Светлана Попович
Проект «Широкая Масленица» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из светлых праздников на Руси. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даем им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого веселого праздника.
Публикация «Проект „Широкая Масленица“ в средней группе» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Средняя группа
- Темочки
Проблема: Дети не имеют знаний о русском народном празднике «Масленица»; не ознакомились с традициями и обычаями празднования Масленицы.
Цель проекта :
- Знакомство детей с народным праздником Масленица, с характерными для него обрядами.
-Формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам.
- Воспитание любви к своей Родине.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с русским народным праздником «Масленица», с ее значением, символами, традициями, народными играми.
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры.
3. Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, как источником познавательного и нравственного развития детей.
4. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.
Автор проекта : воспитатель средней группы №2 –Попович Светлана Викторовна.
Тип проекта : творческий, игровой.
Сроки проведения: краткосрочный – с 12 февраля -18 февраля 2018года (1неделя)
Участники проекта : воспитанники средней группы №2, воспитатели, родители.
Основная образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат:
- Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- Получение представлений о народных играх, обрядах;
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
-Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.
Этап Задачи Содержание Сроки Ответственный
Подготовительный Постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования масленицы -Беседа с детьми и опрос: «Что за праздник «Масленица?», «Как празднуется «Масленица?»
-подбор методического, дидактического материала;
- подобрать картинный материал, пособия и литературу по теме (потешки, заклички, загадки, репродукции)
-начать формирование картотеки русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста;
-изготовление куклы – Масленицы. С 5-9 февраля Воспитатель –Попович С. В.
Организационный Дать представление о празднике «Масленица» (проводы зимы, встреча весны, выпечка блинов) -тематическая выставка: детская художественная литература (сказки, потешки, загадки, заклички о весне, солнышке, масленице);
-слушание русских народных песен «Блины», «Ох, ты Масленица»;
-заучивание стихотворения «Радость в каждый дом», закличек о Масленице, о весне;
-рассматривание иллюстраций про масленицу, игр- забав детей зимой и беседа по содержанию;
-дидактические игры «Расставь матрешки по росту», «Собери блинчик» (разрезные картинки) С 12 февраля Воспитатель
Формирующий Продолжить знакомить детей с традициями празднования Масленицы; вызвать у детей желание участвовать в играх, плясках.
Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры.
-Беседы «Что такое Масленица?», «Масленица пришла –весну принесла»;
-рассматривание: «Кукла Масленица» «Русская матрешка»;
-пальчиковые игры: «Стала Маша гостей созывать», «Солнышко-ведрышко»
-подвижные игры: игра-хоровод «Прощай Масленица», «Солнышко», «Карусель»; игры-соревнования «Кто быстрее перенесет блины»
-наблюдения за изменениями в природе;
-сюжетно-ролевая игра «Испечем оладушки для бабушки»;
Продуктивная деятельность: «Солнышко» (лепка); «Блины» (рисование);
-экспериментальная деятельность: Что нам надо для блинов»
-Консультация «Дни Масленицы»;
-Привлечь к выпеканию блинов для угощения детей в группе; С 12-16 февраля Воспитатель, дети
Итоговый Закрепить знания о праздновании Масленицы Развлечение «Масленицу встречаем, зиму провожаем –весну закликаем»;
-организовать для родителей выставку детских работ.
Используемая литература: Детская художественная литература; картотека русских народных игр; картотека пальчиковых игр; интернет-ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»
( Дети встают и повторяют за Хозяйкой:)
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).
Пальчиковая игра «Стала Маша гостей собирать»
Стала Маша гостей собирать:
Одна рука малыша кладется с хлопком на его другую руку.
– И Иван приди,
Руками мамы «здороваются», прижимаются друг к другу большие пальцы руки ребенка.
– И Степан приди,
Соединяются указательные пальцы.
– Да и Андрей приди,
Соединяются средние пальцы.
– Да и Матвей приди.
Соединяются безымянные пальцы.
– И Митрошечка, ну, пожалуйста!
Соединяются мизинцы.
Игра «Солнышко» для малышей
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается,
А весна милее (круг расширяется).
Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.
Игра с платочком.
Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:
На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний, возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.
Игра «Петушки»
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
Стихотворение для разучивания:
Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!
Закличка на Масленицу :
«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее».
Пословицы, поговорки:
-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»
-«Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»
Загадки на масленицу : ( Автор загадок: Ирис Ревю)
Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица
Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это — праздник старины.
Ответ: Масленица
С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные (блины).
Горячий, румяный,
Сытный, желанный,
Бабушка с утра печёт,
Угощается народ.
Ответ: Блин