Ирина Пичкалёва
Проект «Символика Олимпиады» (от коллекции до мини-музея)
МАОУ «Начальная школа – детский сад №21»
Проект
«Символика Олимпиады»
(от коллекции до мини – музея)
Автор проекта :
Пичкалева И. И. - воспитатель
высшей категории
г. Кунгур
Пояснительная записка
Тема: «Символика олимпиады»
Срок реализации проекта : 2 недели (4 неделя января- 1 неделя февраля) 2014года
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги
Публикация «Проект „Символика Олимпиады“ (от коллекции до мини-музея)» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада, олимпийские игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Актуальность: В свете модернизации ДО вопрос организации предметно-развивающей среды детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально. Образовательный процесс предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада (группы, в частности) должна обеспечивать:
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста через игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;
- реализацию образовательных программ ДОУ;
Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации Основной образовательной программы дошкольной организации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Олимпийские игры вошли в историю государства как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают притягательной силой не только потому, что это единственное в своем роде всемирное спортивное состязание, но и потому, что Олимпиада 2014 проходит на территории России. В преддверии Олимпиады 2014 года Олимпийское движение вызывает интерес взрослых и детей, является социальным заказом родителей.
Проблема: Недостаточная информированность детей об Олимпийских играх и символике.
Идея проекта : Создание мини- музея символики Олимпиады.
Цель:
- обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Задачи проекта :
1. Способствовать познавательной активности детей.
2. Формировать у детей представление об Олимпийских играх и символики Олимпиады : олимпийский огонь, флаг, эмблема, гимн, медали, талисманы.
3. Воспитать социально значимые личностные качества посредством знакомства с Олимпийским движением.
4. Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе группы.
Принципы реализации проекта :
1. индивидуализации: учет индивидуальных особенностей ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности
2. природосообразности: учет природы ребенка - пол, возраст; построение деятельности в соответствии с интересами и потребностями ребенка.
3. взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых
4. системности и целостности: позволяет разработать четкую программу действий
5. интеграции образовательных областей
Ресурсное обеспечение проекта :
Материально– техническое: атрибуты и оборудование для ознакомления детей с символикой олимпиады, магнитофон, фотоаппарат, мультимедиопроектор.
Методическое:
1. Комплексная программа «Радуга» под ред. Дороновой Т. Н.
2. Прохорова Л. Н. Моделкина Р. Н Кулешова Н. П. «Воспитываем коллекционеров», 2006
3. Рыжова Н. А., Логинова Л. В. Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. - М. : Линка-Пресс, 2008.
4. Рыжова Н. А. «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Москва Педагогический университет «Первое сентября»,2010
Ожидаемый результат:
-Развитие познавательной активности детей
- Обогащение знаний детей об Олимпийской символике
- Повышение интереса детей и родителей к Олимпийскому движению
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
- анкетирование родителей по выявлению предпочтений детей и родителей к занятиям определенным видом спорта;
-Сбор информации об Олимпиаде
-Подбор литературы, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии, материалы для уголков самостоятельной деятельности.
- Выбор места для Коллекции (мини-музея)
- Работа с детьми и родителями (проводятся консультации, беседы, совместные экскурсии в музей)
- Совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и фотоматериала на тему олимпиады, совместное творчество с детьми «Спорт в жизни нашей семьи»;
- Подготовка информационных стендов для родителей
- Подбор наглядно - демонстрационного материала и оборудования для организации образовательного процесса:
• репродукции картин, иллюстрации на тему: «Символика Олимпиад»;
• подвижные, дидактические игры и загадки;
• художественное слово на тему «Символика олимпиады».
II этап – основной
Задачи:
Познавательный блок:
- Познакомить детей с символикой Олимпиады
Работа с родителями:
- Педагогическое просвещение родителей об Олимпиаде
- Привлечение родителей к жизни группы.
