность дала возможность развития, наблюдения, анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности.
Методическая разработка предназначена для педагогических работников дошкольного образования, а также для родителей (законных представителей).
Оглавление
1
Введение….
4
1.1.
Актуальность и характеристика проекта….
4
1.2.
Цель и задачи, предполагаемый результат проекта…
5
2.
Основная часть…
5
2.1.
Подготовительный этап….
5
2.2.
Основной этап. Реализация проекта….
6
2.3.
Завершающий этап….
8
3.
Заключение….
8
4.
Список использованной литературы и источников…
10
5.
Приложения….
11
1. Введение
1.1. Актуальность и характеристика проекта :
В настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно одна из главных составляющих здорового образа жизни. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игровая деятельность. Через игру до сознания ребенка можно донести различную информацию. В этом возрасте еще дети не понимают, почему конфеты и газированная вода очень вредны. А такие продукты, как свекла, творог, молоко и т. п., очень полезные. Очень важно, чтобы дети сами с младшего возраста понимали, почему нельзя много есть конфет, а с утра, приходя в детский сад жевать жвачку. Многие родители сами не осознают, какой вред наносят детскому организму своим халатным отношением к продуктам питания. С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Поэтому вопрос о полезных и неполезных продуктах питания сейчас стоит очень остро. Закладывая «фундамент» здорового питания в младшем возрасте, мы способствуем развитию гармонично развитой и здоровой личности.
Вид проекта : Познавательный для детей 3-х лет.
Продолжительность проекта : 7 ноября – 21 ноября (2 недели)
Участники проекта : воспитатели, дети 2-ой младшей группы и их родители.
1.2. Цель, задачи и предполагаемый результат проекта
Цель проекта : Формирование у детей привычки здорового питания, употребление в пищу полезных для организма продуктов.
Задачи проекта :
познакомить детей с полезными и вредными продуктами питания;
привлекать детей к совместной творческой, театрализованной деятельности;
формировать у детей и родителей представление о том, что при выборе продуктов питания необходимо учитывать какие продукты питания наиболее полезные и необходимые для роста и развития;
убеждение родителей в изменении подхода к организации питания в домашних условиях; вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;
развивать у детей речь, воображение и мышление.
Предполагаемый результат проекта :
расширятся знания детей о продуктах полезного здорового питания и продуктах неполезного питания;
повысится у детей и родителей уровень осознанности приёма в пищу тех или иных продуктов;
закрепятся культурно-гигиенические навыки у детей, перед, вовремя и после приема пищи;
повысится интерес родителей к правильному питанию, его значимости для детей.
2. Основная часть
2.1. Подготовительный этап проекта :
Беседа с детьми, наблюдение за поведением детей за столом, при приёме пищи, диагностика уровня знаний о здоровом питании.
Чтение литературы по теме, подбор дидактических игр.
Выбор сюжетно-ролевых игр.
Подготовка методического обеспечения.
Создание пособий, дидактических игр.
Изготовление для родителей буклетов «Правильное питание - здоровая привычка».
2.2. Основной этап. Реализация проекта.
Раздел программы
Формы и методы реализации проекта. Виды деятельности
Примечание
Развитие речи
Чтение литературы:
«Репка», «Колобок», «Горшочек каши», «История про белочку», «Про девочку, которая плохо кушала», «Федорино горе», «Спор овощей».
Мультфильмы:
«Фиксики – витамины», «Жила была Царевна – про еду», «Зайчонок и муха», «Богатырская каша».
Ситуативный разговор:
«Из чего готовят кашу», «Хлеб – это не игрушка», «Правила поведения за столом», «Культурно-гигиенические навыки», «Сидим красиво за столом», «Этикет за столом», «Когда можно есть сладости».
Прослушивание аудиозаписей детских сказок:
«Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».
Беседа:
«Секреты здорового питания», «Полезные и вредные продукты для детей», «Почему нельзя есть на улице», «Грязные руки – хорошо или плохо?», «Что такое витамины», «Что нужно делать, чтобы расти здоровым»;
Театрализация
Сказка «Колобок».
Приложение №1
Социальное развитие
Экскурсия на пищеблок детского сада.
Приложение №2
«Гость в группе»
Консультация медицинского работника «Польза витаминов»
Игровая деятельность
Дидактические игры на развитие внимания, мышления, восприятия :
«Съедобное - несъедобное», «Полезное - вредное», «Что едят в сыром виде, что в варёном», «Загадки, пословицы, поговорки о продуктах»,«Третий – лишний», «Чего не стало?».
