Елена Титоренко
Проект «В целом мире торжество — наступило Рождество.»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : краткосрочный, познавательно – речевой, творческий
Участники проекта : педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитанников
Характер участия: активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями, родителями.
Актуальность
Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком также должно быть гармонично. Понятие о нравственности, причастность к исторической, культурной традиции своего народа, умение построить отношения с окружающими, тяга к познанию и творчеству, душевный отклик искусству – эти важнейшие аспекты внутреннего мира, соприкасаясь и взаимодействуя, формируют личность с позитивным взглядом на жизнь. Откуда же возьмется этот позитив? От гармонии, которую воспримет ребенок, от красоты, на которой будет сосредоточено его внимание, от того светлого, жизнеутверждающего начала, которым проникнут мир и лучшие произведения искусства. Настроенный на эту волну, ребенок и сам потянется к совершенствованию, оздоровлению себя, чтобы гармонично вписаться в этот прекрасный мир.
Публикация «Проект „В целом мире торжество — наступило Рождество,“» размещена в разделах
Цель проекта :
Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.
Задачи:
Приобщить ребенка к истокам православной культуры через со причастие к церковным праздникам и восстановлениям традиций русского народа.
Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова.
Воспитывать у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Воспитывать у детей доброту, милосердие, сострадание ко всему живому на земле.
Этапы реализации проекта.
1. Материал «Как отмечают Рождество»
Самый почитаемый среди двунадесятых, праздник Рождества Христова принято отмечать вплоть до Крещения (18 января). Период этот называют Святками, то есть, дни эти святы. В рождественскую ночь во всех храмах совершается Божественная Литургия. Верующие собираются, чтобы вместе с Ангелами на небесах славить воплотившегося Спасителя миру. Ставят свечки перед иконами и подают заздравные записки. Существует мнение, что именно этот праздник наиболее глубоко воспринимают маленькие дети, поэтому родители также берут их с собой на службу.
То, как празднуется рождество теперь, немного отличается от древних традиций. В старину в Святки по домам ходили христославы или славильщики. Они пели колядки, а хозяева щедро одаривали певцов. Сегодня эта красивая традиция возвращается. Подготовьте мешочки со сладостями, которые вы подарите тем, кто принесет в ваш дом радостную весть о рождении Христа.
В эти дни принято ходить в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. Традиционно, подарки должны иметь духовное содержание. Это может быть Библия, книги духовного содержания, иконы. Но нет особых предостережений к тому, что человек может приготовить подарок более светского содержания.
Рождественские народные гулянья во многом напоминают веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой, а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. А вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же, попивать горячий чай.
Хотя в храмах Таинство Крещения совершается во все, за малым исключением, дни года, стать членом Церкви в Рождество особо трогательно. Также очень полезно для души участие в богослужениях, которые совершаются во все дни от Рождества до Крещения. В Святки не принято выполнять тяжелую работу, если только она не связана с профессиональной деятельностью. Это время ликования и отдыха для тела и для души.
Если у человека есть возможность, хорошо было бы пожертвовать деньгами или продуктами больнице, дому престарелых, детскому приюту, просто обделенному судьбой человеку. Раньше на Руси в богатых домах к Рождеству специально накрывали стол для нищих и ждали тех как особых гостей, потому что так исполняли заповедь Христову о любви бескорыстной.
2. Беседа с детьми на тему: «Святочные посиделки».
Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. Давайте мы сегодня отпразднуем Рождество, как встречали его много лет до нас…
У нас ещё стоит елка. А это - свеча. Рождественская свеча – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника (день перед Рождеством) все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Теперь очагов нет, полено заменили свечи.
Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. 12 дней с 7 по 19 января – это время зимних святок на Руси. Колядки, хождение со звездой, ряжение, зимние забавы, посиделки, гадания всем этим сопровождался праздник святки.
КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, выучить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.
Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
- Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки!
- Открывайте крынки,
Подавайте полтинники!
- Ты нас будешь дарить –
Мы будем хвалить,
- Ане будешь дарить-
Мы будем корить.
- Коляда! Коляда!
Подавай пирога.
Маленький мальчик сел на диванчик.
Диванчик хрупь – гони рубь.
За привет, за угощенье,
Все примите поздравленье.
Сеем, сеем, посеваем,
С новым годом поздравляем!
Счастье будет вам горой!
Урожая воз большой!
Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.
Непременными участниками рождественских праздников были РЯЖЕНЫЕ. Рядились в медведей, стариков, чертями, петрушками. Ряженым дозволялось пошалить, похулиганить, в разумных пределах, конечно же.
А на свежем воздухе любили устраивать ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ наши предки. Это и катания на санях с горы, метание снежков, петушиные бои на льду, перетягивание каната и др.
