анна чешкова
Проект «Масленица широкая»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы-разработчики:
Корельская Е. А., учитель-дефектолог
Центра «Гармония», г. Новодвинск;
Чешкова А. Д., воспитатель
МАДОУ № 157 «Сиверко», г. Архангельск
Название проекта «Масленица широкая»
Аннотация проекта : Данный проект разработан молодым специалистом с целью повышения интереса к народному празднику Масленица у старших дошкольников с ОВЗ и членов их семей.
Публикация «Проект „Масленица широкая“» размещена в разделах
Вид проекта (согласно классификации Полат Е. С.) :
По доминирующему методу: практико-ориентированный.
По характеру содержания: включает ребенка, его семью и учреждения социума.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с МДОУ-18 «Лесовичок», МОУ ДОД «Школа искусств», ГБОУ АО «СКОШ № 5».
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (1 месяц) .
Обоснование необходимости проекта : В контексте новых нормативных документов (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и др.) сегодня в образовании большое внимание уделяется проблеме воспитания гражданственности у подрастающего поколения. Формирование гражданственности как интегративного качества личности позволяет человеку ощущать себя гражданином своей страны в разных сферах деятельности. Одной из важнейших сторон воспитания у дошкольников гражданских чувств является развитие интереса к истории и культуре своей Родины.
К сожалению, как отмечают педагоги групп компенсирующей направленности и подтверждают исследования С. Г. Шевченко, Р. Г. Тригер, И. Н. Волковой, из культурного багажа дошкольников с задержкой психического развития уходят народный фольклор, игры, практически отсутствуют знания о народных обычаях, традициях, праздниках.
По результатам проведенного первичного мониторинга, бесед с воспитанниками 5-7 лет разновозрастной группы VII вида и анкетирования родителей «Традиции в Вашей семье» педагоги нашей группы отметили крайне низкий интерес к народным традициям и праздникам у 92% воспитанников и 85% родителей. Данная проблема и легла в основу нашего проекта.
Цель проекта : Формирование у старших дошкольников с задержкой психического развития представлений о народном празднике Масленица через совместные мероприятия с родителями и учреждениями социума.
Задачи:
Познакомить воспитанников и родителей с традициями проведения праздника Масленица.
Развивать у детей и родителей интерес к народным традициям и ремеслам (изготовление глиняной игрушки «Утушка» и чучелки Масленицы, валяние из шерсти, выпечка блинов и др.)
Стимулировать желание активно участвовать в совместных мероприятиях Масленичной недели.
Основное содержание проекта : Проект представлен в виде цикла совместных мероприятий с детьми, родителями, педагогами группы и учреждений «партнеров», объединенных единой темой «Масленица широкая».
Масленица - народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Последнюю перед Великим постом неделю всегда проводили весело, так как впереди предстояло целых 7 недель сурового поведения и всяческих ограничений (Большой энциклопедический словарь) .
Ресурсы: В ходе реализации данного проекта были задействованы различные ресурсы:
• временные (с 24.02.14 по 10.03.14) ;
• информационные (стенды, брошюры, буклеты, реклама на сайте Центра и др.) ;
• интеллектуальные (учитывались рекомендации экспертов в лице преподавателя «Школы искусств» Трапезниковой Е. Н., воспитателя МДОУ-18 Цислицкой Е. М.) ;
• кадровые (педагоги Центра «Гармония» и учреждений «партнеров») ;
• материально-технические (помещения «Школы искусств», МДОУ-18, СКОШ №5, Центра «Гармония») м/медийная техника, фотоаппарат, видеокамера, принтер, ксерокс, мольберт, методические пособия, канцтовары, ткань, глина и т. д.)
Партнеры: МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Лесовичок», МОУ ДОД «Школа искусств», ГБОУ АО «СКОШ № 5».
Целевая аудитория: Участники мероприятий проекта «Масленица широкая» :
-воспитанники 5-7 лет группы компенсирующей направленности «Песенка»;
-родители и члены семей воспитанников группы «Песенка»;
-команда педагогов Центра «Гармония», МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Лесовичок», МОУ ДОД «Школа искусств», ГБОУ АО «СКОШ № 5».
План реализации проекта
1этап: подготовительный (10.02.2014г. -23.02.2014 г.)
2 этап: практический (24.02.2014 г. -02.03.2014 г.)
3 этап: итоговый (03.03.2014 г. -10.03.2014 г.)