Пальчиковая гимнастика, логоритмика, игры малой подвижности:
«Капустка», «Тесто», «Зайка серый умывается», «Купим мы с бабушкой…», «Огуречик, огуречик», «Наш повар суп мешает.».
Настольные дидактические игры:
«Разложи по тарелкам», «Что лишнее?», «Варим борщ и компот», «Овощное лото», «Расскажи по картинке»;
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин полезных продуктов»,
«Овощная база»,
«Поликлиника»,
«Кукла заболела»,
«К нам скоро придут гости»,
«Кухня»,
«Мы пришли в кафе»
Игровая ситуация:
«Накроем праздничный стол»,
«Накормим куклу Иру»,
«Приготовим обед для Маши и Миши»,
«Сортируем продукты».
Творческая
деятельность
Аппликация: «Яблоки и ягоды на блюде», «Полезные и вредные продукты», «Готовим суп, салат и компот».
Пластилинография «Помидор».
Разукрашивание картинок с овощами и фруктами.
Рисование акварелью фруктов.
Рисование трафаретом овощей.
Приложение№3
Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей «Питание вашего ребенка»;
Буклет «Здоровое питание дошкольника»;
Папка-передвижка «О правильном питании и пользе витаминов»;
Советы - консультации по питанию дошкольников;
Рекомендации: «Чтение литературы детям о питании»; «Посещение вместе с детьми продуктовых отделов в магазине, выбор и покупка полезных продуктов»; «Игры с детьми дома»; «Загадки, пословицы, поговорки о продуктах».
Домашнее задание: «Разукрашивание раскрасок с иллюстрациями по сказке «Колобок», «Фотоистория приготовления полезных блюд», «Видеоистория о полезных продуктах», «Фото с полезными продуктами и блюдами», «Создание творческой работы на тему – полезное питание», «Фотовыставка - любимое блюдо моего ребёнка».
Приложение №4
2.3. Завершающий этап.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей и родителей, полученные во время реализации проекта.
Итоговое событие – развлечение «Карлсон и ребята».
Организация выставки творческих работ, выполненных во время проекта.
Презентация фотоисторий «Наш семейный рецепт», «Любимая полезная еда».
Презентация видеороликов «Готовим дома полезную еду».
Оформление в группе уголка «Кухня».
Итоговое событие – «Карлсон и ребята» (Приложение №5).
3. Заключение
Опыт реализации проекта продемонстрировал его эффективность. Проект позволил сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Более того, по признанию большинства родителей, проект оказал положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.
По итогам мониторинга высокий уровень сформированности познавательного развития о пользе и вреде продуктов у детей с 19% возрос до 69%, а низкий уровень снизился с 35% до 4%.
В результате систематической работы с воспитанниками по проекту «Сначала питание, потом воспитание!», у родителей повысился интерес к вопросу о правильном питании, активно помогают прививать навыки культуры детям в домашних условиях. Кроме этого родители стали использовать рецепты из меню ДОУ для домашнего приготовления.
Рефлексия. Работа по теме проекта получилась интересной и познавательной. В результате проекта дети получили первичную информацию о правильном питании. Проект дал начало очень важному в жизни детей принципу – «правильное питание - залог здоровья».
Список использованной литературы и источников:
Интернетресурсы:
https://gym1591.mskobr.ru/attach_files/methodical-book-taking-about-good-nutrition.pdf
https://food.ru/articles/1996-10-multfilmov-kotorye-formiruiut-pravilnye-pishchevye-privychki
https://montessoriself.ru/podelki-na-temu-vitaminyi-i-poleznyie-produktyi-v-dou/
https://ciur.ru/izh_dou/izh_ds262/DocLib10/Условия%20питания%20обучающихся/Нетрадиционные%20формы%20работы%20с%20родителями%20по%20организации%20рационального%20питания%20дошкольников. pdf
Приложение №1
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе
Тема: «Колобок».Театрализация. (закрепление)
Цель: Развитие речи и творческих способностей у детей через участие в театрализованной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания детей о русской народной сказке «Колобок» и о полезных продуктах питания.
Учить воспринимать и воспроизводить текст песенки Колобка.
Формировать интерес к слушанию сказки, воспитывать любовь к художественной литературе.
Развивающие:
1. Продолжать содействовать проявлению созидательной и творческой активности.
2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, побуждать их включаться в совместную с взрослым и сверстниками деятельность.
3. Упражнять детей в умении подражать повадкам животных.
Воспитывающие :
1. Воспитывать нравственные качества – сострадание, желание помочь, доброжелательность.
