Йосыпив Екатерина
Проект «Сказка в Рождество»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сказка в Рождество» во второй младшей группе
Вид проекта : творчески - информативный
Сроки реализации: краткосрочный (с 09.01. 2019 по 11. 01. 2019г.)
Участники проекта : педагоги, дети младшей группы № 11 «Белоснежка», родители воспитанников.
Публикация «Проект „Сказка в Рождество“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Актуальность: Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду - основа возрождения к истокам российской культуры. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления духовно - нравственной культуры личности. Чем больше мы будем знать о русских культурных традициях своей страны, тем больше будем воспитывать в детях ценности культуры в традициях. Участие детей в проекте «Рождество Христово» позволит максимально обогатить знания и представления детей о народной культурной традиции.
Цели:
• Знакомить детей с народными традициями празднования Рождества;
• Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству.
Образовательные:
• Познакомить детей с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа;
• Познакомить детей с народными традициями празднования Рождества Христова (святки, колядование).
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русской народной культуре;
• Воспитывать желание отмечать рождественские праздники в детском саду и семье;
• Воспитывать любознательность.
Развивающие:
• Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре;
• Развивать память, мышление, творческое воображение, связную речь;
• Активизировать словарь: колядки, ангел.
Планируемые результаты:
• дети знают народные традиции празднования рождества;
• имеют представление о библейском сюжете рождения Иисуса Христа.
• Выставка детских работ «Рождественская открытка» (Аппликация,
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
I Подготовительный этап
1. Подбор и изучение материала по данной теме.
Методическая литература:
1. Интернет ресурсы «Пройдемся по страницам Библии», «Впустите праздник в дом».
2. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду». М. : Мозайка – Синтез, 2008.
Детская литература:
1. Русская народная сказка «Рукавичка»
2. История светлого праздника Рождества для детей (https://odetprazdnike.ru)
3. Колядки
Наглядный материал:
• Иллюстрации к украинской народной сказке «Рукавичка»
• Иллюстрации по теме Рождество
2. Разработка паспорта проекта
3. Составление комплексно – тематического планирования воспитательно – образовательной работы.
4. Подбор дидактических игр.
5. Подбор подвижных игр.
Взаимодействие с родителями
• Привлечь родителей к сбору материала
• Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность (изготовление масок для колядования)
• Наглядная агитация: папки передвижки
II Основной этап
1. Социально – коммуникативное развитие:
• Проведение дидактических игр: «Сложи снежинку», «Отгадай загадку», «Какое время года», «Собери снеговика»
• Театрализация украинской народной сказки «Рукавичка»
• Колядование в соседней группе №2 «Сказка»
• Игра «Рождественские гадания»
2. Познавательное развитие:
• Рассказ воспитателя История светлого праздника Рождества
• Рассматривание иллюстраций по теме
• Наблюдение за зимними изменениями в природе
3. Художественно – эстетическое развитие:
• Занятие по аппликации «Рождественская открытка»
• Раскрашивание рождественских раскрасок
• Прослушивание детских рождественских песен
4. Речевое развитие:
• Чтение художественной литературы
• Разучивание колядки
5. Физическое развитие:
• Подвижные игры: «Снежки», «Заморожу», «Метелица»
• Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Зима»
9.01
1. Рассказ воспитателя «История рождения Иисуса Христа»
Цель: познакомить детей с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа, воспитывать любознательность.
2. Чтение украинской народной сказки «Рукавичка»
Цель: познакомить детей с украинской народной сказкой, учить внимательно слушать сказку до конца, спросить детей, на какую сказку похожа сказку «Рукавичка», воспитывать интерес к народному творчеству.
3. Дидактические игры: «Сложи снежинку», «Отгадай загадку».
4. Подвижная игра «Метелица»
5. Игра «Рождественские гадания»
10. 01
1. Инсценировка сказки «Рукавичка»
Цель: учить детей разыгрывать сказку, перевоплощаться в сказочного героя, развивать артистические навыки, развивать чувство радости от игры, связную речь.
2. Прослушивание рождественской песни.
3. Разучивание колядки:
Ангел с неба к вам спустился
И сказал : «Христос родился!»
Мы Христа пришли прославить,
А вас с праздником поздравить.
4. Раскрашивание раскрасок на Рождественскую тематику.
5. Пальчиковая гимнастика «Снежок»
11.01
1. Аппликация «Рождественская открытка»
Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями. Учить детей составлять целостный образ аппликации, распределяя детали по отдельности; закреплять приемы наклеивания готовых деталей. Развивать внимание, воображение, эстетический вкус.
Материалы: Белый лист бумаги А4, вырезанный из бумаги ангел, детали для свечи из цветной бумаги, подложка под изображение, клей, кисть, клеенка подкладка, салфетка.
