Юлия Глухова
Проект «Сказки Пушкина» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сказки Пушкина» в старшей группе
«Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам – урок!»
AКТУАЛЬНОСТЬ
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играет важную роль в процессе общего развития ребенка (речь, мышление, познание, развитие личности).
Публикация «Проект „Сказки Пушкина“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
В наше время родители в силу своей занятости, часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек или уповают на дошкольное учреждение, мол, там научат. Дома же ребенок больше времени проводит у телевизора или с современными гаджетами, чем с книжкой в руках или на природе. В связи с этим можно считать особо актуальной проблему приобщения детей и их родителей к художественной литературе в условиях ДОУ.
На чем же остановить свой выбор? С чего начать? Хорошим вариантом станут сказки
А. С. Пушкина для детей. В них отображены любовь, чудеса, волшебство, мечта человека о счастье. Сказки радуют ребенка, дают возможность порассуждать о добре и зле, о плохом и хорошем.
Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления.
Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина. Небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина, но основная часть родителей считает, что знакомить детей с произведениями А. С. Пушкина еще рано, дети многого не поймут, слишком много старинных слов, значение которых молодые родители не в силах объяснить сходу. Приходится обращаться к интернет-справочникам, на это уходит время, пропадает волшебство.
Культурно-историческая память постепенно уходит в забвение, поэтому внимание общества должно быть сосредоточено на приобщении подрастающего поколения к русскому фольклору на основе традиций и новаций.
ТИП ПРОЕКТА
• Творческий
• Информационно-исследовательский
• Краткосрочный (1 недели)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
• Развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина
• Прививать любовь к родному языку
• Способствовать приобщению детей к книге, воспитание грамотного читателя
• Способствовать умению эмоционально воспринимать произведения русской литературы
• Развивать творческий потенциал, активной, эмоциональной, отзывчивой, развивающейся личности посредством сказок А. С. Пушкина.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Познавательное развитие
* Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина
*Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям
*Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них
*Формировать целостное восприятие окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина.
*Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта
Речевое развитие
*Обогащать и расширять словарный запас детей. Познакомить с новыми словами: прялка, невод, дуэль, молвить, землянка и т. д.
*Формировать грамматический строй речи, используя игры на согласование числительных с существительными, глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
*Помочь детям овладевать средствами звуковой выразительности, вырабатывать четкую дикцию
*Развивать умение составлять рассказы по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений поэта
*Формировать умение детей излагать свои мысли четко, понятно для окружающих, используя распространенные предложения
*Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина
Социально-коммуникативное развитие
*Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками
*Развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр
*Развивать артистические способности
*Воспитывать партнерские и дружеские взаимоотношения
*Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.
*Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Работа с детьми
*Развитие духовно-богатой личности ребенка
*Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка
*Обогащение знаний и представлений о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми
*Совершенствование восприятия, осмысливание прослушанных произведений, обогащение чувств
*Развитие эмоциональной отзывчивости к героям произведений
*Повышение интереса к произведениям А. С. Пушкина
*Получение детьми более глубоких знаний о культуре, быте и традициях русского народа, расширение кругозора
*Совершенствование социальных навыков поведения, умение преодолевать трудности в общении
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап. Подготовительный
• Обсуждение целей и задач проекта
• Составление плана работы
• Создание информационной базы (книги, иллюстрации, мультфильмы по сказкам А. С. Пушкина)
2 этап. Организационный
• Планирование работы с детьми, проблемная ситуация, мотивация на деятельность
• Пропаганда знаний родителей воспитанников о влиянии художественной литературы на развитие ребенка
• Создание базы данных о сказках А. С. Пушкина
• Оформление в книжном уголке выставки произведений А. С. Пушкина
3 этап. Итоговый
• Проведение итоговой викторины
Дидактические игры.
«Скажи наоборот».
Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.
Игра с мячом.
-Старик добрый, а старуха (злая).
-Старуха строптивая, а старик (покорный).
-Сначала море спокойное, а потом (бурное).
-Землянка была старая, а терем (новый).
-Землянка была низкой, а терем (высокий).
-одежде старика была бедной, а у боярыни. (богатой).
«Кого не стало?»
Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.
На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.
-Кого не стало?
«Вспомнить сказку»
Цель: развитие памяти, ловкости.
Игра с мячом.
-Я буду бросать мяч и задавать вопросы. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мне мяч.
-Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?
-У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?
-В какой сказке на берег выходят 33 богатыря и как зовут их дядьку?
