Оксана Гурова
Проект «Сказки народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Народные сказки Чувашии»
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа»
А. Н. Толстой
Воспитатели МБДОУ д/с №17
2 младшая группа «Бабочка»
Гурова О. Н.
г. Таганрог,2020г.
Паспорт проекта
Название проекта : «Cказки народов России»
Публикация «Проект „Сказки народов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Тема проекта : Чтение сказок как средство развития личности ребенка, его творческих способностей.
Автор проекта : Гурова О. Н., Шерстюк О. И.
Участники проекта : воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта : педагогический,краткосрочный (21.10-6.11)
Проблема: Любовь к России, к родному краю – это и любовь, и уважение друг к другу людей разной национальности. Многие сотни лет живут на территории России украинцы, татары, чуваши, удмурты и др., живут в дружном соседстве, помогая друг другу в беде, делясь радостью. Из глубины веков бережно донесли они свое богатство: поэтические песни, занимательные загадки, мудрые сказки.
Актуальность: Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей народными произведениями.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Это обусловлено, прежде всего, их социальной значимостью и огромной ролью в формировании личности ребёнка. Развитие же связной речи - является центральной задачей речевого воспитания детей.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.
Ни что не воспитывает так детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет тем маленьких, все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой веселая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества.
Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов России (Чувашии, Волжской области) и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта :
1. Сформировать у детей представления о чувашских, волжских народных сказках, об их особом содержании, стиле, о сказочных образах;
2. Содействовать развитию речи детей: обогащать словарь, повышать выразительность речи, развивать связную речь;
3. Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста по средствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации;
4. Способствовать привлечению родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ по вопросам речевого и художественно-эстетического развития личности ребенка; к участию в проектной деятельности д/с;
5. Воспитывать интерес к знакомству с народными сказками.
Предполагаемый результат:
Дети:
• формирование у детей представлений о содержании и особенностях народных сказок;
• развитие у детей навыков связной речи, памяти, обогащение словаря;
• развитие у детей устойчивого интереса к знакомству со сказками разных народов;
• развитие творческих навыков, интереса к играм – драматизациям;
• Воспитание уважения к людям разных национальностей.
Родители:
• вместе с детьми принимают участие в проектной деятельности, организованной педагогами ДОУ;
• развитие у родителей интереса к совместному чтению с детьми, к участию вместе с ребятами в детских творческих фестивалях, конкурсах.
Содержание проекта.
I этап – организационно-подготовительный( 21-23.10)
Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме. Готовность к применению.
2. Провести беседу с родителями.
Цель: выявить необходимые сказки в домашней библиотеке. Создание банка данных по проблеме.
3. Изменение развивающей среды: подобрать материалы бесед, атрибуты для д/и, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта. Организация книжного уголка в группе.
4. Подобрать материал для продуктивной деятельности. Конспекты занятий и режимных моментов с использованием детской художественной литературы.
5. Разработка самого проекта.
II этап – основной, практический (26.10-3.11)
Содержание деятельности Предполагаемый результат
Работа с детьми:
1. Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома сказке» (ежедневно) Цели: развитие инициативной речи при взаимодействии с взрослыми и детьми.
2. Чтение Волжской сказки «Умный зайка»
4. Дневные литературные чтения. Цели: воспитывать положительный настрой от прослушивания художественного произведения. Формировать способность к общению со сверстниками.
5. Продуктивная деятельность: рисование.
Цели: развивать умения детей младшего возраста с нестандартной техникой рисования, развивать творческие способности детей.
6. Театрализованная деятельность по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка»
Цель: доставить ребятам удовольствие от восприятия драматизации.
7. Продуктивная деятельность : конструирование из природного материала по мотивам Чувашской народной сказки «Мышка-вострохвостик»
Рисование : «Колобок» Цели: учить рисовать круглые формы, дорисовывать черты лица, формировать умение держать правильно кисть, замыкать линию в кольцо.
8. Знакомство с Уйгурской сказкой «Пастушок с дудочкой» Повышение интереса детей к художественной литературе, развитие творческих способностей детей, знакомство детей со сказками народов России.
Работа с родителями:
1. Консультация «Какие сказки читать ребенку на ночь?»
2. Привлечь к помощи в создании костюмов для кукольного театра.
3. Участие в выставке рисунков к полюбившейся сказке.
III этап – итоговый (4-6.11)
Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Выставка рисунков «Иллюстрации к полюбившимся сказкам народов России»
2. Презентация «Сказки народов России». Развитие интереса к творчеству у детей и их родителей, развитие у дошкольников познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Заключение
Участвуя в проекте, дети не только получили конкретные знания и представления о народных сказках Чувашии, их особенностях и колорите, но и научились общаться, размышлять, вступать в диалог, выполнять творческие работы, участвовать в театрализованных постановках. Таким образом, проект развил у них коммуникативные и творческие навыки; сформировал направленность на совместную деятельность, на позитивное сотрудничество. Проект объединил семьи воспитанников, позволил родителям больше времени проводить с детьми, а телевизор и компьютер заменили книги.
Список литературы:
1. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-Синтез,
2012.
2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство-Пресс, 2012.
Интернет – ресурсы:
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, Maam.ru