Ольга Абакумова
Проект «Сказка — средство социально-нравственного воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Сказка - средство социально-нравственного воспитания детей»
Актуальность проблемы. В настоящее время проблема социально-нравственного воспитания детей приобретает особое значение. В «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» подчёркивается, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной применять свой нравственный потенциал в условиях современного общества. Также данная Стратегия говорит о том, что социально-нравственное воспитание, сложившееся в процессе культурного развития России, способствует развитию у детей социально-нравственного поведения и таких социально-нравственных качеств, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, справедливость, милосердие и дружелюбие, а также формированию стабильной системы социально-нравственных и смысловых установок личности, формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра.
Публикация «Проект „Сказка — средство социально-нравственного воспитания детей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее—ФГОС ДО, Стандарт) отмечается, что обучение и воспитание в целостном образовательном процессе проходит на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе нравственных качеств дошкольника, особенно в возрасте 5-7 лет (п. 1.6.). В «Содержание Программы» в области «Социально-коммуникативное развитие» говорится о том, что данная область направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и социально-нравственные ценности, а также нравственная воспитанность дошкольников (особенно в возрасте 5-6 лет) (п. 2.6). Необходима целенаправленная работа по социально-нравственному воспитанию детей.
Одним из средств социально-нравственного воспитания является сказка. Она как средство социально-нравственного воспитания представляет собой заимствованный или специально разработанный текст, отражающий наиболее значимые нравственные ценности, идеалы, тактики и модели социально-нравственного поведения и используемый для решения задач социально-нравственного воспитания детей 5-7 лет. Сказка способствует формированию таких компонентов социально-нравственного воспитания детей 5-7 лет, как:
- когнитивный компонент (знания о социально-нравственных нормах, представления о социально-нравственных качествах личности и требованиях, знания о социально-нравственных эталонах);
- поведенческий компонент (социально-нравственные привычки и поступки, социально-нравственные действия);
- эмоциональный компонент (социально-нравственные чувства и переживания, социально-нравственные отношения, мотивационные предпочтения личности, социально-нравственная оценка и самооценка).
Основополагающий вопрос:
Почему необходимо использовать для социально социально-нравственного воспитания детей сказку?
Проблема
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относиться к социально-нравственному воспитанию детей, так как у них слабо сформированы знания положительных и отрицательных социально-нравственных поступков в жизни, а также поведенческий и эмоциональные критерии социально-нравственного воспитания. Хотя возраст детей 5-7 лет является самым активным в усвоения механизмов социально-нравственного поведения, так как именно в этом возрасте происходит формирование социально-нравственных качеств и нравственных чувств.
Обоснование проблемы
Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков социально-нравственных качеств и нравственных чувств, не способны применять механизмы социально-нравственного поведения.
Чтобы помочь детям усвоить механизм социально-нравственного поведения и сформировать социально-нравственные качества и нравственные чувства, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами социально-нравственного воспитания детей. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически.
Для того, чтобы нравственное воспитание детей 5-7 лет проходило эффективно необходимо в своей работе использовать сказку, которая для детей этого возраста довольна значима. Форма изображения социально-нравственного поведения и таких сложных нравственных явлений и чувств, как жизнь и смерть, добро и зло, правда и ложь, честность и обман, любовь и ненависть, нравственное и безнравственное поведение, гнев и сострадание, – сказочная, доступная для понимания детей. В сказках понятным для детей языком раскрываются правила и нормы социально-нравственного воспитания, а сказочные герои на своем примере показывают их использование.
Гипотеза: социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет средствами сказки будет осуществляться более эффективно, если:
– подбираются сказки, имеющие социально-нравственный характер и отражающие идеалы нравственного поведения;
– дети обсуждают, чему учит сказка и нужно ли это качество, правило сегодня.
Направление проекта : социально-нравственное воспитание детей.
Вид проекта : групповой, краткосрочный (2 недели) познавательно-творческий
Время реализации проекта : 15.01.24 – 26.01.24 гг
Цель проекта : социально-нравственное воспитание детей в процессе работы со сказкой, создание условий для усвоения и закрепления социально-нравственного поведения, знаний и навыков социально-нравственных качеств и нравственных чувств.
Задачи:
- повышение знаний о социально-нравственном воспитании и социально-нравственных правилах;
- повышение когнитивного компонента социально-нравственное воспитание детей;
- повышение поведенческого компонента социально-нравственное воспитание детей;
- повышение эмоционального компонента социально-нравственное воспитание детей;
- показать родителям знания и навыки детей, приобретенные в ходе реализации проекта;
- вовлечь родителей в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Ожидаемые результаты:
- повышение знаний о социально-нравственном воспитании и социально-нравственных правилах;
- повышение когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов социально-нравственное воспитание детей;
- формирование у родителей ответственное отношение к социально-нравственному воспитанию детей в процессе сказки.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
• Выявление проблемы.
• Определение целей и задач проекта.
• Организация работы над проектом :
- Подбор детской художественной литературы для чтения.
- Подбор сказки для конечного продукта.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Подготовка конспектов для проведения непосредственно-образовательной деятельности.
