ЕЛЕНА ЦВЕТКОВА
Проект «Сказка к нам стучит в окошко»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сказка к нам стучит в окошко»
1. Паспорт проекта
Тема проекта : «Сказка к нам стучит в окошко»
Участники проекта : воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
Срок реализации: два месяца. (01.11.2019г. - 31.12.2019г.)
Тип проекта : среднесрочный, познавательно – творческий.
Актуальность:
Публикация «Проект „Сказка к нам стучит в окошко“» размещена в разделах
В настоящее время в современном обществе возникла проблема - люди стали меньше читать книги. Появилось много альтернативы "живому" чтению - это и электронные книги и телевидение и компьютеры. сказка имеет неограниченные развивающие и воспитывающие возможности.
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, что они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. ", он понимал ценность чтения и воображения.
При помощи художественного слова дошкольники практически осваивают грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Анализ практики приобщения детей к чтению сказок показал, что родители сегодня, читая детям сказки, не достаточно объясняют им то, что выражает та или иная сказка, а именно - темы веры, добра, милосердия и послушания.
С помощью реализации данного проекта, мы хотим систематизировать знания детей о сказках, развить связную речь детей, обогатить словарный запас воспитанников, привлечь родителей к совместному с детьми чтению, изготовлению поделок, книжек-малышек, рисованию по сказкам, тем самым увеличить общение родителей и детей дома.
2. Основная цель, задачи, ожидаемые результаты проекта :
Цель проекта :
- познакомить детей с русскими народными сказками;
- развивать интерес к устному народному творчеству (сказкам);
-создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.
Задачи проекта :
1. Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
3. Формировать желание быть похожими на положительных персонажей сказок.
4. Обогащать словарный запас детей, развивать устную речь.
5. Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
6. Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.
7. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
8. Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;
9. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок,
10. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
11. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.
12. Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
• Сформирован интерес к устному народному творчеству - сказкам.
• Дети умеют выделять и называть характерные признаки персонажей.
• Дети имеют представления и знания о многих русских народных сказках, знают их содержание.
• Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
• Дети умеют находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
• Развивать двигательную активность детей через имитацию движений сказочных героев.
• Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
• Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»
• Дети умеют самостоятельно сочинять и пересказывать сказки.
• Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».
3. Этапы проекта :
1 этап - подготовительный
- обогащение развивающей среды: внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками, дидактических игр, пазлов, расскарсок с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ;
- беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала;
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых и дидактических игр с детьми.
2 этап - основной этап:
• Проведение бесед и НОД по теме проекта.
• Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;
• Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
• Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.
• Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
• Игры – драматизации по сказкам : «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
• Организация и проведение занятий по лепке, аппликации, рисовании, конструировании по данной теме.
• Раскрашивание иллюстраций к сказкам.
• Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
• Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
• Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).
• Изготовление родителями дидактической игры "Найди героев сказки".
Заключительный этап:
• Выставка творческих работ детей: «Любимый персонаж сказки».
• Показ сказки «Репка» для детей первой младшей группы.
• Обновление предметно – развивающей среды.
• Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
• Пересказ сказки наизусть "Теремок".
• Отчет для родителей на сайте группы, презентация проектной деятельности «По следам сказок»
• Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
• Подведение итогов проектной деятельности.
4. Формы и методы работы с детьми.
Образвательные
области Формы и методы работы
1. Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры:
«Назови сказку»
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Узнай сказку по иллюстрации» (учить отгадывать сказку по иллюстрациям)
«Из какой сказки пришёл герой (героиня?» (учить отгадывать сказку по репликам сказочного героя)
«Четвертый лишний»
«Угадай сказку по песенке"
«Доскажи словечко» (загадки о сказках)
«Собери сказку из частей»
Кубики «Любимые сказки»
Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин», «Я - колобок»
Пальчиковые игры: «Репка», «Колобок», «Сказки», «Теремок»
Игры – драматизации по сказкам «Колобок, «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя»
2. Познавательное развитие НОД по ФЭМП «Гуси – лебеди»
НОД по ФЭМП «Стоит в поле теремок»
Познавательно – исследовательская деятельность «Свойства бумаги»
3. Речевое развитие Интегрированное занятие «Заюшкина избушка» (развитие речи и лепка)
Интегрированное занятие «Три медведя» (развитие речи и лепка)
НОД «В гостях у сказки»
Показ сказок с помощью настольного театра, пальчикового театра, фланелеграфа.
Беседы с детьми «Что такое сказка» «Моя любимая сказка», «Правила обращения с книгой», «На кого из сказочных героев я похож?».