Когда же наступал вечер, все девушки отправлялись на ПОСИДЕЛКИ. Они вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами, пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели. Я предлагаю вам выучить несколько частушек:
Хорошо колядка пелась,
Милые подружки.
Только, что за посиделки
Без милой частушки.
Дай, бог, снежку,
Гладеньку дорожечку,
Неудача, чтоб ушла
От моего окошечка.
Я приду с гармошечкой
Под твоё окошечко.
Погляди, гармошечка,
Откроется ль окошечко.
Ой, пол, провались,
Потолок, обвались.
На доске остануся
С колядкой не растануся.
Ещё больше любили загадывать и отгадывать загадки.
Весь день ушами шевелит,
И время узнавать велит. (часы)
Пухом землю замело –
За окном белым бело.
Эти белые пушинки,
Не годятся для перинки. (снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
Святки – это особое время. Издавна на святках занимаются ГАДАНИЕМ. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше. Во время святок различают «святые вечера» (7 по 13 января) для весёлых смешных гаданий – и «страшные вечера» (14 – 19 января) – для опасных, рискованных. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, т. е. на старый Новый год. Т. е., сегодня. Итак, погадаем.
Гадание на воске. Необходимы - миска с водой и свеча. Когда свеча разгорится, вылить воск в миску с водой. Значения фигур:
Много круглых мелких капель – к деньгам.
Веер – трудности на службе.
Виноград – любовь, дружба, удача, достаток.
Гриб – жизненная сила, упорство, долголетие.
Дракон – высокий полёт, осуществление надежд, завершение труда или рождение ребёнка.
Колокол – вести.
Лист дерева – зависть, интриги со стороны окружающих.
Обезьяна – ложный друг, притворство.
Штаны - развилка пути.
Яблоко – символ жизни, мудрости, здоровья.
Яйцо – начало нового.
Все эти обычаи дошли и до наших дней. К вам в дом, наверняка, эти дни стучатся знакомые, друзья, просто посторонние люди.
Сегодня колядкам не придают такого большого значения, как в старину. Теперь это детская забава или возможность для розыгрышей.
Дорогие ребята, я предлагаю вам, к нашим соседям – поколядовать, попеть, загадать им несколько загадок, поиграть, погадать… Но для этого нам с вами необходимо переодеться в разные костюмы, как в старину. У нас есть корзины с овсом, пшеницей, их мы будем «сеять».
В каждой группе работать по примерному сценарию:
Слова произносят дети и воспитатель, некоторые слова - дети.
Ехал, было, мимо,
Да завернул до дыма.
Скок на крылечко,
Бряк во колечко.
Нежданный гость,
Лучше жданных двух.
Поют колядки, посевают.
Пою Сеем, сеем, по севаем,
С Рождеством вас поздравляем!
- Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки!
- Открывайте крынки,
Подавайте полтинники!
- Ты нас будешь дарить –
Мы будем хвалить,
- Ане будешь дарить-
Мы будем корить.
- Коляда! Коляда!
Подавай пирога.
Маленький мальчик сел на диванчик.
Диванчик хрупь – гони рубь.
За привет, за угощенье,
Все примите поздравленье.
Сеем, сеем, посеваем,
С новым годом поздравляем!
Счастье будет вам горой!
Урожая воз большой!
Поют вместе частушки:
Хорошо колядка пелась,
Милые подружки.
Только, что за посиделки
Без милой частушки.
Дай, бог, снежку,
Гладеньку дорожечку,
Неудача, чтоб ушла
От моего окошечка.
Я приду с гармошечкой
Под твоё окошечко.
Погляди, гармошечка,
Откроется ль окошечко.
Ой, пол, провались,
Потолок, обвались.
На доске остануся
Загадывают загадки:
Весь день ушами шевелит,
И время узнавать велит. (часы)
Пухом землю замело –
За окном белым бело.
Эти белые пушинки,
Не годятся для перинки. (снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
Гадают:
Гадание на воске. Необходимы: - миска с водой и свеча. Когда свеча разгорится, вылить воск в миску с водой. Значения фигур:
Много круглых мелких капель – к деньгам.
Веер – трудности на службе.
Виноград – любовь, дружба, удача, достаток.
Гриб – жизненная сила, упорство, долголетие.
Дракон – высокий полёт, осуществление надежд, завершение труда или рождение ребёнка.
Колокол – вести.
Лист дерева – зависть, интриги со стороны окружающих.
Обезьяна – ложный друг, притворство.
Штаны - развилка пути.
Яблоко – символ жизни, мудрости, здоровья.
Яйцо – начало нового.
Мы попели, поплясали,
Что ж, хозяева, устали?
С новым годом!
