Мурачкова Светлана Андреевна
Проект «Широкая наша масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Публикация «Проект „Широкая наша масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема.
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Тип проекта.
- Творческий
- Краткосрочный
- Групповой.
Сроки реализации проекта.
Одна неделя.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, хороводные игры, художественная деятельность.
Участники проекта.
Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта :
формировать у детей представление о русском народном празднике Масленице.
Задачи проекта :
1. Обобщать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.
2. Приобщать к ценностям русской культуры.
3. Развивать творческие наклонности детей, желание заниматься интересным творческим делом (лепка, рисование)
4. Воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Владеют знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.
2. Знают и называют времена года, изменения, происходящие весной в жизни людей и в природе.
3. Умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.
4. Знакомы с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки, песни)
5. Создают свои художественные образы в изобразительной деятельности.
6. Выражают эстетические чувства, проявляют эмоции от участия в народных праздниках, прослушивании произведений музыкального фольклора.
Этапы проекта :
I.Этап - Подготовительный.
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта с родителями;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Понедельник
«ВСТРЕЧА»
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Беседа «Что за праздник, Масленица?»
Рассматривание альбома «Масленица»
Разучивание закличек.
Лепка из соленого теста «Масленичное солнце»
Вторник
«ЗАИГРЫШ» Знакомство детей с русскими народными играми – забавами. П/и «Горелки».
«Ровным кругом»
«Заря»
Стихи про Масленицу
Среда
«ЛАКОМКА» Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. Слушание песни «Ой, блины!»
Тестопластика «Бублики, баранки».
Рисование «Нарисую солнышко»
Четверг
«РАЗГУЛЯЙ»
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Хороводная игра «Карусель».
П/и «Ручеек»,«Гори, гори, ясно…»
Оформление выставки для родителей.
Пятница
«ПОСИДЕЛКИ» Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Развлечение «Широкая масленица».
Оформление выставки
II. Этап –Основной.
Понедельник «Встреча»
Рассказ воспитателя о русском традиционном празднике – Масленице – познакомить детей со значением и обычаями праздника.
Разучивание масленичных закличек – развивать кругозор, память.
Пальчиковая гимнастика «На блины» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
П/И «Заря»- развивать внимание, реакцию, ловкость.
Изготовление чучела Масленицы – познакомить с символом праздника.
Д/и «Когда это бывает» - упражнять детей в различении и назывании времен года по характерным приметам.
Лепка из соленого теста «Масленичное солнце» - учить детей лепить из соленого теста.
Вторник «Заигрыш»
Д/и «Времена года» - обобщать и систематизировать знания детей о временах года, изменениях происходящих в жизни людей и в природе.
П/и «Ровным кругом» - упражнять детей в выполнении основных видов движений.
Чтение стихов про Масленицу
Наблюдение: птицы – учить рассматривать внешний вид птиц, особенности их поведения; активизировать понятия «зимующие», «перелетные» птицы.
П/и «Заря» - развивать целеустремленность, дружелюбие.
Повторение масленичных закличек – развивать кругозор, память.
П/и «Горелки» - развивать ориентировку в пространстве, умение играть дружно.
Среда «Лакомка»
Ритмическая гимнастика «Колобок» - развивать двигательную способность.
Художественное творчество: лепка из соленого теста «Бублики, баранки» - учить детей лепить из соленого теста.
Наблюдение: Весна, весна – иди сюда – учить наблюдать первые признаки весны.
П/и «Два Мороза» - развивать двигательную активность, интерес к народным играм.
Художественное творчество: рисование «Нарисую солнышко» .
Наблюдение: одежда людей – учить устанавливать причинно-следственные связи (погода на улице и одежда людей) .
П/и «Салки-догонялки» - развивать навык бега, ловкость.
Слушание русской народной песни «Ой, блины» - повышать интерес к русскому народному творчеству.
Четверг «Разгуляй»
Пальчиковая гимнастика «Оладушки» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
П/и «Ручеек» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
Слушание русских народных песен «Ах, вы сени, мои сени», «Барыня» - повышать интерес к русскому народному творчеству.
Повторение масленичных закличек – развивать кругозор, память.
Хороводная игра «Карусель» - учить соблюдать правила игры.
П/и «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
Пятница «Посиделки»
Ритмическая гимнастика «Солнце»
Слушание русской народной песни «Вот уж зимушка проходит» - повышать интерес к русскому народному творчеству.
П/и «Заря» - развивать целеустремленность, дружелюбие.
Наблюдение: весеннее небо – солнце – учить детей наблюдать за явлениями неживой природы.
П/и «Русская метла» - развивать двигательную активность, основные виды движений.
III.Этап – Заключительный.
- выставка к празднику силами детей и родителей;
- развлечение для детей «Широкая масленица»
Формы взаимодействия с родителями
Информационный стенд «Широкая Масленица».
Конкурс рисунков «Как на Масленичной неделе…» (семейное творчество,оформление мини-выставки.
Участие в совместном досуге детей, родителей и педагогов «Широкая Масленица».
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности; все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, была поставлена цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.