Чтение худ. литературы:
«Колобок», обр. К. Ушинского;
«Маша и медведь», обр. М. А. Булатова;
«Три медведя»
«Петушок- золотой гребешок»
«Лисичка –сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова
«Пузырь, соломинка и лапоть»
«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
«Теремок», обр. Е. Чарушина;
«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
«Гуси-лебеди»,обр. Булатова;
«Бычок —черный бочок, белые копытца»;
«У страха глаза велики», обр. М. Серовой.
«Три поросенка» пер. С. Михалков
4. Художественно – эстетическое развитие НОД по рисованию:
«Такие разные сказки»
«Колобок»
«В гостях у сказочных героев»
«Избушка для трех медведей»
НОД по лепке:
«Колобок» - пластилинография
«Подарки для колобка» (лепка из соленого теста)
«Бабушкины сказки»
«Мисочки для трех медведей»
НОД по аппликации
«Репка»
«Сказочный домик – теремок»
Строительные игры «Построим домики для сказочных героев»
Конструирование «Кроватки для трех медведей»
Музыкально – ритмические движения «Колобок», «Бабка – Ежка»
5. Физическое развитие НОД по физкультуре «Путешествие по стране сказок»
НОД по физкультуре «Кто в теремочке живет?»
Динамические паузы «Колобок», «Мышка», «Бабушка Яга»
Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки»
Подвижные игры «Заинька, попляши», «Пузырь», «Гуси – гуси», «У медведя во бору», Бабушка Маланья», «Водяной»
Подражательные движения, характерные для животных: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса, мышка, петушок и др.)
5. Работа с родителями
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
• Анкетирование для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
• Папки – передвижки для родителей:
«Нужно ли читать детям русские народные сказки?»
«Воспитание сказкой»
«Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»
• Консультации для родителей:
«Значение сказки в жизни ребенка»
«Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет»
• Родительское собрание: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
• Акция «Подари книгу – сказку
• Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
6. Обобщение результатов работы:
К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учат доброму отношению к людям. Сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях проектной деятельности.
В процессе своей работы я использовала технологию проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологи. Я считаю, что основная цель проекта - формирование интереса у детей к русским народными авторским сказкам, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки -была достигнута.
На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература и составлен перспективный план мероприятий для детей, а также план совместных мероприятий с участием родителей. Заранее я ознакомила всех родителей с целью и задачами будущего проекта, заинтересовала и привлекла к сотрудничеству.
Основной этап проектной деятельности длился два месяца. На всех занятиях по всем образовательным областям я использовала разнообразные сказочные сюжеты, знакомые детям. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними. Из дома дети приносили свои любимые книги со сказками и рассказывали о них. У детей сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Исполняемая роль, произносимые реплики ставили детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность вызывала у детей особый восторг. Все дети желали надеть маску и костюм и превратиться в того или иного сказочного персонажа. Даже робкие и стеснительные дети стали принимать активное участие в театрализованной деятельности.
В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки. Дети стали дружнее, чаще объединялись для обыгрывания той или иной сказки.
Закреплению представлений о сказках способствовали занятия по изодеятельности. В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» применяла традиционные и нетрадиционные техники рисования (ладошками, пальчиками, рисование на манной крупе). В свободной деятельности дети с удовольствием рисовали цветными карандашами, восковыми мелками сказочных героев, раскрашивали раскраски, распечатанные родителями. Регулярно устраивались выставки поделок и рисунков детского творчества. Дети вместе с родителями приняли участие в выставке рисунков «Моя любимая сказка» и с гордостью показывали свои рисунки детям и воспитателям и
В процессе совместной деятельности над проектом активными участниками были родители. Для родителей были оформлены папки – о роли сказки в развитии и воспитании ребенка, было проведено анкетирование о том, какие книги родители дома читают детям, есть ли в домашней библиотеке сказки. На родительском собрании «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» особое внимание уделялось значимости семейного чтения. Чтение сказок стало доброй семейной традицией во многих семьях. Благодаря родителям предметно – развивающая среда группы пополнилась новыми видами театров (пальчиковый, разные виды настольных театров, театр ложек). Работы оказались оригинальными и неповторимыми. Была организована выставка поделок, сделанных руками родителей «Театр своими руками». Дети стали чаще инсценировать сказки, используя новые виды театров.
Внимание малышей удержать очень трудно, но используемые технологии, методы и приемы работы позволили достигнуть хороших результатов. По результатам мониторинга, полученного в ходе викторины «Что мы знаем о сказках?», 60% детей имеют высокий уровень усвоения материала, 15 % детей имеют уровень усвоения материала – выше среднего, 25% детей имеют средний уровень. 80 % родителей приняли активное участие в реализации проекта. В результате работы над проектом я повысила и своё профессиональное мастерство.