Армине Алоян
Проект «Давайте поиграем» по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры и пособия
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь – май).
Тип проекта : познавательно – игровой.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Цель проекта : создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Давайте поиграем“ по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры и пособия» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
• Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление).
• Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве).
• Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
• Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
• Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Продукт проекта :
• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
• Пополнение сенсорной зоны новыми играми.
• Итоговое игровое занятие с использованием дидактических игр.
Актуальность проекта. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка : развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Оно осуществляется в процессе разных видов детской деятельности. Внимание детей раннего возраста неустойчиво, поэтому акцент сделан на игровой вид деятельности. Заставить играть нельзя, а вот увлечь детей игрой можно. Именно дидактическая игра является для малышей средством, которое стимулирует их активность, и способствует развитию сенсорики, моторики и интеллекта. Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий. Желание детей достигнуть игровой цели заставляет лучше воспринимать окружающее, обследовать предметы, сравнивать их признаки (цвет, форма, величина).
Новизна заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно, через использование самодельных дидактических игр.
Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста через использование дидактических игр.
Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты по сенсорному воспитанию детей раннего возраста :
• Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.
• Ориентироваться в основных цветах.
• Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
• Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок.
• Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма).
• Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
• Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине.
• Развивать исследовательские действия предметов на ощупь.
• Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
Решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать :
• создание в группе расширенного сенсорного уголка с различными дидактическими и игровыми пособиями;
• раннее начало обучения дошкольников;
• включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
• Подготовительный этап:
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО.
- Проведение мониторинга.
- Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
• Практический этап:
- Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность по сенсорике.
2. Дидактические игры.
3. Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Виды самодельных дидактических игр :
• Игры - забавы.
• Настольно - печатные.
Обязательным элементом дидактическим игр является :
• Отражение учебного материала.
• Выделение игровых задач.
• Наличие правил.
• Действия играющих.
• Подведение итогов игры.
Классификация игр:
1. Игры, возникающие по инициативе детей (самостоятельные).
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого (организованные).
Данные игры могут быть включены практически в любое занятие.
Регулярно проводился контроль за состоянием сенсорного развития детей :
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки;
2-й уровень: целенаправленные пробы;
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Дидактический самодельных игр заключался в том, что ребенок получал возможность действовать сам. Если материал был неизвестен детям, то педагог активно воздействовал.
Работа с родителями:
1. Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Значение дидактических игр для сенсорного развития детей.
2. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап - анализ результатов проекта :
• были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
• у детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
• родители получили методические рекомендации по воспитанию сенсорной культуры у детей, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Используемая литература:
1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.
5. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста; учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
6. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991. – 207с. : ил.
7. Чего на свете не бывает? : Занимательные игры для детей от 3до6 лет : Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева и др. ; Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. - М. : Просвещение, 1991. – 64с.