2. Поход в группу №2 «Сказка» с колядками
Цель: Закреплять знания о традициях празднования Рождества; побуждать детей к положительным эмоциям от колядования.
3. Дидактические игры: «Какое время года», «Собери снеговика»
4. Подвижные игры: «Снежинки», «Заморожу»
5. Пальчиковая гимнастика: «Зима»
Рассказ воспитателя «История рождения Иисуса Христа»
Цель: познакомить детей с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа, традициями и обычаями празднования Рождества; воспитывать любознательность.
Кто такой Иисус?
Иисус — это сын Бога. Бог послал его на землю для того, чтобы спасти всех нас. Для этого Иисусу пришлось погибнуть, но так было задумано — его муки были искуплением за грехи наших предков. Жил Иисус очень давно, более двух тысяч лет назад, но мы до сих пор помним о нем и о том, что он пожертвовал собой, ради того, чтобы мы сейчас жили.
Что же такое Рождество?
Как и у любого человека, у Иисуса был День его рождения. Именно 7 января принято считать Днем рождения нашего спасителя, хотя точной даты его рождения никто не знает. Рождество — это праздник в честь рождения Иисуса, и мы отмечаем его до сих пор в память о сыне Божьем.
История рождения Иисуса
Ну а теперь поговорим подробнее о том дне, когда Иисус родился, но начнем свой рассказ с его родителей — Марии и Иосифа. На самом деле отец Иисуса — Господь, но Иосифу была доверена важная миссия — вырастить и воспитать сына Божьего.
Перед самым рождением Иисуса Иосиф с Марией вынуждены были отправиться в город Вифлеем, так как царь захотел узнать сколько людей живет в его стране. В Вифлееме было очень много людей и все дома и гостиницы были заняты теми, кто прибыл на перепись, поэтому Марии с Иосифом пришлось заночевать в пещере вместе со скотом. Именно в эту ночь и родился маленький Иисус. Поскольку в пещере не было кроватки, младенца пришлось положить прямо в ясли. Ясли — это ящик, из которого едят животные, и он обычно заполнен сеном. Именно на это мягкое сено и положила Мария своего новорожденного малыша.
В честь этих яслей и назвали ясли в детском садике, в которые ходят детки возрастом до трех лет.
Но вернемся к нашей истории. В эту же ночь неподалеку проходили пастухи со своим стадом и увидели яркий свет и ангела, который возвестил о рождении спасителя, который пришел на землю, чтобы спасти всех от грехов. Также ангел велел пастухам отправиться к младенцу и рассказал, что он лежит в яслях.
Также в ту ночь на небе появилась яркая звезда — Вифлеемская, которая указала путь к новорожденному младенцу мудрецам-волхвам. Они догадались, что свет звезды возвещает о рождении Спасителя и отправились к нему с дарами. Волхвы знали, что Иисусу суждено стать Царем Небесным на земле.
Пост перед Рождеством
За сорок дней до Рождества принято соблюдать пост, то есть не употреблять мяса, яиц, молока, лишь изредка позволяется рыба и растительное масло. Такой пост нужен для того, чтобы очистить тело, но главное предназначение поста не в этом, он нужен для того, чтобы очистить душу. В период поста нельзя злится, обижаться, ссорится, думать о плохом. Именно для того, чтобы все стали хоть чуточку добрее и нужен пост.
Сочельник
Последний день поста и перед день Рождества принято называть сочельником. А если быть точнее, то это вечер перед праздником. Сочельник бывает не только перед Рождеством, но рождественский сочельник наиболее почитаемый христианами день. В этот день усиленно готовились к празднованию Рождества.
Ставили на стол в сочельник разные блюда. Их должно было быть 12 — столько, сколько было апостолов у Иисуса. К тому же, все блюда на сочельник должны быть постными, ведь всё еще продолжается рождественский пост.
Рождественские традиции
Этот день славится своими традициями, которые немного подзабылись, но сейчас все стараются вспомнить их и соблюдать, ведь эти традиции объединяют семьи, делают их дружнее, а само Рождество долгожданным, ярким и незабываемым.
На самом деле таких традиций существует очень много и в каждом краю они отличаются, но есть несколько основных, которые соблюдаются многими людьми.
Елка
Наряжать деревце — не такая уж и давняя традиция. Появилась она давно, но окончательно утвердилась чуть больше ста лет назад. Сейчас елка у многих ассоциируется с Новым Годом, но изначально елку наряжали к Рождеству. Первые елки были украшены не шариками, а яблоками, пряниками, колокольчиками, маленькими свечками. Каждое из украшений имело свой смысл и назначение. А главное украшение елки — звезда на верхушке символизирует ту самую Вифлеемскую звезду, которая оповестила о рождении Иисуса.
