Анастасия Хорякова
Проект «Скоро в школу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение проектной технологии в работу с детьми подготовительной группы.
Проектная деятельность по теме: «Скоро в школу»
Пояснительная записка
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Публикация «Проект „Скоро в школу“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией ФГОС в практику работы ДОУ.
Преимущества проектного метода :
Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы.
Является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;
Повышает компетентность педагога;
Повышает качество образовательного процесса;
Возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.
Способствует развитию креативности и логического мышления.
В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.
Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Технология проектной деятельности соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе
«Скоро в школу»
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – май).
Тип проекта : познавательно-творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители, учителя начальных классов, педагог-психолог.
Актуальность проекта :
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни.
Задачи:
Для детей
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
Для педагогов:
Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе;
Для родителей:
Расширение диапазона знаний о готовности к школе у родителей детей подготовительной группы.
Ожидаемый результат:
- благоприятное течение адаптационного школьного периода.
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;
- снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
Реализация проекта «Скоро в школу» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
-единства содержания форм и методов работы;
-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
-сотрудничества детей, педагогов и родителей;
-доступности;
-системности и последовательности.
Этапы реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2020г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап (Октябрь 2020г – апрель 2021г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
III Этап (Май 2021г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
План реализации проекта
Сроки выполнения Мероприятия Работа с родителями Ответствен-
ные
Сентябрь НОД «День знаний. Скоро в школу мы пойдём». Подбор психолого-педагогической литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику.
Диагностика. Помощь родителей в подборе иллюстрированного и видеоматериала. Воспитатели
Родители
Октябрь -Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби»
- Игра - путешествие «Путь от дома до школы»
- Беседа о школе.
- Чтение и рассказывание стихотворений о школе.
- «Что такое школа» Автор: Л. А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!»
- Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.
- Слушание детских песен
"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок
«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский
Экскурсия в школу (презентация) Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»
- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».
Консультация «Леворукий ребёнок»
Воспитатели
Педагог-психолог
Ноябрь Групповая и индивидуальная коррекционно - развивающая деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»
- Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова»
- Беседа о правилах поведения в школе
- НОД «Школьные принадлежности»
- Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»
- Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин «Карусель в голове»
- Аппликация «Школьные принадлежности»
- Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина Советы родителям «Скоро в школу»
Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»
Педагог-психолог
Воспитатели
Декабрь НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок».
- Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто
- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.
- Вечер загадок «Скоро в школу».
- Аппликация «Школа»
- Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории»
- Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть»
- Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки».
- Конструирование «Здание школы»
- Слушание песни «Первоклашка» Папка-передвижка «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе». Воспитатели
Январь Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня
- Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л. Толстой «Филиппок»
Виктор Голявкин «Моя работа»
- Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков
- Просмотр мультфильмов на школьную тему.
Подвижные игры: «Собери скорей портфель», «Урок – перемена». Консультации «Критерии готовности ребенка к школьному обучению"
«Режим дня будущего первоклассника»
Воспитатели
Февраль Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»
- Составление рассказа по картине «В школу»
Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»
- «Папа, мама, я - спортивная семья» Интегрированная деятельность «В поисках улыбки»
Час загадок и ребусов о школе.
Самомассаж пальцев и кистей рук «Наш веселый карандаш» (с ребристым карандашом). Пальчиковая гимнастика «В школу». Деловая игра «Идем в школу с радостью»
Открытый показ деятельности для родителей «Проделки ворона Метра»
Воспитатели
Родители
Дети
Март Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».
- Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»
- Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать»
- Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»
- Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» Круглый стол с показом деятельности
«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС» Воспитатели
Родители
Апрель Дидактические игры лото «Считаем и читаем», «Составляем предложение»
- Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга
- Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский
Работа в тетради по ФЭМП
- Вечер скороговорок и пословиц о цифрах. «Кризис 7 лет и как с ним справиться»
- Родителям на заметку «Комната первоклассника»
Воспитатели
Родители
Май Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам.
- Чтение рассказа Автор: В. Кодрян «В школу»
- Заучивание стихотворений: А. Барто «Маленькая школьница» С. Махотин «Вот папа дает!»
- Аппликация «Моя школьная форма»
- Рисование «Школьный ранец».Слушание и пение «На урок» муз и сл В. Топильницкого
- Оформление фото- альбома, презентации о проделанной работе по проекту.
- Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».
Воспитатели
Родители
Дети