юлия кижапкина
Проект «Широкая масленица» (старшая группа)
Краткосрочный проект в старшей группе «Широкая масленица»
Тема: «Широкая масленица»
Тип проекта : познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы «Капельки», родители.
Сроки реализации проекта : с 25 по 28 февраля 2020 г.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Широкая масленица“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель:
Создание социальной ситуации успеха через повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Создать условия для ознакомления детей с п традициями русского народа;
Создать условия для развития самостоятельности и умения работать в группе сверстников;
Создать условия для поддержки, развития, стимулирования речевой активности;
Способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе углубления и расширения представлений детей о празднике;
Создать условия для самостоятельного выбора для какой-либо деятельности;
Содействовать сотрудничеству детей и взрослого;
Создать условия для развития фантазии и воображения;
Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей принятых в обществе;
Создать условия для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, обществу и др. ;
Формы реализации проекта :
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;
• Развлечение «Прощай, Масленица»
Чаепитие
Взаимодействие с родителями:
• Приготовление блинов для чаепития
Тематическое планирование
Вторник 25 февраля «Встреча»
Тематическое занятие «Госпожа Масленица»
Разучивание масленичных частушек Народная игра - забава «Малечина–калечина»
Катание с горки
Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»
Рисование «Масленица»
Народная игра – забава «Петушки»
Среда 26 февраля «Заигрыш»
Народная игра – забава «Перетягивание каната»
Хороводная игра «Едет Масленица»
Катание на санках Загадки о весне и зиме
Слушание песни «Ой, блины, мои блины»
Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»
Конструирование из бумаги «Масленица»
Четверг 27 февраля «Лакомка»
Беседа «Значение и символика блинов»
Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»
Народная игра – забава «Блинная эстафета»
Рисунки на снегу Разучивание русской народной песни «Масленица - блиноеда»
Народная игра - забава «Звонарь»
Пятница 28 февраля «Разгуляй»
Развлечение «Прощай, Масленица!»
Беседа: «Что мы узнали о Масленице»
Исполнение русских народных песен
Народная игра - забава «Горелки»
Игры в «снежки»
Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»
Организованная образовательная деятельность
(различные виды деятельности)
Коммуникативная.
Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице?»
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины», масленичных закличек.
Познавательно – исследовательская.
Занятие по приобщению к социокультурным ценностям «Госпожа Масленица»; отгадывание загадок о весне и зиме; просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица».
Изобразительная.
Рисование, «Масленица», «Рисунки на снегу»; конструирование из бумаги.
Музыкальная.
Слушание русских народных песен «Как на Масленой недели», «Ой, блины мои блины»; разучивание и исполнение русской народной песни «Масленица - блиноеда», масленичных частушек; исполнение русских народных песен.
Музыкально – игровое творчество: хороводные игры «Заинька, попляши», «Едет Масленица».
Игровая.
Народные игры – забавы.
Ожидаемый результат:
Дети
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Родители
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
ООД
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим на картинки и вы мне расскажите что же тут происходит (ответы детей) Правильно ребятки, именно о том почему там так веселятся мы с вами сегодня и поговорим. Ребятки кто ни - будь знает что же такое масленица (Ответы детей)
Масленица это- русский народный праздник, если говорить проще Масленицаэто- проводы зимы и встреча весны. Масленица получила свое название от слова «масло», потому что в последнюю неделю перед Великим Постом разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В масленицу долгом каждого было прогнать зиму и разбудить природу. Именно по этому люди так веселятся, что даже забывали про холода, морозы, тоску и печаль.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Воспитатель: Как вы думаете дети а что являлось символом Масленицы. (ответы детей) Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму.
Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Физкультминутка
«Малечена -калечина»
Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Праздник Масленицы длится 7 дней, и каждый день имеет свое название. :
Понедельник (встреча)- хозяйки с раннего утра начинали печь блины. Жители соседних деревень устраивали веселые снежные битвы, катались с ледяных горок, наряжали соломенное чучело Масленицы и катали по улицам. Затем его вывозили за околицу и устанавливали на возвышенности.
Ну – ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить
Вторник (заигрыш)- по дворам ходили люди в козьих масках и соломенных шапках с веником, прикрепленным к длинному шесту. За определенную плату (за блины) хозяева дома, к которым пришли ряженые, могли привязать к венику ленточку с наговором от недугов и жизненных невзгод. Люди верили, что унося веник, ряженые уносили прочь несчастья(.
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка- прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Парни и девушки собирались и заводили новые знакомства, устраивали игры, катались с горок.
А мать семейства, посылала приглашения родным и друзьям со словами: «У нас горы для катания готовы и блины испечены - просим в гости».
Среда (лакомка)- тещи приглашали зятьев и родных в гости на блины. Каждая хозяйка старалась блеснуть кулинарным мастерством и накормить гостей как можно лучше. У каждой хозяйки были свои секреты по приготовлению блинов. Никто не мог узнать эти секреты. Например, увидеть, как замешивается тесто для блинов -это считалось неприятным, и тогда блины не получатся вкусными и красивыми.
Хозяюшки выносили готовые блины на улицу и угощали соседей и всех, кто пожелает.
Четверг (разгул)- собираются богатые столы и веселые потехи.
На стол ставили пиво, брагу и вино. К чучелу Масленицы приносили ненужные вещи и рядом втыкали старый веник с наговорами.
Пятница (тёщины вечерки)- зятья угощали тещ и других родных жены, блинами и оказывали всяческое уважение и почтение.
Суббота (золовкины посиделки)- невестки приглашали в гости родственников мужа. Для молодых хозяек этот день превращался в настоящий экзамен. На стол подавались самые лучшие блюда.
В большие села стекались крестьяне с окрестных деревень на праздничные ярмарки.
Воскресенье (проводы, Прощеное воскресенье)- завершается масленичная неделя. Пост для православного христианина всегда начинается с прощения всем людям, по этой причине появилась традиция просить прощения друг у друга. В Прощеное воскресенье люди ходят на кладбище, оставляя на могилах своих умерших родственников угощенье - блины.
Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
Все шли к чучелу масленицы попрощается с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
После этого чучело поджигали под веселые возгласы,песни и игры.
А сейчас мы поиграем в веселую русскую народную игру.
«Гори, гори ясно»
Игроки выбирают одного ведущего. Все остальные становятся парами друг к другу. Ведущий стоит перед колонной лицом к игрокам. Он говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После этих слов последняя пара отпускает руки, игроки бегут один по правой, другой по левой стороне колонны, а ведущий старается поймать кого-то из них до того, как игроки схватятся за руки. Беглецы должны убежать от ведущего, схватиться за руки и стать в начале колонны перед первой парой. Если же ведущий словит одного из них, то становится с ним перед всеми парами. А тот, кого не поймали, становится ведущим и игра продолжается. Опять бежит последняя пара, а ведущий догоняет одного из них. Если пара смогла сомкнуть руки, ведущий остается тот же и игра продолжается.
Гори-гори ясно с платочком
Все участники становятся парами один за другим, держась за руки. А ведущий стоит перед колонной и держит в руке над головой платочек. Потом вместе говорят:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После этих слов игроки последней пары бегут вперед и тот, кто первым возьмет платочек, становится ведущим перед колонной, а тот, кто не такой ловкий «горит»
Ну что ребята вам понравилось? А теперь скажите мне почему праздник называется масленица. (Ответы детей) Что готовили хозяйки в этот день. Почему пекли именно блины. Как по другому называли праздник.
Дети а вы хотите разучить заклички на этот праздник
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Обсудить смысл закличек.
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.