Елена Алмаева
Проект «Сказочное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Драматизация русских народных сказок, как средство приобщения детей к народной культуре. «Сказочное воспитание»».
Автор: Алмаева Е. Н., воспитатель МДОУ «Павелецкого детского сада» Скопинского района.
Участники проекта : Дети старшей, подготовительной групп «Теремок», родители воспитанников, педагоги ДОУ.
Этапы реализации проекта : Реализация проекта рассчитана на 2012 – 2014 учебные года.
Экспериментальная база: МДОУ «Павелецкий детский сад» Скопинского района.
Публикация «Проект „Сказочное воспитание“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Актуальность создания проекта :
В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно -образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям великой русской народной культуры.
Вид проекта :
Исследовательско - творческий проект– дети осуществляют исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде творческого продукта: стенды, драматизация, картотека сказок, изготовление афиш, приглашений, организация выставок и т. д.
Цель проекта : создание благоприятных условий для воспитания творчески развитой личности через активацию познавательной, творческой деятельности дошкольников на основе приобщении детей к традициям, обычаям русской национальной культуры через инсценировки и драматизацию русских народных сказок.
Основные воспитательные и образовательные задачи:
-Пробудить интерес к истории и культуре России.
-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, творческого потенциала ребенка через инсценировки русских народных сказок.
-Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
-Знакомить детей с русскими народными сказками, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа и его истории.
- Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.
-Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры, возрождения интереса к народным сказкам их чтению, просмотру, семейных инсценировках.
Необходимые условия для реализации пректа:
-Поэтапное формирование у дошкольников, начиная с раннего возраста интереса к русским народным сказкам, их инсценировки для развития духовного, нравственного, патриотического воспитания.
- Возрождение, сохранение, ценностей русской народной культуры.
-Освоение русских народных традиций, формирование национального самосознания в процессе творчества детей, чтению народных сказок, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций, творческой реализации, закрепления полученных знаний и умений при условии педагогического руководства.
-Знакомить с историей своей Родины, ее былинными и сказочными героями, которые любили Русь и готовы были постоять за нее.
-Разработка плана взаимодействия с педагогами, семьями воспитанников.
Основные принципы работы по поекту:
- принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
- принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
-принцип наглядности и занимательности, предлагаемый материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Пути решения проекта :
-обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираюсь создавать;
-учесть требования и мнения всех участников создаваемого проекта;
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей нашего дошкольного учреждения;
-оценить риски реализации данного проекта.
Этапы реализации проекта :
На первом этапе дети знакомились с русскими народными сказками, их героями, особенностями их характера, поведения. Узнали о истории русской народной культурой, ее быта и традициях. В результате дети начинают понимать сущность и особенность русской народной сказки и русского человека, его народной культуры, с ее особенностями, самобытностью и колоритом. Происходит прослушивание русских народных мелодий и песен.
На втором этапе дошкольники продолжают знакомиться с русскими народными сказками, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом» «Знакомство с народным бытом», «Знакомство с русскими народными песнями и танцами», расширяя представления детей о русской народной культуре.
Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми, родителями и педагогами пополняется организованная в дошкольном учреждении «Комната старины» предметами русского быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
На третьем этапе особое место занимает практическая деятельность детей, в которой реализуются полученные знания и умения детей в ходе творческого процесса: создание иллюстраций к русским народным сказкам, придумывание костюмов для героев, подбор народных песен, хороводов. Совместно с детьми и родителями создаются красочные афиши, приглашения для представления. И важным заключительным моментом является инсценировка русской народной сказки с участием детей, а в некоторых случаях и родителей.
Каждый этап завершается подведением итогов. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о особенности русской народной сказке, ее воспитательного и обучающего воздействия, различных областях русской народной культуры.
Предполагаемый результат:
Дети:
-Умение реализовать свои знания сказок, культуры, обычаев, быта через драматизацию русских народных сказок.
-Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
- Формирование чувств национального достоинства.
- Широкое использование всех видов фольклора.
-Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре через драматизацию русских народных сказок.
Родители:
-Сформированная активная родительская позиция;
-Повышение компетентности родителей в вопросах русской национальной культуры;
- Создание семейных инсценировок русских народных сказок, понимание их важности в приобщении детей к народной культуре и истории;
-Активное участие родителей в жизни ДОУ.
Педагоги:
-Повышение профессионализма педагогов в вопросах национальной культуры;
-Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральная удовлетворённость;
-Улучшение качества работы по формированию у детей национального самосознания.
-Внедрение в образовательный процесс своей группы работы по инсценировкам русских народных сказок, ведение кружковой работы, работы по самообразованию.
В ходе реализации проекта в работе с детьми использовались:
-игры – занятия: «В гостях у сказки», «Природа России», «Два терема» и т. д. ;
- познавательные занятия в «Комнате старины»;
- викторины, конкурсы: «Лучший портрет сказочного героя», «Народный праздник», «Любимая русская народная сказка» и т. д. ;
- выставки детских рисунков по сюжетам русских народных сказок;
- инсценировка, драматизация русских народных сказок;
-шитье костюмов.
В работе с родителями использовались такие формы работы:
-творческие встречи литературных чтений, сопровождающиеся совместными обсуждениями;
-придумыванием сказки вместе со своим ребенком, созданием иллюстраций к ней;
-огромный интерес вызывает у родителей участие в конкурсах, где они совместно со своими детьми раскрывают творческие способности;
-проведение совместных игр – драматизаций, литературных викторин, вечеров «Бабушки Акулины».
С педагогами ДОУ использовались формы работы:
-консультации, беседы;
-обмен интернет ресурсами;
-открытые занятия, театрализованные показы;
-проведение народных праздников, игр и развлечений;
-участие в метод объединениях;
-фото отчеты, видео презентации.
Результативность:
- активация познавательного интереса у детей;
-развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления;
-снятие у детей зажатости и скованности;
-развитие пластической выразительности и музыкальности;
-умеют выразительно читать наизусть монологический, диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
-интерес к истории своей Родины, гордость за наследие своего народа.
Выводы: Таким образом, система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре через инсценировки русских народных сказок показывает, что мы занимаемся важным делом: учим детей не забывать свои корни, традиции, национальный колорит.
Направления дальнейшей работы:
1. Обогащение сознания детей новым содержанием, которое будет способствовать накоплению знаний детей о народном творчестве, его особенностях, которое является ценнейшим источником прошлого, построения настоящего и программирование будущего.