С новым счастьем!
Жить нам вместе
Лет до двести!
3. Чтение рассказов:
П. Бажов «Серебряное копытце»;
Л. Медведев «В сочельник»;
А. Плещеев «Елка в школе»;
О. Ефремова «Рождество Христово».
«Первая рождественская ночь», «Рождение Христа», «Рождественский ангел», «Звезда, ведущая в Вифлеем»
Заучивание стихотворений:
К. Бальмонт «Снежинка», «Рождество»;
заучивание рождественских песен и колядок
4. Просмотр видеофильмов:
«12 месяцев», «Снегурочка», «Сказка в Рождество».
5. Беседа по картинам русских художников:
Б. Кустодиев «Ярмарка»;
А. Киевшенко «Колядки» (иллюстрация к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
6. Ознакомление с музыкальными произведениями:
П. Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»;
М. Глинка «Камаринская»
7. Изобразительная деятельность:
рисование на тему «Зимние забавы»;
изготовление масок для обряда колядования;
изготовление подарков и праздничных поздравительных рождественских открыток;
Конструирование из бумаги: «Ангелочки», «Свеча»
8. Игры с музыкальным сопровождением:
Метелица»— старинная русская народная игра.
Играющие делятся на две группы — крестьян и лошадей. Где-нибудь в стороне отводят место для конюшни. В нее крестьяне отводят своих лошадей, а сами становятся поодаль и разговаривают между собой:
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет.
Ой, жги, жги, жги, говори,
Скоро все она дорожки заметет.
Запряжемте-ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, жги, жги, говори,
В лес поедем за дровами поскорей.
Они идут в конюшню, выводят каждый свою лошадь, запрягают их, то есть хватаются за пояса или рубашки игроков, изображающих лошадей, и становятся один за другим гуськом.
Рысью, рысью, друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Аи, жги, жги, жги, говори,
И скорехонько до леса докатим.
Они бегут один за другим легкой рысью и под конец останавливаются.
Топорами мы ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят.
Ай, жги, жги, жги, говори,
Только щепочки по лесу полетят.
Ребята, бывшие лошадьми, изображают лес. Подняв руки в стороны вверх, они колышут ими, как ветер ветвями, в то время как крестьяне подражают движениям дровосеков {для чего каждый крестьянин стано-вится около своего дерева) до тех пор, пока под конец пения деревья не упадут. Тогда деревья поднимаются, и все поют;
А с дровами мы тихонечко пойдем,
А руками-то прихлопывать начнем,
Ай, жги, жги, жги, говори,
А руками-то прихлопывать начнем.
Крестьяне запрягают своих лошадей и идут в такт песне в прежнем порядке, причем при пении последних строк хлопают в такт в ладоши. Дальше, двигаясь и притопывая ногами, поют;
А ногами-то притопывать все враз,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
Ай, жги, жги, жги, говори,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
При пении последнего куплета топот ног усиливается, и, наконец, обоз останавливается, чем и заканчивается игра.
Русская народная игра «Плетень»
Количество игроков: любое
Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется
После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.
Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).
Игра «Золотые ворота»
Золотые ворота,
Проходите,господа,
Первой мать пройдёт,
Всех детей проведёт.
первый раз прощается,
второй раз запрещается,
а на третий раз
не пропустим вас!
Правила: два человека становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, воротики захлопываются (опускают руки) и тот, кто в них попался, «превращается» тоже в воротики.
Игра «Как у дяди Трифона»
Как у дяди Трифона
было семеро детей,
было семеро детей,
было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
друг на друга всё глядели,
вместе делали вот так:
(соль фа ми ре до до фа
соль соль соль фа ми ре до).
Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах «вместе делали вот так» показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.
Игра «Горлачек»
Все сидят в кругу на корточках. Водящий - купец ходит за кругом и выбирает. Когда он выбрал кого-нибудь из сидящих, он подходит прицениваться, спрашивает: «Кольки коштае горлачек?» Тот, у кого спросили называет любую цену, после чего они с купцом обегают круг по разным сторонам наперегонки, кто первый сел на место, тот и выиграл. А тот, кто не успел, тот становится купцом на следующий кон.
Литература:
1. Блинова Г. П. «Русские народные праздники». М. : Вузовская книга, 2000.
2. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб. : Детство-Пресс, 2008.
3. Дайн Г. «Детский народный календарь». М. : Детская литература, 2001.
4. Доронова Т. Н. А «Играем в театр». М. : Просвещние, 2005.
5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2008
6. Истомин С. В. Энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М. : АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
7. Капранова Л. Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.
8. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Харлицкий М. С., Хромов С. С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М. : Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
10. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2008
11. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг
12. Левкодимов Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г
13. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999