Колядки
Колядовали преимущественно дети и молодежь, они ходили от дома к дому и пели колядки, а хозяева должны были их отблагодарить. Считалось, что чем больше колядников придет в дом, тем лучше и счастливее будет весь следующий год.
Это традиция соблюдается и сейчас, правда не в таких масштабах, как раньше. Но сохранение традиций сплачивает семьи, помогает сохранить связь поколений, поэтому необходимо рассказывать детям про праздник Рождество Христово, история для детей об этом празднике должна звучать в каждом доме.
Ужин с семьей и крестными
Рождество — семейный праздник и в этот день вся семья собирается за одним столом. Также дети носят угощение своим крестным родителям. В разных регионах эта традиция отличается, но всегда ужин крестным несут после ужина с родителями. А крестные в свою очередь дарят крестникам сладости, деньги, подарки.
Кутья
Сладкая, из пшеницы, риса или другого злака — для детей это настоящее лакомство. На сочельник готовят голодную, постную кутью или, как ее еще называют, сочиво. Эта кутья жидкая, без масла и молока. На Рождество же принято готовить богатую кутью с молоком и маслом.
Также в кутью добавляют сухофрукты, шоколад.
Чудо Рождества
Считается, что на Рождество небеса открываются и у них можно просить о чем угодно. Главное, чтобы желание было искренним, светлым.
В ночь перед Рождеством и в день Рождества случаются чудеса : люди исцеляются от болезней, сбываются их сокровенные мечты. Но для того, чтобы чудо произошло, надо в него верить. Детям важно вселить эт веру в чудо, с которой легче идти по жизни и преодолевать трудности. Поэтому надо своим малышам рассказать про Рождество, история праздника для детей должна звучать как сказка, хорошая, добрая сказка, в которую ребенок поверит и в его душе станет немного теплее и светлее)
Конспект НОД по аппликации
«Рождественская открытка»
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с народными традициями. Учить детей составлять целостный образ аппликации, распределяя детали по отдельности; закреплять приемы наклеивания готовых деталей. Развивать внимание, воображение, эстетический вкус.
Материалы: Белый лист бумаги А4, вырезанный из бумаги ангел, детали для свечи из цветной бумаги, подложка под изображение, клей, кисть, клеенка подкладка, салфетка.
Ход НОД:
Ребята, наверное, каждый из вас любит день своего рождения. А что происходит в этот день? (Ответы детей)
-А еще мы с вами узнали о празднике – Рождество. Очень давно в этот день родился Иисус Христос-Спаситель мира. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. В рождественскую ночь повсюду зажигают свечи, славят Христа.
Рождество - любимый праздник детей. В этот день принято дарить подарки. Давайте и мы с вами изготовим подарки своим близким и друзьям.
2. Физкультминутка «Звёзды – снежинки»
Вечером зимним
Белые звёзды
(В положении стоя поднимаем руки вверх, разводим их немного в стороны и делаем туловищем небольшие наклоны из стороны в сторону, плавно двигая ладошками, — превращаемся в снежинку)
Падают с неба
(Плавно садимся на корточки и опускаем руки вниз на пол)
На город морозный.
(Обхватили себя руками и растираем тело, как будто замёрзли)
(Поднимаемся на носочки)
Падают звёзды
(Снова кружимся снежинками с вытянутыми руками)
На дом и дорожки,
(Плавно опускаемся на корточки и делаем круговые движения ладошками по полу — «засыпаем снегом» дома и дорожки)
Тают у Кати
На тёплой ладошке.
(Вытягиваем ладошки перед лицом и дуем на них — вот так у нас тают снежинки на ладошках)
(Поднимаемся на носочки)
Тают неслышно
Звёзды-снежинки
(Снова становимся «снежинкой», медленно кружимся, делая руками плавные движения, и опускаемся на корточки, руки ложатся на пол — «тают снежинки»)
И на ладошке
Блестят, как слезинки.
(Вытягиваем одну ладошку перед собой, а указательным пальчиком второй руки стучим по ладошке)
Катя с прогулки
Домой возвратится —
(Бежим по кругу — «спешим домой»)
Белая сказка
Ей ночью приснится.
(Останавливаемся, руки кладём под голову и закрываем глаза — так мы «засыпаем и видим сказочные сны»)
3. Организация продуктивной деятельности
Дети садятся за столы, где для каждого ребёнка заранее приготовлены необходимые материалы.
4. Рефлексия
• Ребята, посмотрите какие чудесные открытки у вас получились.
• Что мы с вами делали на занятии?
• Для чего мы делали открытки?
• Желаю вам в этот светлый праздник крепкого здоровья и добра!