- Подбор материала для детского творчества.
2 этап. Основной.
Практическая деятельность по решению проблемы:
- Проведение с детьми тематических бесед.
- Рассматривание иллюстраций по теме.
- Чтение художественной литературы детям.
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Занятия.
- Досуговая деятельность.
3 этап. Заключительный.
Составление социально-нравственных правил по русской народной сказки «Три медведя», и создание книжки с русской народной сказкой «Три медведя» с социально-нравственными правилами.
Участники проекта : воспитанники группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, методист.
Продукт проектной деятельности : создание книжки с русской народной сказкой «Три медведя» с социально-нравственными правилами».
Степень применения проекта : возможность использования для работы с детьми 5-7 лет, размещение на страницах сайта дошкольной образовательной организации.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Сказка - средство социально-нравственного воспитания детей»;
- Памятка для родителей «Помогите детям запомнить правила социально-нравственного поведения»;
- Буклет для родителей «Сказка и ее социально-нравственные правила»;
- Родительское собрание на тему «Сказочные герои, которые помогут детям скорректировать свое социально-нравственное поведение».
План реализации проекта
1-ая неделя Беседа на тему «Основы социально-нравственного воспитания» с презентацией
Чтение русской народной сказки «Три медведя»
Дидактическая игра «Как правильно поступить?» Материал: карточки с социально-нравственными и безнравственными поступками.
НОД по рисованию «Помогая старшим»
Выставка творческих рисунков детей «Сказочные герои, которые соблюдают социально-нравственные правила»
Чтение русской народной сказки «Козлятки и волк»
Загадки о сказочных героях, которые соблюдают социально-нравственные правила
Консультация для родителей «Сказка - средство социально-нравственного воспитания детей»
Беседа «Как я поступлю?»
Чтение русской народной сказки «Три медведя»
Игра «Что социально-нравственно, а что нет?»
Материал: карточки с социально-нравственными и безнравственными поступками.
Рассматривание иллюстраций к сказам и определение на иллюстрации социально-нравственные правила
Чтение сказки «Лис и мышонок» В. Бианки
Просмотр презентации «Социально-нравственные сказочные герои»
2 – ая неделя
Рассматривание папки передвижки «Сказки, в которых есть социально-нравственные правила»
Памятка для родителей «Помогите детям запомнить правила социально-нравственное поведение»
Презентации «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Чтение русской народной сказки «Три медведя»
НОД по лепке «Положительный сказочный герой»
Выставка творческих рисунков детей «Положительный сказочный герой»
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»
Дидактическая игра «Положительные и отрицательные поступки сказочных героев» Материал: карточки с положительными и отрицательными поступками сказочных героев.
Буклет для родителей «Сказка и ее социально-нравственные правила»
Беседа «Социально-нравственные правила в детском обществе»
Чтение русской народной сказки «Три медведя»
НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
Тема: «Нужно ли знать правила социально-нравственного поведения?»
Чтение русской народной сказки «Бычок - чёрный бочок, белые копытца»
Родительское собрание на тему «Сказочные герои, которые помогут детям скорректировать свое социально-нравственное поведение»
Итоговое чтение русской народной сказки «Три медведя»
Итоговый продукт - создание книжки с русской народной сказкой «Три медведя» с социально-нравственными правилами»
Список литературы
1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. В. Алексеенко. – М. : РИПОЛ классик, 2008. - 219 с.
2. Белоусова, З. Ю. Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки / З. Ю. Белоусова. // Исследования молодых ученых : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). – Казань : Молодой ученый, 2019. – С. 46–47.
3. Бехтерева, Е. Н. Формирование социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Бехтерева. - Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2020. - 229 с.
4. Буре, Р. С. Социально–нравственное воспитание дошкольников : для занятий с детьми 3–7 лет / Р. С. Буре. – М. : Мозаика–Синтез, 2016. – 76 с.
5. Евсикова, Н. Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева. // Молодой ученый. – 2019. – № 9.1 (247.1). – С. 78-85.
6. Журавлев, А. Л. Психология нравственности / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М. : Институт психологии РАН, 2010. – 507 с.
7. Зимина, И. Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. / И. Н. Зимина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36442.php, свободный с экрана (дата обращения 25.02.2023)
8. Зябкина, В. В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой : автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / В. В. Зябкина. – Курск : Кур. гос. ун-т, 2012. - 24 с.
9. Иванов, А. В. Духовно–нравственное воспитание детей, подростков и юношества / А. В. Иванов – М. : Перо, 2021. – 312 с.
10. Колокольцева, М. А. Технологии социально–нравственного воспитания дошкольников / М. А. Колокольцева. – М. : Перо, 2019. – 128 с.
11. Ларионова, С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун–т., 2018. – 118 с.
12. Микляева, Н. В. Социально–нравственное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. – М. : Сфера, 2013. – 175 с.
13. Пропп, В. Я. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. – М. : Лабиринт, 1998. – 511 с.
14. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996–р [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf, свободный с экрана (дата обращения 15.10.2023)
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 (с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/, свободный с экрана (дата обращения 15.10.2023)