-В какой сказке главный герой превращался в насекомых, и в каких?
Развлечение «В гости в Лукоморье»
(по сказкам А. С. Пушкина)
Цель: Прививать любовь к творчеству А. С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики.
Задачи: Развивать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей. Прививать любовь к музыке и поэзии. Развивать творческую инициативу в танце, аппликации. Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа: Чтение сказок и отрывков произведений А. С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций, беседа о жизни и творчестве поэта. Слушание музыки из оперы Р. -Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Оборудование и материалы: ПК и мультимедиа, презентация «У лукоморья…» с иллюстрациями к сказкам Пушкина. Аудиозаписи. Костюмы: царевна-лебедь, белка, богатырь, кот-ученый. Портреты: Р. -Корсакого, А. С. Пушкина. Детские музыкальные инструменты. Трафарет короны, богатырский пояс, клеящая пленка.
Содержание:
Звучит музыка (отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»)
В зал входят дети и садятся на стульчики. (Воспитатель обращает внимание детей на портрет, музыка постепенно затихает.)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Узнали ли вы чей это портрет? (ответы детей) Вот мы вновь собрались с вами у портрета А. С. Пушкина. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Разговор у нас сегодня пойдет о Пушкине-сказочнике. С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна. Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. В сказках добро борется со злом. Злые герои - были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно, но, в конце концов, добро побеждает зло. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. Нам сегодня помогут вспомнить, оживить эти сказки наш волшебный экран и конечно стихи А. С. Пушкина.
Тихо звучит музыка: отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Какую картину вы увидели? (ответы детей). Правильно. А теперь давайте вспомним стих из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый….» Звучит волшебная музыка
Воспитатель: Ребята, слышите, волшебные звуки? Это происходят чудеса.
(появляется Кот ученый)
Кот: Здравствуйте, дети. Я - Кот ученый, очень люблю сказки, а вы их любите? Тогда отправимся путешествовать по сказкам А. С. Пушкина.
– Назовите известные вам сказки Пушкина? (дети называют знакомые сказки)
– А давайте вспомним некоторые из них:
1. Жил старик со своею старухою
У самого синего моря….
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Негде в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Дадон….
(«Сказка о золотом петушке»)
3. «Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет.
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее….»
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
(дети угадывают сказки и на экране смотрят иллюстрации к сказкам).
Кот: Вижу, вижу, сказки вы знаете.
Воспитатель: Кот ученый, а теперь дети хотят загадать тебе сказку.
(звучит р. н. м., выходят три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку, занимаются рукоделием)
Воспитатель:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица, –
Говорит одна девица –
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!
Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря!
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Кот: «Сказка о царе Салтане»
Воспитатель: По этой сказке была написана замечательная опера, которая называлась так же «Сказка о царе Салтане», а написал ее великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Мы с вами знакомились с оперой, слушали несколько фрагментов и сейчас для вас музыкальные загадки. Итак, слушаем музыкальный фрагмент и вспоминаем название. (ответы детей)
Правильно, «Белка» (на экране иллюстрация «Белка»).
Кот: В волшебном городе было три чуда. Первое из них – белка.
Воспитатель: А мы слушаем следующий муз. фрагмент (иллюстрация «Тридцать три богатыря»)
Кот: Второе чудо «Сказки о царе Салтане» – тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города.
Продолжаем слушать музыку и еще один муз. фрагмент
Воспитатель: Прозвучала музыка, как она называется? Какой характер?
Кот: Третье чудо волшебного города – прекрасная Царевна-лебедь.
Кот: Ребята, вы знаете, какие в то время красные девицы и добрые молодцы украшения делали своими руками: девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса. А вы, ребята, сможете сделать их?
( Дети выполняют аппликацию: девочки украшают корону, мальчики богатырский пояс, по окончании дарят Коту свои работы).
Кот: Спасибо, вижу, что руки у ваших ребят умелые, а могут ли они хороводы водить? Раньше на Руси красны девицы хороводы водили да песни русские распевали. (девочки исполняют хоровод «На горе-то калина»)
Кот: Мне было очень приятно и интересно вместе с вами еще раз вспомнить сказку Пушкина и послушать замечательную музыку Римского-Корсакова, написанной к ней. До свидания, до новых встреч.
Воспитатель: Встреча со сказками А. С. Пушкина заканчивается. Хотелось бы, чтобы в память об этой встречи вы дома нарисовали рисунки.
Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем,
Изучаем наизусть,
В них живет наш русский дух!
Звучит музыка, дети выходят из зала