Этапы и сроки Мероприятия проекта Ответственные
1 этап:
с 10 по 23 февраля 2014 г. 1. Изучение программы, методической литературы, Интернет-ресурсов, опыт работы коллег МДОУ, МОУ ДОД «ДДТ» г. Новодвинска.
2. Подборка материалов о Масленице, создание презентаций, картотеки, наглядности и др.
3. Разработка паспорта проекта участниками.
3. Мотивация детей, информирование родителей. -зам. директора по УВР,
- учитель-дефектолог Корельская Е. А. ,
-воспитатель Чешкова А. Д.
2 этап:
24.02.2014 Понедельник «Встреча»
1. Бинарная НОД «Масленица» с использованием м/медийных материалов и картин Маковского К. Е. и Кустодиева Б. М.
2. Народные подвижные игры на дневной прогулке воспитанников всех возрастных групп. - учитель-дефектолог Корельская Е. А. ,
- воспитатель
25.02.2014 Вторник «Заигрыш» Тематическая экскурсия «Преданья старины глубокой» в музее «Северная изба», совместные веселые игрища и потехи детей и взрослых на базе МДОУ № 18 -воспитатель МДОУ-18,
- учитель-дефектолог Корельская Е. А.
26.02.2014 Среда «Лакомка» Мастер-класс по валянию из шерсти и совместная деятельность по изготовлению куклы Масленицы.
Наблюдение за выпечкой блинов поварами на кухне (оформление алгоритма выпечки блинов) - педагоги СКОШ № 5,
-воспитатель Чешкова А. Д. ,
- учитель-дефектолог Корельская Е. А.
27.02.2014 Четверг «Широкий четверг», Мастер-класс совместно с обучающимися по изготовлению глиняной игрушки «Утушка» (на базе МОУ ДОД «Школа искусств») -педагог МОУ ДОД «Школа искусств»
- учитель-дефектолог Корельская Е. А.
- воспитатель Чешкова А. Д.
28.02.2014 Пятница «Масленичные вечерки» Развлечение на дневной прогулке «Встречаем Масленицу» (игры, забавы, катание на санках, «дружеские бои» в снежной крепости, ситуации общения и др.)
Вечерняя викторина с родителями «Что мы знаем о Масленице» -музыкальн. руководитель,
- учитель-дефектолог Корельская Е. А. ,
- воспитатель Чешкова А. Д.
01.03.14
02.03.14 «Семейные субботние посиделки» и «Прощеное воскресенье» в кругу семьи. Посещение городского праздника «Прощание с Масеницей» на Комсомольской площади. -родители воспитанников и члены их семей
3 этап: 03.03.14 г-10.03.14 г.
1. Коррекционный час совместно с родителями «Почему Масленицу называют «широкой»?
2. Оформление страниц книги «Рецепты блинов»
3. Просмотр презентационных материалов проекта, предоставление информации на сайте - учитель-дефектолог Корельская Е. А. ,
- воспитатель Чешкова А. Д.
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект проекта.
В ходе реализации проекта «Масленица широкая» получены следующие результаты и продукты проекта :
у воспитанников группы и родителей сформированы первичные представления о народном празднике Масленица;
подавляющее большинство детей и родителей (82-94%) проявляли выраженный интерес и активность в ходе проводимых мероприятий проекта;
все воспитанники самостоятельно изготовили чучело Масленицы и глиняную игрушку «Утушка»;
родители и другие члены семей (бабушки, родственники) поделились семейными рецептами выпечки блинов, начинок к ним, создана групповая книга «Рецепты Масленичных блинов».
Из результатов бесед с воспитанниками и родителями, просмотров фоторепортажей, презентационных материалов можно сделать вывод, что в 68-79% семей наших воспитанников в период масленичной недели использовали традиции такого веселого и познавательно-вкусного народного праздника «Масленица широкая».
11. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Активное и заинтересованное участие воспитанников группы и членов их семей в проекте «Масленица широкая» предполагает возможность дальнейшего продолжения работы по разработке проектов других народных праздников, расширение контингента участников (совместно с семьями сверстников, посещающих ближайшие детские сады города, создание медиатеки материалов проведения народных праздников.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Литература и нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155)
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., М. : Мозаика-Синтез, 2013 г.)
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов ДОУ. - М. :Мозаика – Синтез, 2008.-112 с.
5. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67-73.
6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 2008
7. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 15-17.
8. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 1. – С. 33-34.