Содержание работы с детьми по направлениям
Физкультурно-оздоровительное Познавательно-речевое Художественно-эстетическое Социально-личностное
П/ игра:
«Делай как я»,
«Мы веселые ребята»
- организация и проведение игр-эстафет «Собери эмблему Олимпийских игр»
Рассматривание иллюстраций с изображением символики Олимпиады
Создание фотоальбома «Олимпийская символика»
П. м. «Спорт – это здоровье»
оформление коллекции в группе «Символика Олимпиады»
Беседа «Олимпийская символика и традиции»
- создание коллекций открыток, эмблем, вымпелов, символов Олимпийских игр разных стран мира (оформление фотоальбома).
- мультимедийные презентации: «Передача олимпийского флага из Ванкувера в Сочи», «Подготовка России к Олимпийским играм»;
Рисование
«Олимпийский флаг»
«Олимпийский талисман»
- создание коллективных работ в группе совместно с воспитателями «Олимпийские кольца» с использованием различных техник;
Лепка из глины, пластилина «Музей олимпийских талисманов»
Х. т. «Олимпийские кольца» (из бумажных тарелок)
«Изготовление медалей для Малых Олимпийских игр»
выставки рисунков, оформление альбомов совместно с родителями «Спорт в жизни нашей семьи»
- создание фотогалереи «Мы занимаемся спортом».
Музыкотерапия
- музыкальное сопровождение режимных моментов
- музыкальное сопровождение игр Игры
Д/ игры: «Четвертый лишний»,
«Ты опиши, а я угадаю»
«Угадай по описанию»
«Собери картинку»,
«Исправь ошибку»
«Разрезные картинки» Слушание песен
- ознакомление с песней «Олимпийские игры в Сочи 2014»;
- знакомство с олимпийским гимном.
Традиция: утро радостных встреч «Кольца дружбы»
Чтение худ. Литературы:
Е. Ильин «Олимпиец»
Сюж. -рол. игра «Олимпиада»
игры-путешествия «Как мишка стал олимпийцем»
Работа с родителями
Практические задания
- Фоторепортажи «Спорт в жизни нашей семьи»
- Разработка олимпийской символики
- Пополнение экспонатами коллекции «Символика Олимпиады» создание коллекций открыток, вымпелов, символов Олимпийских игр; оформление выставки спортивных медалей, кубков воспитанников детского сада, родителей и членов их семей;
- Выпуск буклетов «Олимпиада прошлого и настоящего»
- Предоставление возможности родителям принятия роли «групповой помощник» - присутствие родителя в группе и включение его в разные виды взаимодействия с детьми
III. этап аналитический
- Организация мини – музея «Олимпиада – физкульт - Ура!»
- пополнение экспозиции или замена экспонатов,
- изменение в оформлении,
- расширение пространства мини-музея.
- «официальное» открытие
- приглашение гостей
- экскурсии в мини – музей
- встреча с интересным человеком факелоносцем
- проводится образовательная деятельность в мини музее
Формы работы в мини-музее с детьми :
- мини-беседы
-экскурсии для детей и родителей
-самостоятельное рассматривание экспонатов
-мастер-класс по изготовлению экспонатов
-творческие игры, образовательные путешествия
-чтение художественной литературы
-музицирование, прослушивание аудио - материалов
- просмотр мини-презентаций
Анкетирование родителей «По результатам реализации проекта»
Трансляция проекта :
- презентация проекта на педагогическом совете
- фоторепортажи для родителей в ходе реализации проекта
- выставка совместных рисунков детей и взрослых на тему «Спорт в жизни нашей семьи»;
- выставка групповых коллективных работ «Олимпийские кольца»;
- выставка спортивных медалей, кубков воспитанников детского сада, родителей и членов их семей;
- альбомы фотографий и иллюстраций, познавательного материала по теме «Олимпийская символика»
- фотогалерея «Мы занимаемся спортом»;
- создание коллекции в группе «Символика Олимпиады»
- создание мини- музея в ДОУ «Олимпиада – физкульт - Ура!»
Список литературы:
- Филиппова С. О., Волосникова Т. В. Олимпийское образование дошкольников. СПб. : Детство-Пресс, 2007;
- Цветкова О. В. Взаимодействие детского сада и семьи в олимпийском образовании дошкольников. – СПб. : АНО «Гелиос», 2010;