Материалы и оборудование: кукольный театр «БИ-БА-БО» «Колобок», ширма, две миски, столик накрытый салфеткой, мешок с продуктами (яйцо, молоко, мука, майонез, кетчуп, готовое тесто пресное крутое, ложка для перемешивания продуктов, Баба интерьерная, ватман с нарисованным кругом, клей бумажный на каждого ребёнка, цветная жёлтая бумага, нарезанная на кружки, подарки-смайлики с раскрасками героев сказки «Колобок».
Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Колобок». Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказке. Упражнения на развитие выразительности движений по показу повадок животных. Пение песни Колобка.
Ход занятия:
1. Приветствие
Воспитатель : Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте мы сейчас покажем, как мы вы умеете по-особенному здороваться. Дети здороваются. Воспитатель : Ребята, я знаю загадку, хотите отгадать её?
Воспитатель : Молодцы, сразу узнали, что это колобок! А кто такой Колобок? Откуда он? Он настоящий или сказочный герой? Правильно, он из сказки?
Воспитатель : Ребята, а вы любите слушать и смотреть сказки? Хотите, чтобы сказка пришла к вам?
-Ну, тогда, глаза закроем,
Сказку в гости позовём – раз, два, три, сказка в гости приходи!
2. Основная часть. Начало театрализации.
Воспитатель надевает наряд сказочницы, садится за ширму. Говорит ребятам – «А вот и я, Сказочница, к вам пришла сказку привела, вы на места свои все проходите и внимательно слушайте, и смотрите!»
Далее воспитатель рассказывает и показывает сказку при помощи кукольного театра «би-ба-бо» из-за ширмы.
После фразы «Баба начала замешивать тесто» Баба начинает плакать, потому, что старенькая и, забыла как и из чего месить тесто…
Сказочница: Ребята, а вы знаете, что сегодня День добрых дел? Хотите помочь бабушке? Я предлагаю помочь ей замесить тесто.
- А вы помните, что бывают полезные продукты и вредные? Я буду в миску закладывать продукты, а вы внимательно следите, если увидите вредные продукты, сразу говорите.
Сказочница добавляет в миску продукты (молоко, муку, яйцо, чипсы, сало солёное) и спрашивает у детей, что полезное, а что вредное и будем ли добавлять или нет. Затем перемешивает тесто ложкой и убирает его за ширму, отдаёт Бабе. Баба вновь плачет, потому что силы в руках мало, не может сформовать колобок.
Воспитатель обращается к детям с просьбой о помощи и достаёт из-за ширмы готовое тесто, показывая детям как его нужно «покатать» в руках, чтобы округлить.
Дети округляют комок теста, передавая его друг другу по очереди. Сказочница убирает тесто за ширму и появляется Баба, которая благодарит детей за помощь.
- Ребята, посмотрите, какой красивый румяный, пышный колобок получился,
Воспитатель рассказывает и показывает сказку, после каждого зверя Сказочница побуждает детей к подражанию повадок зверей.
Сказочница: Ребята, скажите, что есть у зайки (ушки, лапки, хвостик, голова). Давайте вместе покажем как зайка скачет.
Зайка серенький стоит и ушами шевелит
Зайке холодно стоять надо зайке поскакать…;
Сказочница: Колобок укатился от Волка, скажите, какие у него зубы, а как Волк ночью на луну воет.
Сказочница: Колобок укатился от Медведя, скажите, ребята, какого цвета медведь. А как же рычит Мишка.
После того как Колобка съела лиса, Сказочница замечает в углу кухни грустную Бабу.
3. Заключительная часть.
Воспитатель обращает внимание детей, что Баба грустит из-за того, что Колобка съела хитрая Лиса.
Воспитатель : Ребята, а вы хотят вновь совершить доброе дело и развеселить Бабу? Как можно помочь Бабе, но теста уже нет на нового колобка?
Предложения детей.
Воспитатель : Может быть мы вместе сделаем аппликацию Колобка и подарим Бабе.
Воспитатель : Вот и получился у нас Колобок, ребята, скажите ему, чтобы он не убегал больше от бабушки и дедушки.
Сказочница добавляет, чтобы Колобок брал пример с ребят и был послушным, как они, не убегал из дома без спроса! Дарят Колобка Бабе.
Рефлексия.
Сказочница говорит детям, что сказка закончилась, но для них, Колобок оставил подарки и предлагает детям попробовать их найти в группе. Дети после поисков находят смайлики с листами для раскрасками, на которых изображены картинки героев сказки «Колобок».
Приложение №2
Социальное развитие: «Экскурсия на пищеблок детского сада», «Гость в группе – медицинский работник», «Сюжетно-ролевая игра «Магазин»».
Приложение №3
Творческая деятельность
Приложение №4
Взаимодействие с родителями
Приложение №5
Итоговое событие «Клоун и ребята»